Цель урока: научить учащихся кодировать информацию.
Задачи:
Образовательная:
Дать понятие о видах кодировок и их использовании.
Воспитательная:
Воспитание познавательной потребности, интереса к предмету.
Развивательная:
Развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, пожалуйста, садитесь.
Сегодня мы с вами отправимся с мир кодов, познакомимся со способами кодировок и сами попробуем кодировать.
2. Повторение материала прошлого урока.
Для того чтобы, это сделать нам необходимо вспомнить некоторые термины с прошлого урока. У вас на столах лежит кроссворд, который вы сейчас должны разгадать (ребята работают в парах).
Карточка № 1
Вопросы:
- Наука о способах и методах обработки, передачи и хранения информации.
- Канал передачи информации.
- Внешний носитель информации.
Давайте проверим, правильно ли вы разгадали кроссворд (ребята объясняют)
3. Объяснение нового материала (в сопровождении презентазии. Приложение 1).
Итак, мы с вами повторили, что информация может поступать от источника к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака.
Для того, чтобы произошла передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришел, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.
Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.
Ребята, откройте тетради и запишите с вами в тетрадях определения:
Код – это система условных знаков для представления информации.
Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь.
Знаки, используемые для кодирования, называются алфавитом. Знаки, входящие в алфавит могут, быть знакомыми нам буквами, цифрами, символами (например, нотами), более сложными изображениями (дорожными знаками) и т.д.
Способ кодирования (форма представления) информации зависит от цели, ради которой осуществляется кодирование. Такими целями могут быть сокращение записи, засекречивание (шифровка) информации, удобство обработки и т.п.
Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации:
- числовой – с помощью чисел;
- символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст;
- графический – с помощью рисунков или значков.
Ребята, запишите, пожалуйста, способы кодирования информации в тетрадях.
Давайте посмотрим, как кодируется информация с помощью цифр, а значит познакомимся с числовым способом кодирования информации. Скажите пожалуйста, как оцениваются ваши знания? (Ответы ребят)
Итак, код используется для оценки знаний в школе (число “5” – код отличных знаний, “4” – код хороших знаний, “3” – удовлетворительных, “2” – плохих).
Скажите ребята, знаете ли вы какими цифрами вы пользуетесь на уроках математики? (Ответы ребят – арабскими)
Хорошо, а еще с какими цифрами вы знакомы? (Ответ ребят – с римскими)
Где вы можете увидеть римские цифры, которыми кодируется какая-то информация? (Ответы ребят)
Итак, вы сказали, что запись римскими цифрами используется на циферблате часов, на уроках истории вы тоже видели такую запись, ей обозначаются века.
Давайте посмотрим соответствие арабских и римских цифр:
Хорошо, давайте вспомним, как закодировать римскими цифрами:
- число 3;
- число 4;
- число 6.
Молодцы, значит мы можем сделать вывод если перед ? V стоит I, то из числа 5 вычитается единица, и наоборот если число I стоит после числа V, то единица прибавляется
Итак, перед вами лежит карточка № 2 вы должны соединить стрелочкой правильный ответ. (Работа в парах)
Карточка № 2
Какому числу соответствует запись? Соедините стрелочками.
А, теперь давайте проверим (на слайде появляется правильный ответ).
Итак, мы попробовали кодировать информацию с помощью цифр, а теперь давайте познакомимся с символьным способом кодирования информации, при таком способе кодирования используется тот же алфавит, что и исходный текст. Например, на уроках русского языка вы кодируете информацию используя буквы русского языка, на уроках английского языка – буквами английского языка, мы с вами познакомимся с алфавитом кода Морзе.
В 19 веке люди научились передавать информацию по телеграфу. Как же они кодировали буквы, ведь её в электрический провод никак не поместишь. Значит, надо было представить эту букву так, чтобы ее удобно было передать с помощью электрического тока. Над этим работал Самуэл Морзе. О нем нам расскажет Женя (сообщение о жизни Самуэла Морзе в сопровождении презентации. Приложение 2).
Итак, Самуэл Морзе придумал код Морзе, который представлен в таблице. (См. приложение 1)
Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года у нас сейчас? (Ответ ребят)
Так как, сейчас зима давайте мы с вами закодируем слово “снежинка”, используя код Морзе.
Карточка № 3
Таблица кода Морзе (см. приложение 1).
Закодируйте слово с помощью “Таблицы кода Морзе”.
А теперь давайте проверим, обменяйтесь карточками (на слайде появляется правильный ответ).
Разберем третий способ кодирования информации, который мы записали с вами в тетради – графический, с помощью рисунков или значков.
Ребята, давайте вспомним, вы вели дневники наблюдений за погодой? (Ответы ребят) Как вы обозначали осадки? (Ответы ребят)
Значит, вы с помощью рисунков обозначали осадки и тогда, в любой момент посмотрев в свой дневник наблюдений, вы могли ответь были ли осадки в конкретный день.
4. Выполнение практической работы.
Ребята, раз у нас на дворе зима и скоро новый год давайте мы с вами представим зимний день и как тихонечко подают снежинки и попробуем нарисовать снежинку в графическом редакторе Paint (звучит музыка, ребята выполняют практическую работу).
Откройте графический редактор.
Нарисуйте снежинку.
А, теперь оцените, пожалуйста, свою работу.
5. Домашнее задание.
Молодцы, давайте посмотрим, какие получились у вас новогодние снежинки.
А теперь, ребята, откройте дневники и запишите домашнее задание:
Используя любой способ кодировки закодировать новогоднее поздравление.
6. Рефлексия.
Итак, ребята, скажите, пожалуйста, о чем вы сегодня узнали на уроке:
- Какие существуют способы кодирования информации?
- Что значит закодировать информацию числовым способом?
- Что значит закодировать информацию словесным способом?
- Что значит закодировать информацию графическим способом?
(Ответы ребят)
Спасибо за урок, молодцы ребята, вы сегодня хорошо поработали.
7. Оценки за урок.