Из опыта работы школьного научного общества учащихся

Разделы: Внеклассная работа


Научное общество учащихся в нашей школе было организовано в сентябре 2002 года с целью пропаганды знаний, более глубокому познанию достижений в различных областях науки, культуры, техники, развития творческого мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности учащихся, приобретения умений и навыков исследовательской работы, а также выявления и отбора одаренных детей, стимулирование их творческой одаренности. На первом заседании НОУ ребята предложили назваться лучшими умами человечества. Так и получился “ЛУЧ”.

Деятельность НОУ осуществляется на основе Положения о научном обществе учащихся и уставе НОУ (Приложение 1), принятых на общем собрании членов НОУ. НОУ включает в себя творческие группы учащихся, объединенные в секции по различным областям знаний: лингвистика и страноведение, психология и педагогика, история и краеведение, математика, экология и биология, работающие под руководством учителей-предметников.

Ребята вместе с учителем определяют тему исследования и этапы работы над темой. Руководители ежемесячно проводят консультирование с учащимися по проводимым исследованиям согласно утвержденному плану работы, учебу членов НОУ по правилам ведения научно- исследовательской работы.

За время работы существования НОУ в нашей школе проведены исследования по следующим темам:

Секция “Психология и педагогика”

  1. Качества личности классного руководителя через призму качеств темперамента.
  2. Качества личности классного руководителя и их влияние на психологический климат в коллективе воспитанников.
  3. Перспективы развития педагогического класса в ЕСПОШ № 2.
  4. Улыбка как одно из средств невербальной коммуникации. 1 место на областной конференции научно-исследовательских работ школьников. 2006 год, награждена дипломом 2 степени лауреата конкурса научно-исследовательских работ школьников “Первые шаги – 2006”. (Приложение 2)
  5. Игра как феномен человеческой культуры.
  6. Почерк – показатель индивидуальности человека.
  7. Явление “Privacy” и сферы персонального пространства. 1 место на областной конференции научно-исследовательских работ школьников. 2006 год. (Приложение 3). Эмоциональная тревожность учащихся на разных ступенях обучения в МОУ СОШ № 2.

Секция “Лингвистика и страноведение”

  1. Языки мира.
  2. К вопросу о мотивации при изучении иностранного языка (английского) в школе (на примере ЕСПОШ № 2).
  3. Праздники Великобритании: известные и неизвестные.
  4. Английский язык: взгляд со стороны.
  5. Приметы и суеверия народов мира. Сравнительная характеристика русских и английских суеверий. 3 место на областной конференции научно-исследовательских работ школьников, 2005 год.
  6. Сравнительная характеристика типичных черт характера британцев и русских, их влияние на процесс коммуникации.
  7. Возможные барьеры в общении русскоязычных и англоязычных людей.
  8. Русское англоязычие.
  9. Американский и британский варианты английского языка в сравнении.
  10. Этимология слов и выражений, их правописание, диапазон использования.
  11. Жаргон и сленг в речи учащихся и учителей школы.
  12. Происхождение, лексическое поле и модель современных русских фамилий. Роль народных говоров и литературного языка в их формировании.
  13. Современная топонимика сферы услуг населенных пунктов Октябрьского района как элемент искусственного языка.
  14. Современная ойконимия сферы услуг села Екатеринославка. 2 место на областной конференции научно-исследовательских работ школьников, 2007 год. Жаргонные и сленговые выражения в речи учащихся ЕСПОШ № 2.
  15. Семантизация прозвищ. Ситуативное обоснование прозвищ учащихся.

Секция “История и краеведение”

  1. Из истории костюма.
  2. Рыцарский этикет.
  3. Из истории Благовещенска.
  4. Исследования Амура.
  5. Русские землепроходцы.
  6. Образовательные потребности сельского населения Екатеринославки в начале ХХ века и в начале ХХI веков. Основание школы как образовательного центра в селе и районе.
  7. История развития культурно-просветительской работы в Октябрьском районе.
  8. Участие амурцев в победе.

Секция “Математика и информатика”

  1. Автоматизирование мультимедийного продукта данных МОУ СОШ № 2.
  2. История возникновения и формирования математики как науки.
  3. Решение иррациональных уравнений и неравенств.
  4. Задания с параметром.
  5. Решения, содержащие переменную под знаком модуля.
  6. Модуль и его приложения.

Секция “Экология и биология”

  1. Характеристика состава квартирной (антропогенной) экосистемы, продуцентов и консументов квартиры на здоровье человека.
  2. Антропоэкосистема села Екатеринославки и её характеристика.
  3. Влияние биологических знаний на другие науки.
  4. Влияние физических нагрузок на рост и развитие организма.
  5. Кариес и его влияние на здоровье школьников. 2 место на областной конференции научно-исследовательских работ школьников, 2007 год.

Результаты исследований школьников представляются на ежегодной конференции научного общества. Актив НОУ ведет летопись членов НОУ “ЛУЧ”.

Одной из традиций школы стало проведение в III учебной четверти интеллектуальной игры “Старт в будущее”. Игра построена на основе телевизионных шоу “Что? Где? Когда?”, “Брейн-ринг”, где знатоки – сборные команды эрудитов параллелей 8–11-х классов соревнуются на интеллектуальном марафоне с учителями школы.

Учителя школы предлагают вопросы из разных областей знаний. Вопросы оцениваются определенной (часто символической) суммой денег, которую получает команда, верно ответившая на вопрос.

Интеллектуальная игра “Старт в будущее”

Цель: расширение кругозора учащихся, формирование положительной мотивации к научно-исследовательской деятельности.

Ведущий: Добрый вечер, эрудиты! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре “Старт в будущее”.

Фанфары.

Ведущий: Сегодня с нами играют:

Сборная команда учащихся 8-х классов в составе…

Сборная команда учащихся 9-х классов в составе…

Сборная команда учащихся 10-х классов в составе…

Сборная команда учащихся 11-х классов…

А также команда, представляющая лучшие умы человечества, а точнее научное общество “ЛУЧ” нашей школы.

Ведущий: Я рада представить вам наблюдателей, которые будут следить за ходом игры …..

Ведущий: Сегодня командам будет предложено пройти два этапа игры. Первый из них, “Гонка за лидером” подразумевает испытание для игроков на скорость реакции. Второй этап – традиционный, в котором команды должны будут разгадать “заморочки”, предложенные педагогами школы.

Итак, ВНИМАНИЕ! Начинаем игру. ГОНГ.

1 этап игры: гонка за лидером.

Условие: в течение одной минуты каждая команда должна ответить на вопросы; чем больше правильных ответов – тем больше очков набирает команда.

Начнем с наиболее опытных игроков – команды одиннадцатиклассников.

  1. Самый, вероятно, известный персонаж В. Набокова (Лолита)
  2. Индийский метод управления самим собой (Йога)
  3. Геометрическое тело и головной убор (Цилиндр)
  4. 4 . Девятый на картине Айвазовского (Вал)
  5. Вместилище семи пядей (Лоб)
  6. Античный герой, ставший сегодня полуфабрикатом для каши (Геркулес)
  7. Ползучий друг Маугли (Каа)
  8. Сезон подсчета цыплят (Осень)
  9. Мера длины, которую невозможно укусить (Локоть)
  10. Куда не ходят с ненадежным человеком (В разведку)
  11. У кого глаза велики (Страх)
  12. Одно танцевальное движение (Па)
  13. Память о съеденной конфетке (Фантик)
  14. “Кефир” из-за границы (Йогурт)
  15. То, чем не удалось позавтракать вороне (Сыр)
  16. Чужой музыкальный инструмент, под который многие пляшут (Дудка)
  17. Работник сцены, но не артист, сидит в будке, но не собака (Суфлер.
  18. Род войск - “бог войны” (Артиллерия)
  19. Новогодняя кокетка растительного происхождения (Елка)
  20. Латинская буква, обозначающая неизвестное (Икс)
  21. Перерыв в работе, вредящий здоровью (Перекур)
  22. Верхняя одежда, под которой иногда оказывается селедка (Шуба)
  23. Вдова того, кто думал и в суп попал (Индюшка)
  24. Без пяти минут цветок (Бутон)
  25. Лучший друг Маленького Принца (Лис)
  26. Насекомое с образцовой талией (Оса)
  27. Наука о человеке (Антропология)
  28. “Крылатый” областной центр (Орел)
  29. Часть ореха, она же снаряд (Ядро)
  30. Имя мужа Наташи Ростовой (Пьер)
  31. Черный конь, прыгающий в огонь (Кочерга)
  32. Сорт яблок, воспетый И. Буниным (Антоновские)
  33. Расстояние от “до” до “до” (Октава)
  34. Он же волшебник (Маг или чародей)
  35. Ячейка общества (Семья)
  36. Лошадь-недомерок (Пони)
  37. Спецодежда для рыцаря (Латы или доспехи)
  38. “Опиум для народа” (Религия)
  39. Главный “лежебока” в русской литературе (Обломов)
  40. Кто первым покидает корабль? (Крысы)
  41. Выдающаяся часть лица (Нос)
  42. Тихое место, где водятся черти (Омут).
  43. В кислоте краснеет, в щелочи - синеет (Лакмус или лакмусовая бумажка)
  44. Родина Санта-Клауса (Лапландия)
  45. Стул для коронованной особы (Трон)
  46. Где чукча ждет рассвета? (В чуме)
  47. Опасная профессия дяди Степы (Милиционер)
  48. Слепой жених Дюймовочки (Крот)
  49. Пчелиное общежитие (Улей)
  50. Место временной работы Каштанки (Цирк)
  51. Летательный аппарат старика Хоттабыча (Ковер-самолет)
  52. По мнению В. Маяковского, “пароход и человек” (Нетте)
  53. Мушкетер, некогда женатый на Миледи (Атос)
  54. Он не нужен, если есть сила (Ум)
  55. Самый популярный герой Киплинга (Маугли)
  56. Что подарила царица кузнецу Вакуле! (Черевички)
  57. Последний поэт деревни (Есенин)
  58. И черная, и красная, и “заморская” (Икра)
  59. “Летающая” посуда (Тарелка)
  60. Что у петушков сделано из золота? (Гребешок)
  61. Цветок, из лепестков которого делают варенье (Роза или одуванчик)
  62. Ее нельзя носить решетом (Воду)
  63. Жидкое лекарство (Микстура)
  64. Тот, кто бродит в Лукоморье (Леший)
  65. 40 школьных минут (Урок)
  66. Обратная сторона орла (Решка)
  67. Двигатель торговли (Реклама)
  68. Он приходит во время еды (Аппетит)
  69. Городской голова (Мэр)
  70. Полон орехов. Съел - и порядок ! (Спикерс)
  71. Знаменитый уральский сказочник (Бажов)
  72. Лошадиная прическа (Грива)
  73. Шолоховский герой, выдававший лягушку за устрицу (Дед Щукарь)
  74. Отец Буратино (Папа Карло)
  75. Друг человека из к/ф “Бриллиантовая рука” {Управдом)
  76. Кто подковал Блоху? (Левша)
  77. Что делает сторож, когда у него на шапке сидит воробей? (Спит)
  78. Какой месяц короче других? (Май — всего три буквы)
  79. На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое)
  80. Когда козе исполнится семь лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой)
  81. По чему птицы летают? (По воздуху)
  82. За чем мы едим? (За столом)
  83. За чем вода в бутылке? (За стеклом)
  84. По чему люди ходят? (По земле)
  85. Когда машина едет, какое колесо у нее не крутится? (Запасное)
  86. Чем оканчивается ночь и день? (Мягким знаком "ь")
  87. Без чего человеку жить нельзя? (Без имени)
  88. Почему собака лает? (Потому что говорить не умеет)
  89. Почему корова ложится? (Потому что не умеет садиться)
  90. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта)
  91. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)
  92. На что похожа половина яблока? (На вторую половину)
  93. Ворона летит, а собака на хвосте сидит. Может ли это быть? (Может, так как собака сидит на земле на своем хвосте)
  94. Что случится тридцатого февраля? (Ничего: в феврале 28 или 29 дней, 30 не бывает)
  95. Есть ли в Австралии 8 марта и 9 мая? (Есть)
  96. Почему человек назад оглядывается? (Потому что у него на затылке глаз нет)
  97. За чем во рту язык? (За зубами)
  98. Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая)
  99. Три теленка, сколько ног? (Сколько теленка не три – у него будет четыре нога)
  100. В каком количестве взял НОЙ зверей в свой ковчег? (Каждой твари по паре)
  101. У Мамеда 10 овец. Все, кроме 9, сдохли. Сколько осталось овец? (Девять)
  102. Шла женщина. Несла ведра с водой. Поскользнулась и упала. Чем вы думаете? (Головой)
  103. За что ученика выгнали из класса? (За дверь)
  104. Какую ленту нельзя заплести девушке в косу? (Пулеметную)

Ведущий: Итак, кто же дал наибольшее количество правильных ответов? За каждый правильный ответ команда получает по одному рублю.

Гонг.

2 этап: Заморочки.

Ведущий: Вопросы сегодня задают учителя нашей школы. (Приложение 4)

Каждый вопрос оценён определенной суммой денег. Конверты с вопросами расположены на игровой рулетке. Выбор вопросов будут производить наблюдатели.

На обсуждение каждого вопроса дается 1 минута. Команда, нашедшая ответ, поднимает свой флажок. Наблюдатели замечают, какая команда была первой, второй и так далее.

Если команда отвечает верно, переходим к следующему вопросу, если нет – слушаем вариант ответа следующей команды.

ГОНГ

Ведущий: Итак, внимание, начинаем игру!

Наблюдатели крутят рулетку.

С вами играет …, вопрос оценен в … рублей.

Внимание, вопрос!

Если команда отвечает верно – деньги вручаются ей, если нет – учителю.

После последнего вопроса:

Итак, уважаемые наблюдатели, какая команда дала наибольшее количество правильных ответов и заработала большую сумму денег?

Слово предоставляется …

Ведущий: наша игра подошла к концу, но остался один вопрос. Зачем вы взяли с собой по монете в 1 рубль. А для того, чтобы определить команду, игра которой вам понравилась больше всего! Выходя из зала, опустите монету в один из ящичков, и мы определим приз зрительских симпатий.

Рядом вы также увидите ящик для определения наиболее понравившегося вам сегодня вопроса. Прошу все отправиться на голосование!