Цели урока: познакомить учащихся с составом, названиями, классификацией и представителями класса кислот
Задачи урока.
Образовательная:
- сформировать знания учащихся о кислотах, их составе, способах классификаций и названий представителей класса кислот;
Развивающая:
- совершенствовать умения экспериментировать, наблюдать, анализировать, делать выводы, умения слушать и слышать другого человека
Воспитательные:
- продолжить формирование диалектико-материалистического мировоззрения учащихся об окружающих их веществах,
- обратить внимание учащихся на правила работы с кислотами.
Оборудование:
- компьютерный класс
- карта “Страна Кислот”, магниты,
- мультимедийный проектор;
- лазерная “указка”
На столах учащихся:
- два пронумерованных стакана (вода и раствор лимонной кислоты)
- инструкционные карты, карточки,
- 1 ряд штатив с 3 пробирками, раствор соляной кислоты, 2 ряд штатив с 3 пробирками, раствор серной кислоты,
- индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метилоранж.
Тип урока: “Урок-путешествие” (комбинированный)
План урока:
1. Ориентационно-мотивированный этап | - 5 мин. |
|
- 1 мин. |
|
- 4 мин. |
2. Ориентационно-исполнительный этап –35 мин. | |
|
- 5 мин. |
|
- 7 мин |
|
- 10мин |
|
- 3 мин. |
|
- 10 мин. |
3. Рефлексивно-оценочный этап | - 5 мин. |
|
- 3-4 мин. |
|
- 1-2 мин. |
- Здравствуйте. Садитесь.
Вы уже знакомы с некоторыми веществами из окружающего нас мира.
И сегодня мы продолжим изучение веществ. А вот каких именно?
Посмотрите на фотографии, представленные на экране. Как видите, здесь есть представители растений, животных и даже лекарственных средств. (Щелкнуть левой кнопкой мыши (лкм))
А что же между ними общего? Как вы думаете?
– Лимон, яблоко- кислые на вкус…
– Кислоты
Слайд 2 Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты. Кислый вкус лимону придает лимонная кислота, яблоку– яблочная кислота, скисшему молоку–молочная кислота. Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты.
Итак, предмет нашего изучения сегодня это … – Кислоты
Что же нам необходимо знать о кислотах? – Состав, строение, свойства, названия, их представителей…
Слайд 3 Откройте тетради, запишите тему урока: “Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот.”
Таким образом, мы обозначили и цели урока. Слайд 4 (Открыть карту “страна Кислот” <Рисунок1> )
Изучение этих вопросов я предлагаю вам провести в виде небольшого путешествия в страну Кислот. Как вы видите, в городе Информаций нас уже встречает хозяйка этой страны, или, как ее называют, “мать всех кислот” – серная кислота. Ее значение, ребята, очень велико. Так, например, по объему производства этой кислоты нередко судят о развитии всей химической промышленности страны. Слайд 5 Формула ее – H2SO4. Запишите формулу и название в тетрадь. Делают записи
Слайд 6 Не менее важна как в химической промышленности, так и в жизни, она входит в состав желудочного сока,– хлороводородная или соляная кислота. Формула ее HCl, отметьте у себя в тетрадях. Делают записи
Как вы видели из предыдущих примеров, по агрегатному состоянию кислоты бывают - жидкие, а есть кристаллические (твердые). Слайд 7 Например, борная кислота состава H3BO3. Ее вы можете встретить в домашней аптечке. Делают записи
Перечисленные кислоты относятся к минеральным или неорганическим.
А вот названные вами ранее лимонная, яблочная, аскорбиновая, а также хорошо вам известная уксусная кислота и многие другие относятся к органическим. Слайд 8
Большинство кислот (в том числе и приведенные примеры) являются растворимыми веществами. Исключением является кремниевая кислота, формула которой H2SiO3. Слайд 9 Проверьте свои записи и допишите нерастворимую кислоту. Делают записи
Посмотрите на записанные вами формулы кислот. Какой вывод об их составе мы можем сделать? Делают вывод о составе кислот
Часть кислоты без атома водорода называется кислотным остатком. Значит кислоты– это … сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков
Слайд 10 Послушайте еще раз это определение и запишите его в тетрадь. Кислоты– сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков. Записывают определение, проговаривают его
Возьмите на столах карточки №1 попробуйте выполнить задание, опираясь на полученные знания. Выполняют задание (Переместить “H2SO4” в г. Классификаций)
Слайд 11 Проверьте себя, за правильное выполнение поставьте на полях - 1 балл.
Мы двигаемся далее по стране кислот в г. Классификаций. И вновь посмотрите на экран. Слайд 12 Какое различие вы видите в формулах этих групп? Делают выводы о делении кислот на группы по наличию в них кислорода.
Действительно, все кислоты можно разделить на бескислородные и кислородсодержащие. Какая из записанных ранее кислот бескислородная? Кислородсодержащие? Слайд 13 Запишите классификацию по данному признаку, приведите примеры.
Слайд 14 Какое отличие в следующих группах вы можете увидеть? …разное число атомов водорода
Число атомов водорода определяет основность кислоты. Таким образом, по числу атомов водорода (основности) различают одноосновные, двухосновные, трехосновные кислоты. Слайд 15 Запишите классификацию по данному признаку, приведите примеры. Делают записи
Возьмите карточки №2. Работаем в парах. (Переместить “H2SO4” в г. Номенклатурный <Рисунок2>)
Слайд 16 Проверьте результат, не забудьте поставить на полях 1 балл за правильное выполнение.
Вот мы уже в г. Номенклатурный, где можно научиться правильно называть кислоты. Вы обратили внимание на большое их разнообразие. Чтобы не запутаться в многочисленных названиях, существуют определенные правила названия кислот.
Слайд 17 Названия кислот состоят из прилагательного и существительного “кислота”.
Прилагательные бескислородных кислот состоят из двух корней обозначающих химические элементы, составляющие эти кислоты.
Прилагательные кислородсодержащих кислот состоят из корня-названия химического элемента-неметалла, образующего данное соединение плюс суффикс –н, если данный элемент находится в высшей степени окисления;
Или суффикс -ист, если этот элемент имеет промежуточную степень окисления.
Если вопросов нет, возьмите карточки №3, выполните задание, опираясь на полученные знания, обсудите результат в парах. Выполняют задание в парах, опираясь на записи в тетради и на экране. ( Переместить “H2SO4” на остров Экспериментаторов)
Расскажите, что у вас получилось (Слайд 18 (лкм)) проверка результатов идет после каждого ответа учащихся). Отметьте правильное выполнение задания 1 баллом.
Молодцы! Нам с вами осталось посетить остров экспериментаторов. Но что это?!
Физкультминутка
…Горы встают у нас на пути
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи.
Что же это за горы? – ПТБ…
Правила техники безопасности. Какие из них необходимо нам сейчас вспомнить? Проговаривают правила Слайд 19 Повторим еще раз.
Итак, до острова добрались, теперь вы не просто гости страны Кислот,
вы–экспериментаторы. Слайд 20
Выполните задание
1. После этого обсуждение результатов разных групп. (Щелкнуть лкм)
2. Сравнивают полученный результат
За его правильное выполнение поставьте в тетради еще 1 балл.
Первое знакомство со страной Кислот состоялось. На сколько продуктивным оно было, проверьте, ответив на вопросы небольшого теста.
Кто получил положительный результат опроса, поставьте еще 1 балл.
Подсчитайте сумму баллов и, если она вас устраивает, поставьте эту отметку в дневники. Расписаться в дневниках.
Записываем домашнее задание, по результатам теста. Слайд 21
Кто ответил на отлично, – подготовьте ответы на вопросы (вспомните почему в начале урока фигурировал муравей); кто ответил хорошо–еще раз проработайте материал параграфа 20, выполните упражнение 1,4; кто ответил удовлетворительно и неудовлетворительно, я вас жду на консультацию после уроков.
Спасибо за урок. Все свободны.
Карточки с заданиями к уроку (Приложение)
Список литературы
- Габриелян О.С. Химия 8. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2005.
- Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.Я. Настольная книга учителя. Химия 8 класс. М.: Дрофа, 2003.
- Габриелян О.С., Яшукова А.Я. Химия. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С. Габриеляна “Химия 8 класс”. М.: Дрофа, 2006.
- Катаева Л.Г., Толкачева Т.К.. Карточки-задания по неорганической химии. 8 класс. М.: Просвещение, 1998.