Цели и задачи:
- обобщить и систематизировать полученные знания о рекламе; углубить знания о рекламе, как элементе маркетинга; показать специфику деятельности рекламопроизводителей;
- развить умение принимать решения при возникновении экономической ситуации;
- воспитывать умение работать командой.
Участники игры: учащиеся 10-го класса, объединенные в группы по выбору. Они заранее получают задание создать рекламный ролик о школьной тетради.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: урок-игра, защита проектов с применением мультимедиа.
Оборудование: ПК, проектор, товар “тетрадь”, карточки с заданиями, листы формата А4.
ХОД УРОКА
Эпиграф:
“Нередко все начинается с желания разбогатеть, а кончается …укреплением славы страны и ее могущества”.
Учитель: Сегодня на уроке мы должны обобщить изученный материал по теме реклама. У каждого из вас есть возможность подтвердить умение быть полезным команде, а это значит, вы должны подходить к решению поставленных задач творчески. Сегодня участвуют 5 команд, это пять фирм, которые будут бороться за право быть первыми среди равных. Победа всей команды зависит от каждого.
Вам, прежде всего, понадобятся знания, внимание, скорость. Желаю успеха!
Этапы урока:
- Язык науки.
- Сила логики.
- Контрольная точка.
- Сказочка.
- Домашнее задание.
- Скорость мысли.
Итак, мы начинаем.. .
Язык науки – первый конкурс, позволит проверить знание терминов по экономике, и знание русского языка, так как важно не только объяснить, что означает термин, но и написать его правильно. Грамотность в современной экономике занимает важное место, а в рекламном деле особенно.
Время – 5 минут, за правильный ответ 1 балл.
Слова: Дефицит, информация, ограниченность, предприниматель, равновесная цена, товар, специализация, торговля, конкуренция.
Учитель: Пока жюри подводит итоги, мы продолжаем.
Сила логики – второй конкурс, позволит каждому из вас доказать команде и соперникам умение мыслить нестандартно и творчески. Вы должны решить предложенные задачи. Время на обдумывание – 1 минута, за правильный ответ 1 балл.
- Разделите между двумя компаньонами 7 млн. рублей, так, чтобы у одного оставалось на 3 млн. рублей больше, чем у другого. (5 и 2)
- По договору работнику в первый день работы выплачивается 1 рубль, во 2 – 2 рубля, в 3 – 3 рубля и так далее. Сколько всего денег он получит за 100 дней работы ? (Сумма складывается из пары чисел от 1 до 100: 1+100, 2+99 и т.д. каждая пара равна 101, всего пар 50. 101*50=5050 рублей)
- По условию автогонок, выигрывает тот автомобиль, который придет к финишу последним. Машины продвигались “черепашьим ходом” – каждый из гонщиков боялся обогнать соперника. Что нудно сделать гонщикам, чтобы машины помчались к финишу на полной скорости? (Поменять водителей машин друг с другом местами)
Контрольная точка – третий конкурс. Задание за 10 минут решить контрольную работу.
КОТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИКЕ 10 КЛАСС.
ТЕМА “ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СИСТЕМ”
Тест
1. Государство в экономике:
а) только покупает товары;
б) только продает товары;
в) покупает и продает товары;
г) к рынку товаров отношения не имеет.
2. Проблема безработицы в стране относится:
а) к микроэкономике;
б) к макроэкономике;
в) и к микроэкономике, и к макроэкономике;
г) эта проблема не относится к области рассмотрения экономической теории.
3. К основным потребностям человека относится:
а) ужин в ресторане;
б) медицинское обслуживание;
в) работа;
г) чтение газет.
4. Торговля выгодна:
а) только покупателям;
б) только продавцам;
в) покупателям и продавцам;
г) только государству.
5. В рыночной экономической системе по сравнению с командной системой:
а) более справедливое распределение даровых благ;
б) менее справедливое распределение даровых благ;
в) большее неравенство доходов населения;
г) меньшее неравенство доходов населения.
6. В традиционной экономике преобладает:
а) промышленное производство;
б) сельское хозяйство;
в) торговля;
г) банковская деятельность.
7. Прибыль фирмы – это:
а) выручка от продажи произведенной продукции;
б) выручка от продаж за вычетом налогов на производство;
в) разница между выручкой от продаж и затратами на производство;
г) нет правильного ответа.
8. Доход владельца земельного участка называется:
а) прибылью;
б) рентой;
в) выручкой;
г) процентом.
9. Специализация:
а) повышает производительность труда;
б) снижает производительность труда;
в) не оказывает никакого влияния на производительность труда;
г) препятствует развитию обмена.
10. В каком из перечисленных ниже вариантов представлены примеры всех трех факторов производства: земли, труда и капитала?
а) деньги, слесарь, пашня;
б) учитель, нефть, комбайн;
в) токарь, станок, акции;
г) облигации, природный газ, менеджер.
11. Упущенная выгода, то самое ценное, чем пришлось пожертвовать при выборе данного блага, называется:
а) предельная выгода;
б) альтернативная стоимость;
в) ограниченность;
г) ничего из перечисленного не подходит.
Задача
На предприятии работает 20 человек. Каждый отрабатывает в течение дня 8 ч. рабочего времени. За день делается 1600 деталей. Чему равна производительность на предприятии?
Жюри проверяет решения контрольной работы, а мы продолжаем.
Сказочка – четвертый конкурс. Задание: сочинить сказку, используя все известные вам термины и понятия по экономике. Каждая команда выбирает карточку, где написано название сказки. Время – 7 минут. За каждое слово – 1 балл.
Сказочка 1. “Три медведя”
Жили-были три медведя и голодная Маша. Искала Маша по лесу пищу. Забрела она в лес. Увидела там избушку и зашла. Увидела Маша, что на столе стояли 3 чашки с кашей. Она съела кашу со всех чашек, пошла в спальню, где измяла и измазала все кровати, а в лесу был дефицит стирального порошка. Поэтому теперь медведям предстояли лишние расходы. Медведи пришли с прогулки, а дома грязно, каши нет. Разбудили они Машу и стали требовать, чтобы она возместила ущерб деньгами, так как средств на покупку крупы для каши у них больше не было. До этого медведи держали свой бизнес, но из-за избытка продовольственных товаров в лесу, их фирма разорилась. Маша разбила окно и убежала, а медведи сели на диету.
Сказочка 2. “Колобок”
Дед и баба решили слепить колобка. А у них были проблемы с деньгами. Тогда они решили заняться бизнесом и на вырученные деньги слепить колобка. Конкурентами стариков стали лесная команда: заяц, лиса и волк. Дело вроде бы у деда с бабкой в гору пошло, появились средства и материальные блага. Слепили они, наконец, румяного колобка.
Сказочка 3. “Курочка-ряба”
Жили-были два предпринимателя дед и баба. Основным фактором их производства была курочка-ряба, которая несла им золотые яйца и приносила большую прибыль. Так было до тех пор, пока не появились конкуренты. И стали предлагать курочке более выгодные условия работы. Она им и поведала о секрете золотых яиц. А дед, с бабой использовав последнее золотое яйцо, вынуждены были объявить себя банкротами.
Сказочка 4. “Маша и медведь”
Пошла Маша на рынок. Разведать о равновесных ценах. А там никакой конкуренции между продавцами. Медведь продает мед да ягоды, за 1 баночку просит 300 рублей. Маша очень удивилась, ну и цены у Косолапого. Какие же здесь равновесные цены? Стала Маша медведю объяснять законы спроса и предложения на рынке. Понял медведь свои ошибки. И стало на рынке равновесие цен.
Сказочка 5 “Репка”
На хуторском рынке был дефицит семян. Приехал на рынок предприниматель, и дед заключив с ним договор купли-продажи, приобрел у него семена. Решил дед сам заняться бизнесом и посадил много репы. Но выросла только одна. Так дед и обанкротился, а из репки стал гнать самогон, так как спрос на него всегда есть.
Домашнее задание – пятый конкурс. Каждая команда неделю назад получила задание: придумать проект и создать рекламный ролик, используя в качестве рекламируемого товара обычную школьную тетрадь. Посмотрим, что же у вас получилось. (Приложение 1)
Скорость мысли – последний конкурс нашего соревнования. В этом конкурсе победа зависит от каждого, потому что, ваш правильный ответ принесет команде 1 балл, а не правильный отнимет 1 балл. За 3 минуты вам нужно дать как можно больше правильных ответов.
Вопросы (примерные)
- В рыночной экономике высокая зарплата в основном зависит от…
- В чем отличие натурального хозяйства от товарного?
- Основные вопросы экономики
- Что является наиболее дефицитным в натуральном хозяйстве?
- С проблемой какого выбора сталкивается любая экономическая система?
- Почему страны, не имеющие существенных запасов полезных ископаемых, все же становятся процветающими? И т.п.
Итак, подводим итоги, поздравляем победителей.