Научное общество учащихся в нашей школе было организовано в сентябре 2002 года с целью пропаганды знаний, более глубокому познанию достижений в различных областях науки, культуры, техники, развития творческого мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности учащихся, приобретения умений и навыков исследовательской работы, а также выявления и отбора одаренных детей, стимулирование их творческой одаренности. На первом заседании НОУ ребята предложили назваться лучшими умами человечества. Так и получился “ЛУЧ”.
Деятельность НОУ осуществляется на основе Положения о научном обществе учащихся и уставе НОУ (Приложение 1), принятых на общем собрании членов НОУ. НОУ включает в себя творческие группы учащихся, объединенные в секции по различным областям знаний: лингвистика и страноведение, психология и педагогика, история и краеведение, математика, экология и биология, работающие под руководством учителей-предметников.
Ребята вместе с учителем определяют тему исследования и этапы работы над темой. Руководители ежемесячно проводят консультирование с учащимися по проводимым исследованиям согласно утвержденному плану работы, учебу членов НОУ по правилам ведения научно- исследовательской работы.
За время работы существования НОУ в нашей школе проведены исследования по следующим темам:
Секция “Психология и педагогика”
- Качества личности классного руководителя через призму качеств темперамента.
- Качества личности классного руководителя и их влияние на психологический климат в коллективе воспитанников.
- Перспективы развития педагогического класса в ЕСПОШ № 2.
- Улыбка как одно из средств невербальной коммуникации. 1 место на областной конференции научно-исследовательских работ школьников. 2006 год, награждена дипломом 2 степени лауреата конкурса научно-исследовательских работ школьников “Первые шаги – 2006”. (Приложение 2)
- Игра как феномен человеческой культуры.
- Почерк – показатель индивидуальности человека.
- Явление “Privacy” и сферы персонального пространства. 1 место на областной конференции научно-исследовательских работ школьников. 2006 год. (Приложение 3). Эмоциональная тревожность учащихся на разных ступенях обучения в МОУ СОШ № 2.
Секция “Лингвистика и страноведение”
- Языки мира.
- К вопросу о мотивации при изучении иностранного языка (английского) в школе (на примере ЕСПОШ № 2).
- Праздники Великобритании: известные и неизвестные.
- Английский язык: взгляд со стороны.
- Приметы и суеверия народов мира. Сравнительная характеристика русских и английских суеверий. 3 место на областной конференции научно-исследовательских работ школьников, 2005 год.
- Сравнительная характеристика типичных черт характера британцев и русских, их влияние на процесс коммуникации.
- Возможные барьеры в общении русскоязычных и англоязычных людей.
- Русское англоязычие.
- Американский и британский варианты английского языка в сравнении.
- Этимология слов и выражений, их правописание, диапазон использования.
- Жаргон и сленг в речи учащихся и учителей школы.
- Происхождение, лексическое поле и модель современных русских фамилий. Роль народных говоров и литературного языка в их формировании.
- Современная топонимика сферы услуг населенных пунктов Октябрьского района как элемент искусственного языка.
- Современная ойконимия сферы услуг села Екатеринославка. 2 место на областной конференции научно-исследовательских работ школьников, 2007 год. Жаргонные и сленговые выражения в речи учащихся ЕСПОШ № 2.
- Семантизация прозвищ. Ситуативное обоснование прозвищ учащихся.
Секция “История и краеведение”
- Из истории костюма.
- Рыцарский этикет.
- Из истории Благовещенска.
- Исследования Амура.
- Русские землепроходцы.
- Образовательные потребности сельского населения Екатеринославки в начале ХХ века и в начале ХХI веков. Основание школы как образовательного центра в селе и районе.
- История развития культурно-просветительской работы в Октябрьском районе.
- Участие амурцев в победе.
Секция “Математика и информатика”
- Автоматизирование мультимедийного продукта данных МОУ СОШ № 2.
- История возникновения и формирования математики как науки.
- Решение иррациональных уравнений и неравенств.
- Задания с параметром.
- Решения, содержащие переменную под знаком модуля.
- Модуль и его приложения.
Секция “Экология и биология”
- Характеристика состава квартирной (антропогенной) экосистемы, продуцентов и консументов квартиры на здоровье человека.
- Антропоэкосистема села Екатеринославки и её характеристика.
- Влияние биологических знаний на другие науки.
- Влияние физических нагрузок на рост и развитие организма.
- Кариес и его влияние на здоровье школьников. 2 место на областной конференции научно-исследовательских работ школьников, 2007 год.
Результаты исследований школьников представляются на ежегодной конференции научного общества. Актив НОУ ведет летопись членов НОУ “ЛУЧ”.
Одной из традиций школы стало проведение в III учебной четверти интеллектуальной игры “Старт в будущее”. Игра построена на основе телевизионных шоу “Что? Где? Когда?”, “Брейн-ринг”, где знатоки – сборные команды эрудитов параллелей 8–11-х классов соревнуются на интеллектуальном марафоне с учителями школы.
Учителя школы предлагают вопросы из разных областей знаний. Вопросы оцениваются определенной (часто символической) суммой денег, которую получает команда, верно ответившая на вопрос.
Интеллектуальная игра “Старт в будущее”
Цель: расширение кругозора учащихся, формирование положительной мотивации к научно-исследовательской деятельности.
Ведущий: Добрый вечер, эрудиты! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре “Старт в будущее”.
Фанфары.
Ведущий: Сегодня с нами играют:
Сборная команда учащихся 8-х классов в составе…
Сборная команда учащихся 9-х классов в составе…
Сборная команда учащихся 10-х классов в составе…
Сборная команда учащихся 11-х классов…
А также команда, представляющая лучшие умы человечества, а точнее научное общество “ЛУЧ” нашей школы.
Ведущий: Я рада представить вам наблюдателей, которые будут следить за ходом игры …..
Ведущий: Сегодня командам будет предложено пройти два этапа игры. Первый из них, “Гонка за лидером” подразумевает испытание для игроков на скорость реакции. Второй этап – традиционный, в котором команды должны будут разгадать “заморочки”, предложенные педагогами школы.
Итак, ВНИМАНИЕ! Начинаем игру. ГОНГ.
1 этап игры: гонка за лидером.
Условие: в течение одной минуты каждая команда должна ответить на вопросы; чем больше правильных ответов – тем больше очков набирает команда.
Начнем с наиболее опытных игроков – команды одиннадцатиклассников.
- Самый, вероятно, известный персонаж В. Набокова (Лолита)
- Индийский метод управления самим собой (Йога)
- Геометрическое тело и головной убор (Цилиндр)
- 4 . Девятый на картине Айвазовского (Вал)
- Вместилище семи пядей (Лоб)
- Античный герой, ставший сегодня полуфабрикатом для каши (Геркулес)
- Ползучий друг Маугли (Каа)
- Сезон подсчета цыплят (Осень)
- Мера длины, которую невозможно укусить (Локоть)
- Куда не ходят с ненадежным человеком (В разведку)
- У кого глаза велики (Страх)
- Одно танцевальное движение (Па)
- Память о съеденной конфетке (Фантик)
- “Кефир” из-за границы (Йогурт)
- То, чем не удалось позавтракать вороне (Сыр)
- Чужой музыкальный инструмент, под который многие пляшут (Дудка)
- Работник сцены, но не артист, сидит в будке, но не собака (Суфлер.
- Род войск - “бог войны” (Артиллерия)
- Новогодняя кокетка растительного происхождения (Елка)
- Латинская буква, обозначающая неизвестное (Икс)
- Перерыв в работе, вредящий здоровью (Перекур)
- Верхняя одежда, под которой иногда оказывается селедка (Шуба)
- Вдова того, кто думал и в суп попал (Индюшка)
- Без пяти минут цветок (Бутон)
- Лучший друг Маленького Принца (Лис)
- Насекомое с образцовой талией (Оса)
- Наука о человеке (Антропология)
- “Крылатый” областной центр (Орел)
- Часть ореха, она же снаряд (Ядро)
- Имя мужа Наташи Ростовой (Пьер)
- Черный конь, прыгающий в огонь (Кочерга)
- Сорт яблок, воспетый И. Буниным (Антоновские)
- Расстояние от “до” до “до” (Октава)
- Он же волшебник (Маг или чародей)
- Ячейка общества (Семья)
- Лошадь-недомерок (Пони)
- Спецодежда для рыцаря (Латы или доспехи)
- “Опиум для народа” (Религия)
- Главный “лежебока” в русской литературе (Обломов)
- Кто первым покидает корабль? (Крысы)
- Выдающаяся часть лица (Нос)
- Тихое место, где водятся черти (Омут).
- В кислоте краснеет, в щелочи - синеет (Лакмус или лакмусовая бумажка)
- Родина Санта-Клауса (Лапландия)
- Стул для коронованной особы (Трон)
- Где чукча ждет рассвета? (В чуме)
- Опасная профессия дяди Степы (Милиционер)
- Слепой жених Дюймовочки (Крот)
- Пчелиное общежитие (Улей)
- Место временной работы Каштанки (Цирк)
- Летательный аппарат старика Хоттабыча (Ковер-самолет)
- По мнению В. Маяковского, “пароход и человек” (Нетте)
- Мушкетер, некогда женатый на Миледи (Атос)
- Он не нужен, если есть сила (Ум)
- Самый популярный герой Киплинга (Маугли)
- Что подарила царица кузнецу Вакуле! (Черевички)
- Последний поэт деревни (Есенин)
- И черная, и красная, и “заморская” (Икра)
- “Летающая” посуда (Тарелка)
- Что у петушков сделано из золота? (Гребешок)
- Цветок, из лепестков которого делают варенье (Роза или одуванчик)
- Ее нельзя носить решетом (Воду)
- Жидкое лекарство (Микстура)
- Тот, кто бродит в Лукоморье (Леший)
- 40 школьных минут (Урок)
- Обратная сторона орла (Решка)
- Двигатель торговли (Реклама)
- Он приходит во время еды (Аппетит)
- Городской голова (Мэр)
- Полон орехов. Съел - и порядок ! (Спикерс)
- Знаменитый уральский сказочник (Бажов)
- Лошадиная прическа (Грива)
- Шолоховский герой, выдававший лягушку за устрицу (Дед Щукарь)
- Отец Буратино (Папа Карло)
- Друг человека из к/ф “Бриллиантовая рука” {Управдом)
- Кто подковал Блоху? (Левша)
- Что делает сторож, когда у него на шапке сидит воробей? (Спит)
- Какой месяц короче других? (Май — всего три буквы)
- На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое)
- Когда козе исполнится семь лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой)
- По чему птицы летают? (По воздуху)
- За чем мы едим? (За столом)
- За чем вода в бутылке? (За стеклом)
- По чему люди ходят? (По земле)
- Когда машина едет, какое колесо у нее не крутится? (Запасное)
- Чем оканчивается ночь и день? (Мягким знаком "ь")
- Без чего человеку жить нельзя? (Без имени)
- Почему собака лает? (Потому что говорить не умеет)
- Почему корова ложится? (Потому что не умеет садиться)
- Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта)
- Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)
- На что похожа половина яблока? (На вторую половину)
- Ворона летит, а собака на хвосте сидит. Может ли это быть? (Может, так как собака сидит на земле на своем хвосте)
- Что случится тридцатого февраля? (Ничего: в феврале 28 или 29 дней, 30 не бывает)
- Есть ли в Австралии 8 марта и 9 мая? (Есть)
- Почему человек назад оглядывается? (Потому что у него на затылке глаз нет)
- За чем во рту язык? (За зубами)
- Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая)
- Три теленка, сколько ног? (Сколько теленка не три – у него будет четыре нога)
- В каком количестве взял НОЙ зверей в свой ковчег? (Каждой твари по паре)
- У Мамеда 10 овец. Все, кроме 9, сдохли. Сколько осталось овец? (Девять)
- Шла женщина. Несла ведра с водой. Поскользнулась и упала. Чем вы думаете? (Головой)
- За что ученика выгнали из класса? (За дверь)
- Какую ленту нельзя заплести девушке в косу? (Пулеметную)
Ведущий: Итак, кто же дал наибольшее количество правильных ответов? За каждый правильный ответ команда получает по одному рублю.
Гонг.
2 этап: Заморочки.
Ведущий: Вопросы сегодня задают учителя нашей школы. (Приложение 4)
Каждый вопрос оценён определенной суммой денег. Конверты с вопросами расположены на игровой рулетке. Выбор вопросов будут производить наблюдатели.
На обсуждение каждого вопроса дается 1 минута. Команда, нашедшая ответ, поднимает свой флажок. Наблюдатели замечают, какая команда была первой, второй и так далее.
Если команда отвечает верно, переходим к следующему вопросу, если нет – слушаем вариант ответа следующей команды.
ГОНГ
Ведущий: Итак, внимание, начинаем игру!
Наблюдатели крутят рулетку.
С вами играет …, вопрос оценен в … рублей.
Внимание, вопрос!
Если команда отвечает верно – деньги вручаются ей, если нет – учителю.
После последнего вопроса:
Итак, уважаемые наблюдатели, какая команда дала наибольшее количество правильных ответов и заработала большую сумму денег?
Слово предоставляется …
Ведущий: наша игра подошла к концу, но остался один вопрос. Зачем вы взяли с собой по монете в 1 рубль. А для того, чтобы определить команду, игра которой вам понравилась больше всего! Выходя из зала, опустите монету в один из ящичков, и мы определим приз зрительских симпатий.
Рядом вы также увидите ящик для определения наиболее понравившегося вам сегодня вопроса. Прошу все отправиться на голосование!