Цели:
Дидактическая: дать понятие о способе обозначения мягкости согласных на письме с помощью “ь”.
Коррекционная:
- коррекция слухового и зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении;
- коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении и запоминания;
- коррекция мышления на основе упражнений на классификацию и обобщение.
Воспитательная: формирование мотивации к учению, желание приобретать знания.
Оборудование:
- предметные картинки, индивидуальные карточки, схемы-опоры;
- наборные полотна, разрезная азбука, таблицы слов, картинки;
- с изображением героев занятия.
ХОД УРОКА
1. Организация начала занятия.
...Наше сегодняшнее занятие необычно, т.к. мы отправляемся на...А вот куда, вы сейчас узнаете, прочитав зашифрованное слово.
- Разгадайте спрятанные буквы. (На наборном полотне Я_ _ _Р_А)
*Упражнение по формированию фонематических процессов.
-Назвать позиционный звук и какой буквой обозначается на письме. (Показываются картинки)
ПОМИДОР - назовите последний звук. Какой буквой обозначается на письме?
САМОКАТ - третий звук;
ЛАНДЫШ - второй звук;
ПУШКА - четвёртый звук.
Открывается слово ЯРМАРКА.
- Что такое ярмарка? (Большой торговый съезд и привоз товаров в определённое время года. Годовой торг, длящийся неделями)
...Тему нашего занятия вы определите позже.
Музыкальная физминутка.(выполняются движения на развитие межполушарных связей).
2. Актуализация опорных знаний.
*Работа по опоре.
- При помощи чего мы будем общаться на ярмарке?
- Какая бывает речь?
-Из чего состоит устная и письменная речь?
- Из чего состоит предложение?
- Слово?
- Слог?
*Дифференциация слов с твёрдыми и мягкими согласными.
...Мы встретили наших старых знакомых Тима и Тома (картинки).
- Определите, какой товар купил Том, а какой Тим? Том делал покупки ,название которых начинается с твёрдого согласного, а Тим покупал товар, в названии которого на первом месте стоит мягкий согласный.
- Распределите покупки. (Дети расставляют картинки в два столбика, называя картинку, выделяя первый звук)
Картинки: валенки, веник, розы, миски, ручка, мячик, ленты, дыни, лыжи.
Вывешивается таблица слов.
ВАЛЕНКИ
РОЗЫ
РУЧКА
ДЫНИ
ЛЫЖИ
- Прочитайте, что купил Том?
- Почему первые согласные вы произнесли твёрдо? (После них стоят гласные 1 ряда)
- Перечислите их. (По опоре)
- Какое слово лишнее? Почему?
Вывешивается таблица слов.
ВЕНИК
МИСКИ
МЯЧИК
ЛЕНТЫ
- Прочитайте, что купил Тим?
- Почему первые согласные прочитали мягко? (После них стоят гласные 2 ряда)
- Прочитайте их. (По опоре)
- Что общего у этих слов?
- Дополните ряд своим словом.
Вывод: Что указывает на мягкость согласных?
...А мы продолжаем гулять по ярмарке. Там вокруг всего столько интересного, красивого, яркого. Глаза разбегаются...
Физминутка (работа по цветовому тренажеру для глаз).
3. Постановка проблемного вопроса. Определение темы занятия.
...На нашей ярмарке я сделала покупки (картинки на доске).
Картинки: тарелка, карандаш, пряник, брюки.
- Что я купила в посудной лавке?
- В канцелярской?
- В кондитерской?
- В текстильной?
- Прочитайте список моих покупок. (Таблица)
- Что общего у всех этих слов? (Буква "эр")
- Какие звуки обозначает эта буква? ([р], [рь])
- Какое слово лишнее? (Карандаш)
- Почему? (Буква эр обозначает твердый согласный). Убирается карточка со словом карандаш.
- Что указывает на мягкость звука [рь] в этих словах? (Гласные второго ряда)
- Где находится звук [рь] в слове? (В середине)
Мы наблюдали за мягкими согласными в начале и середине слов.
- Что указывает на их мягкость?
...А на нашей ярмарке мы встречаем скомороха Тимошку.
- Кто такие скоморохи?
*Скоморох-музыкант, умеющий играть на многих инструментах, зарабатывающий этим, а также пляскою, песнями, шутками, фокусами, загадками. Потешник, шут, актёр. (Картинка)
Проговорить слово СКОМОРОХ.
Тимошка приготовил для вас загадки.
Чёрен, да не ворон,
Горячий, да не печь,
В огне родится,
Самовар скипятить сгодится. (Уголь)
Вывешивается картинка.
Рогалик к бублику приклей
Да только есть его не смей
Не крендель это, чтобы есть
А просто цифра... (Шесть)
Вывешивается картинка.
- Назовите последние звуки в этих словах. ([ль], [ть])
- Какие они? (Мягкие)
Тимошка написал эти слова так УГОЛ, ШЕСТ.
- Правильно ли он их написал?
- Назовите последние звуки в этих словах. Какие они? (Согласные, твёрдые)
Детям предлагается обозначить мягкость согласных при помощи гласных второго ряда. Подставляются гласные Ю,Я,Е. Согласные становятся мягкими, но таких слов в речи нет.
- Какая же буква укажет на мягкость согласных?
Это “Ь”.
Физминутка.
4. Работа над темой занятия.
...Поиграем вместе со скоморохом Ефимкой в игру “Доскажи словечко”.
В лесу мне видеть довелось
Как грыз кору могучий ... (лось).
*Звукобуквенный анализ слова ЛОСЬ.
- Сколько звуков в слове?
- Сколько букв?
Делается вывод: “Ь”-звука не обозначает, а указывает на мягкость согласных.
*Работа по карточкам.
- Назовите картинки. Прочитайте слова.
- Нужен ли на конце “Ь”? Почему? (Работа “цепочкой”)
На карточках картинки и слова: ЯКОР_ ,ПЕНАЛ_ , ПЯТ_ , ШАР_ , ШАЛ_ , ГУС_ , СТОЛ_ , ПЕН_ .
*После работы восстанавливается ряд картинок по памяти.
*Работа в тетради. (Вклеена карточка)
-Вставьте в предложение нужное слово. (Используются те же слова)
Карточка: Бабушка связала новую ____ . В прятки играли ____ребят.
У Алёши новый ____ . В пруду плавал ____ . Матросы.
Подняли ____ на палубу.
5. Итог занятия.
- Над какой новой темой работали?
- Для чего служит эта буква?
- Обозначает ли она какой-нибудь звук?
- Какие новые слова вы узнали?