Разработка урока по окружающему миру "Тяжелые времена Руси в XIII веке"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • ознакомить учащихся с историей Отечества в XIII веке;
  • формировать у учащихся целостный взгляд на окружающий мир и место человека в нем;
  • воспитывать чувство любви к Отечеству, уважения к его истории и культуре.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня замечательный день! А чем он замечателен?

(Ответы учащихся)

Завтра начало весны, возрождение природы, все начнет радоваться теплу и миру, а чтобы мир никогда не заканчивался, надо помнить о том, что не везде на земле спокойно, к сожалению, бывают войны.

Мудрое народное изречение гласит: “Кто забывает уроки истории, должен пережить их заново”.

И сегодня мы с вами не учитель и ученики, мы сегодня историки и актеры, которые будут играть разные роли.

Нам предстоит путешествие в прошлое, в трудные времена нашей Родины:

1941 год – вероломное нападение немецко-фашистских захватчиков,

1812 год – Отечественная война с французской армией Наполеона,

1380 год – битва с монголо-татарами на Куликовом поле.

Все эти непрошеные гости забыли исторический урок, который им преподала земля русская и люди русские. А чтобы узнать, что это за урок, вернемся назад на 770 лет.

2. Актуализация знаний.

1237 год. 770 лет прошло с тех давних пор. Откуда мы знаем о событиях, происходивших в те времена?

(Ответы учащихся: “Из летописей, дошедших до нас”)

Что такое летописи? Кто их создавал?

(Ответы учащихся: “Летопись – это запись событий по годам. Часто летописи писали в монастырях монахи – летописцы. Все книги в то время были рукописными, писали их на пергамене, но не ручкой, а гусиным пером”.

Поэтому книг на партах не будет, тетрадей тоже нет, мы будем работать с летописями, пусть даже не настоящими.

Звучит музыка М. Мусоргского “Рассвет на Москве-реке”

Прекрасна русская земля, просторы необъятные, реки широкие, замечательные города, величественные соборы. Посмотрите на карту.

На доске карта “Русь в XIII веке”. На ней поверх основной карты прикреплены вырезанные из листов цветной бумаги контуры княжеств Руси.

Одно не понятно. Русь одна, а цветов на карте, как цветов на лугу – множество. В чем же дело, давайте разберемся.

(Ответы детей: “Русь была разрознена на многие княжества, в каждом был свой князь, своя дружина”)

Делю класс на группы – княжества, раздаю таблички с названиями главных городов “Рязань”, “Владимир”, “Киев”.

Показываю детям большое яблоко.

Скажите, пожалуйста, смогу ли я съесть это яблоко целиком? (Нет)

А что надо сделать, чтобы его съесть? (Разрезать)

Разрезаю яблоко на части.

Яблоко – это модель Руси в XIII веке, части яблока – отдельные княжества, которые по маленьким частям легко захватить, как будто съесть яблоко по кусочкам. Какой вывод можно сделать?

(Ответы детей: “Пока Русь, как яблоко, целая, ее невозможно захватить, “съесть”, сила Руси – в единстве)

Об этом позабыли русские князья, разделив Русь на княжества.

3. Открытие нового знания, постановка проблемы.

Поздней осенью 1237 года мое войско подступило к границам русской земли. Привел его я, хан Батый, внук Чингиз-хана.

Вешаю на доску таблички “Монголо-татары”, “хан Батый”.

Исторический консультант читает следующую справку:

“Монголо-татары – это кочевые племена, переезжающие с места на место. Они занимались разведением скота. Монголы были сильны своей многочисленностью и военной организацией, свирепостью и жестокостью. Древний историк писал, что они имели “мужество львиное, терпенье собачье”. Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного воина, мужчины много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука”.

Первым на моем пути оказалось Рязанское княжество.

Жители Рязанского княжества читают летопись: “Рязанский князь попросил помощи у других князей, но не допросился. Почти неделю осаждал Батый Рязань. Крепко бились горожане, но не смогли одолеть врага. Взяли монголы город и убили всех его жителей, не пожалев ни женщин, ни детей. Людей рассекали мечами, поражали стрелами, бросали заживо в огонь”.

Снимаю модель Рязанского княжества с карты и рву ее.

 Покорив земли по Оке, мои полчища двинулись в сторону Владимира.

Жители Владимирского княжества читают летопись: “Стенобитными машинами, привезенными из Китая, воины Батыя проломили в нескольких местах стены города и ворвались внутрь. Княжеская семья, горожане укрылись за стенами Успенского собора. Враги подожгли его и только после этого сумели выломать двери и перебить всех уцелевших от огня и дыма”.

Снимаю модель Владимирского княжества и сжигаю его.

Следующей моей целью был Новгород. Меня очень привлекал этот город. Но целую неделю я осаждал Рязань, 3 дня – Владимир, две недели – Торжок А сколько же придется биться за Новгород? Я решил поберечь силы своего войска. Мы повернули на юг. На нашем пути встал городок Козельск.

Жители Козельска читают летопись: “Семь недель штурмовали его захватчики. Во время боев было убито 4000 вражеских воинов, уничтожены осадные машины, но и сами защитники все погибли. С тех пор монголы стали звать Козельск “злым городом”.

“И я, Батый, повелел, чтобы свой гнев показать
И страх по Руси всем навеять,
Разрушить Козельск и с землею сровнять
То место, где был он сохой запахать
И сорной травою засеять.
Исполнили волю владыки рабы,
С землей бедный город сровняли,
И городом злым за упорство борьбы
Козельск с той поры называли”.

Жители Киевского княжества читают летопись: “В 1240 году Батый начал новый поход, теперь уже на Киев. Войско было так велико, огромно и шумно, что киевляне не могли услышать друг друга. Всюду раздавался скрип монгольских телег, рев верблюдов, ржание лошадей и крики людей. Упорно защищали жители родной Киев, но так и не смогли его отстоять, слишком не равны были силы. Киев был разгромлен и разрушен”.

Снимаю с карты модель Киевского княжества и выбрасываю.

Русь попала под монголо-татарское иго. Объявляю свою волю:

  1. Князья могут править только с разрешения хана.
  2. Все должны платить дань.
  3. Не заплативших дань брать в плен.
  4. Непокорных казнить.

Ответьте мне, хану Золотой Орды, вы, люди русские, почему удалось завоевать ваши земли?

(Ответы детей)

Первый урок истории: (вывешиваю на доску табличку).

“Врага нужно было встречать кулаком, а Русь его встретила растопыренными пальцами”.

Вспомним яблоко, модель Руси, сделаем вывод:

“Русь должна быть единой, в этом ее сила”.

Хотя Русь и находилась под монголо-татарским игом, народ мечтал о народном герое, который будет защитой и опорой в трудную годину, и такой человек появился, новгородский князь Александр Ярославович.

Вывешиваю на доску картину “Александр Невский”.

Новая угроза надвинулась на Русь с северо-запада.

На доске табличка “шведы”.

А теперь прочитаем, что пишут летописи о доблестном подвиге князя Александра “Как Александр Ярославович стал Александром Невским”:

“Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков. Первый удар нанесли шведы. В первых числах июля 1240 года шведские корабли бросили якорь в устье реки Невы. Навстречу им выступил молодой и решительный новгородский князь Александр с дружиною. Застигнутые врасплох, шведы были разбиты наголову 15 июля 1240 года. За победу на реке Неве князь Александр получил прозвание Невский”.

Проверим ваше внимание. Среди шести фраз найдите ту, которой нет в данной летописи:

  • шведские корабли;
  • князь Александр;
  • монголо-татары;
  • застигнутые врасплох;
  • 15 июля 1240 года;
  • прозвание Невский.

Включаю запись музыки М. Мусоргского “Рассвет на Москве-реке”.

Наступило временное затишье в Новгородском княжестве, но не надолго. Не хотели оставить вороги землю русскую в покое. Наступил … год, а какой, вы узнаете, вспомнив русские пословицы и поговорки:

… (Один) в поле не воин.

Одна голова хорошо, а … (две) лучше.

Пойти на все …(четыре) стороны.

За …(двумя) зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

На доске табличка “1242 год”.

1242 год. Появились в русских землях крестоносцы, немецкие рыцари с крестами на одежде.

На доске табличка “крестоносцы”.

Я, как Александр Невский объявляю военный совет.

Обычно немецкие рыцари перед боем строились клином, “кабаньей головой”. Такое построение русские называли “свиньей”. На острие – закованные в железо рыцари на конях. Они же строились по бокам. Внутри пешие воины. Мощным ударом клин рассекал строй противника и обращал его в бегство. Затем пешие воины преследовали бегущих.

На отдельном столе лежит нарисованная карта с условными обозначениями и фишки, показывающие крестоносцев и русскую дружину. Моделируем будущую битву. Все ребята около карты.

Двигательная активность при работе с картой заменяет физкультпаузу.

Сначала о том, как будут вооружены русские воины. Для этого необходимо соединить слоги и прочитать название оружия:

лу лы

то жи

но пья

ко ки

стре поры

Впереди срединный полк. Ученик во главе срединного полка читает:

“Срединный полк состоит из горожан, крестьян, вооруженных копьями, луками, боевыми топорами, ножами, крючьями, чтобы стаскивать рыцарей с коней”.

За срединным полком – основной полк. Ученик читает:

“Грозно выглядело русское войско. Оно было вооружено мечами и копьями. На воинах были кольчужные рубахи, головы их покрывали остроконечные шлемы. Надежной защитой были крепкие щиты”.

Слева – полк левой руки, справа – полк правой руки. Засадный полк. И вот битва началась.

Включаю фрагмент “Вставайте, люди русские” из оратории С. Прокофьева “Александр Невский”.

Вывешиваю табличку “Ледовое побоище. Чудское озеро”.

“Был первый натиск немцев страшен,
В пехоту русскую углом
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.

И только выждав, чтоб ливонцы, смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце, повел дружину за собой”.

Всюду слышался треск копий, лязг железа, удары мечей, лошадиное ржание, крики раненых и умирающих людей. Из-за множества людей и пролитой крови не лич "было видна льда. Крестоносцы оказались в западне. Лед стал трещать и ломаться. Рыцари в доспехах шли на дно. Оставшиеся в живых спаслись бегством”.

Включаю запись праздничного колокольного перезвона Троице-Сергиевской Лавры.

Вскоре после сражения отправили крестоносцы своих послов в Новгород просить мира. Согласился Александр Невский на мир, но рыцарей предупредил:

Вывешиваю табличку:

“Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива. Пусть без страха жалуют гости. Но если, кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля.”

4. Первичное закрепление.

Поиграем в игру “да” и “нет”:

  1. Битва на Неве была со шведами?
  2. Ледовое побоище было на Неве?
  3. Город Козельск сдался без боя?
  4. В 1240 г. Князь Александр одержал победу над крестоносцами?

5. Итог занятия.

Какие уроки преподнесла нам история?

Вернемся в 1380 год, 1812 год, 1941 год. Что мы могли бы сказать захватчикам?

Какие слова можно считать девизом нашего государства?

6. Домашнее задание.

7. Домашнее задание разноуровневое. 3 вида заданий по выбору.

  1. Составьте летопись жизни Александра Невского.
  2. Как русский народ увековечил память об Александре Невском?
  3. Что общее и что разное у Александра Невского и хана Батыя?

8. Послесловие.

Боевой клич “ура” появился предположительно между 1240 и 1380 годами.

Это слово в переводе с монгольского обозначает “вперед”.

В заключение хочется сказать: “Ура, история! Вперед, история!”