Урок на тему "Состав числа 9"

Разделы: Математика


Задачи урока:

  1. Отрабатывать навык сложения и вычитания в пределах 9.
  2. Закрепление умения устанавливать взаимосвязи между частью и целым.
  3. Отрабатывать счёт до 50 через 5.
  4. Развивать математическую речь детей.
  5. Воспитывать взаимовыручку детей.

1. Самоопределение к деятельности.

Доброе утро, ребята. Сегодня у нас необычный урок и я думаю что мы сможем показать хорошую и слаженную работу. И самое первое задание – расположить числа в порядке возрастания: 1 3 9 5 7 2 4 6 8.

Ученик у доски выполняет задание и на наборном полотне появляется ряд чисел: 1 2 3 4 5 6 7 8 9.

Ребята, прочитайте, какие слова у нас получились.

Учитель переворачивает карточки с числами, на обратной стороне которых написаны слова: Новый год!

Дети, а вы любите Новый год? А что является самым главным украшением новогоднего праздника? (Выслушиваются ответы детей)

Конечно, ёлка. И к нам в гости пожаловала лесная красавица. Посмотрите на ёлочку (на доске рисунок ёлки) и скажите, чего не хватает нашей гостье.

Да, не хватает украшений. Ну, а чтобы её украсить, необходимо всем быть внимательными и дружными. Готовы? Тогда – в путь!

2. Актуализация знаний.

Приготовили сорбонки (карточки – с одной стороны которых написан пример, а с другой – ответ). Работаем 3 минуты. Если вы решили пример правильно, то откладываем в конверт со словом “Знаю”, если неправильно, то откладываем в конверт со словом “Не знаю”.

Следующее задание: математический диктант.

*Я задумала число, прибавила к нему 5 и получила 8. Какое число я задумала? 3

*Уменьшаемое 9, вычитаемое 7. Найдите разность. 2

*Найдите сумму чисел 2 и 4. 6

*9 уменьшить на 8. 1

*5 увеличить на 4. 9

*1 слагаемое 4, 2 слагаемое 3. Чему равна сумма? 7

Вы справились с этим заданием и на ёлочке появляется первая игрушка.

Расположите ответы в порядке убывания.

3. Постановка учебной проблемы.

Посмотрите на данную таблицу и скажите, какое число пропущено. Почему именно это число?

2 1 4

3 7 8 5

9 9 9 ?

Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

Расскажите всё о числе 9.

На ёлочке появляются следующие игрушки.

4. Фикультминутка.

Счёт до 50 (через 5).

Коснуться руками ног (1), коснуться правой рукой левого плеча (2), коснуться левой рукой правого плеча (3), хлопнуть в ладоши (4), прикоснуться друг к другу ладонями (5) и т.д.

5. Закрепление изученного.

Ваша следующая задача: найти спрятавшееся число и объяснить, что находим – часть или целое.

Как найти часть? Как найти целое?

3+*=9

5+3=*

* -5=4

*+2=9

Какое выражение лишнее? Почему?

Наша ёлочка становится всё краше и краше.

Сейчас вы работаете в группах. Посмотрите, какие красивые снежинки залетели к нам на урок.

(Снежинки двух цветов – голубого и синего, различаются по размеру – большие и маленькие, разной формы. Всего снежинок 9.)

1 группа составляет числовые равенства, деля снежинки на группы по размеру.

2 группа составляет числовые выражения, деля снежинки на группы по форме.

3 группа составляет числовые выражения, деля снежинки на группы по цвету.

Сейчас представитель от каждой группы выходит к доске и объясняет ваше решение.

1 группа

8+1=9

1+8=9

9-8=1

9-1=8

2 группа

7+2=9

2+7=9

9-7=2

9-2=7

3 группа

6+3=9

3+6=9

9-6=3

9-3=6

Группы справились с заданием и представители команд украшают ёлочку игрушками.

6. Включение в систему знаний.

Послушайте задачи и запишите их решение.

На двух ёлочках висят
9 маленьких мышат
На первой ёлке – только двое
Сколько же их на второй?
(9-2=7)
В одном кармане 4 конфеты
В другом же их 5
Мы просим вас, дети,
Конфеты эти сосчитать?
(4+5=9)

Молодцы! Продолжаем наряжать нашу ёлочку.

7. Физкультминутка с мешочками на голове для формирования правильной осанки.

8. Самостоятельная работа.

Работа по учебнику с самопроверкой по образцу. С.26 № 4.

9 3 8

9 6 1

За такую хорошую работу на нашей ёлочке появляется звезда.

9. Рефлексия.

Состав какого числа мы сегодня повторяли?

Какое задание вам запомнилось больше всего7

Посмотрите, какой нарядной стала наша ёлочка.

Спасибо всем за урок.