Цели урока:
- Обучающие: сформировать у учащихся представление о Германии – как «экономическом локомотиве» Европы, через призму этого понятия проанализировать элементы экономико-географической характеристики страны: географическое положение, природно-ресурсный потенциал, историческое формирование территории, население, хозяйство и внешнеэкономические связи;
- Развивающие: развивать умение частично-поисковой и познавательной деятельности;
- Воспитывающие: формирование познавательной потребности, стремления к глубокому усвоению знаний.
Оборудование: Настенная политическая карта Зарубежной Европы, атласы, рисунки, таблицы в учебнике, диаграммы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Интеллектуальная разминка:
- Где возникла Древняя Европейская цивилизация?
- Что означает этнос?
- Когда сложить основные особенности этносов и сформировалась их география в Зарубежной Европе?
- Назовите этапы развития Европейских городов.
- Национальный состав населения Европы характеризуется относительной однородностью или чрезвычайной пестротой?
- Зарубежная Европа имеет высокий уровень развития промышленности или транспорта?
- На территории какого государства располагается крупнейший по грузообороту порт Западной Европы?
- Назовите самые старые индустриальные районы Европы.
- Покажите на карте главную европейскую экономическую ось центра тяжести европейского хозяйства.
- Какие сферы охватывает интеграция?
Игра «Кто быстрее!»
(У карты двое учеников на перегонки показывают страну, отгадав ее название).
- Мировой морской извозчик. (Норвегия).
- Государство выпускающее знаменитые «Фольксвагены». (Германия).
- Единственное православное государство Южной Европы. (Греция).
- Государство, обладающее огромными плантациями розовых кустов. (Болгария).
- Самое маленькое государство мира. (Ватикан).
- Страна озер и болот. (Финлядия).
- Туманный альбион. (Великобритания).
- Родина Г.Х.Андерсена. (Дания).
Музыкальная заставка (на немецком языке).
III. Изучение нового материала:
Германия – одна из ведущих стран Зарубежной Европы. Она имеет значительную территорию – 356,96 тыс.км2. Самое большое в этом регионе мира население – 81,2 млн. человек и крупнейший экономический потенциал.
Становление Германии в роли европейского и мирового экономического лидера способствовали различные факторы, которые можно объединить в исторические, географические и социальные.
- Исторические факторы. Сообщение ученика о историческом формировании территории.
- Географические факторы: географическое положение и природно-ресурсный потенциал.
Географическое положение:
- Важнейшая особенность – центральность расположения на перекрестке трансъевропейских торгово-транспортных путей широтного и меридиального направлений, наличие широкого выхода к Балтийскому и Северному морям, возможность использовать международные реки – Рейн и Дунай.
- Соседство сухопутное с 9 странами (ученики самостоятельно находят на карте атласа и отмечают в контурных картах).
В пределах 1000 км радиуса от географического центра страны расположены два десятка европейских стран, обладающих мощной экономикой. Особое значение имеют западные соседи, с которыми существуют тесные интеграционные связи.
- Объединение страны привело к улучшению как ЭГП, так и геополитического положения. ФРГ по-прежнему принимает активное участие в НАТО.
- По форме правления ФРГ – парламентская республика.
- Ребята, что означает такая форма правления?
- ФРГ – парламентская республика с двухпалатным парламентом (бундестаг и бундесрат и правительством, которое возглавляет канцлер).
- Кто является канцлером на данный момент?
- ФРГ – федеративное государство.
- Что означает этот термин.
- ФРГ состоит из 16 исторических земель.
Природно-ресурсный потенциал.
Сообщение ученика о природных условиях и ресурсах.
Анализ рис.112 стр.195 (автор А.П.Кузнецов) в учебнике. Важнейшие минеральные ресурсы Германии (в контурной карте отмечают крупные месторождения).
- Но даже и по этим видам минеральных ресурсов доля Германии в мировых запасах составляет всего лишь 5-10%. Высококачественный каменный уголь залегает очень глубоко, а пласты его тонкие, что значительно удорожает добычу. Бурый уголь залегает близок поверхности; содержит мало вредных примесей, но имеет низкую теплотворную способность. По запасам калийных солей Германия – один из мировых лидеров.
Анализ карты учениками на наличие других минеральных ресурсов.
Социальные факторы.
- Огромным богатством Германии всегда были ее трудовые ресурсы, многочисленные, трудолюбивые, квалифицированные.
Сообщение ученика о населении ФРГ.
Экономика ФРГ.
ФРГ не случайно называют «экономическим локомотивом» Европы: по большинству экономических показателей она в числе лидеров, а по размерам экономики и масштабам участия в международных экономических отношениях Германии нет равных в Зарубежной Европе.
Учитель анализирует долю Германии в Зарубежной Европе (диаграмма).
ФРГ входит в состав ведущих держав капиталистического мира. 3 место после США и Японии по объему промышленного производства, главный экспортер товаров и услуг.
- Какие товары экспортирует ФРГ?
Особенно велика роль немецкой индустрии, доля которой в экономике страны больше, чем в большинстве других развитых стран.
После второй мировой войны ФРГ первой вступила на путь структурных преобразований своей промышленности.
- С чем это было связано?
В послевоенный период быстрыми темпами развивалась обрабатывающая промышленность.
- Анализ карты атласа. Называют отрасли обрабатывающей промышленности.
Выделяются ведущие отрасли: машиностроение, химическая.
Машиностроительный комплекс является основой международной специализации ФРГ и имеет определяющее функциональное значение для всей экономики страны.
- Анализ машиностроительного комплекса.
- Германия – самая химизированная страна Зарубежной Европы.
Развитие экономики способствовало повышению жизненного уровня населения.
Экономика ФРГ претерпевала и взлеты и падения на всем протяжении послевоенного периода.
Чтобы выдержать конкурентность других стран Германия произвела структурные сдвиги и в промышленности и в торговле.
Развитие сельского хозяйства тоже шло высокими темпами в послевоенный период:
- произошел переход к индустриальным методам производства;
- повышение интенсивности концентрации производства и капитала;
- формирование АПК.
- Анализ карты учениками – Распространение сельского хозяйства по территории страны.
Ведущая отрасль сельского хозяйства – животноводство. Где выделяется разведение крупного рогатого скота и свиноводство.
Сельское хозяйство насыщенно техникой.
Развитие АПК помогает государство.
Большая часть немецкой экономики сосредоточена в 10 крупнейших городских агломерациях страны. Один центр отсутствует, так как образовалось централизованное государство недавно.
Анализ учениками рис.114 стр. 197 (отмечают на контурных картах крупные).
Внешние экономические связи.
По размерам в международных экономических отношениях – 3 страна мира по объему торговли товарами, современная структура и большое положительное сальдо.
- Анализ учениками таблицы 41 стр.196.
На мировом финансовом рынке немецкая марка вторая по значению валюта мира. Биржа во Франкуйте-на-Майке – одна из крупных. Германии принадлежит ведущая роль в единой западно европейской валюте – евро.
Германия имеет большое количество международных связей.
Что этому способствует?
Германия – крупнейший торговый партнер России и один из главных иностранных инвесторов.
Жизненный срок многих немецких фирм в России больше, чем российских фирм.
Русские и немцы торговали всегда.
- Анализ диаграммы (на доске) «Структура российского экспорта в Германию и импорта в Россию».
- Вывод по новому материалу делает учитель вместе с учениками.
IV. Закрепление новой темы:
Закончи предложение:
- Ведущая отрасль сельского хозяйства…
- Большая часть экономики страны сосредоточена…
- Самые крупные из них…
- Основой международной специализации ФРГ является…
- Германия – крупнейший торговый партнер России и один из главных иностранных…
- ФРГ занимает… место после США и Японии по объему промышленного производства.
V. Домашнее задание:
- § 87.
- Закончить оформление контурной карты, обозначив крупные центры обрабатывающей промышленности и распространение сельского хозяйства по территории страны.
- Творческая работа на тему «Как развивалась бы экономика Германии, если она победила во II мировой войне».
VI. Подведение итогов.