Элективный курс для предпрофильного обучения "Мягкая игрушка своими руками"

Разделы: Технология


Цель курса:

  • Ознакомить учащихся с технологией изготовления игрушек.
  • Научить основным приёмам и правилам работы с меховым лоскутом.

Задачи курса:

  1. Обучить навыкам и приёмам работы с меховым лоскутом.
  2. Ознакомить с профессиями, содержащими работу с меховым лоскутом.
  3. Способствовать развитию художественно-творческих способностей и эстетического вкуса учащихся.
  4. Создать условия для подготовки к профессиональному самоопределению в ходе работы над изготовлением изделия из мехового лоскута - мягкой игрушки.

Учащиеся должны знать:

  • свойства натурального и искусственного меха;
  • особенности стачивания мехового лоскута;
  • классификация цветов, цветовой круг;
  • требования к качеству швов готового изделия.

Учащиеся должны уметь:

  • рационально организовывать рабочее место;
  • соблюдать технику безопасности;
  • различать родственные, родственно-контрастные и контрастные цвета, применять их при создании изделий;
  • пользоваться выкройками-лекалами;
  • экономно раскраивать материал;
  • владеть приёмами работы с меховым лоскутом.

Учебно-тематический план

Раздел и тема Всего Кол-во лекций Часов. Практика
1. Работа с меховым лоскутом 2 1 1
2. Цветовое решение. Размер изделия. 2 1 1
3. Технология выполнения игрушки из мехового лоскута. 6 2 4
4. Оценка качества и защита творческого проекта. 2 1 1
ИТОГО 12 5 7

Программа

Основные приёмы и правила работы с меховым лоскутом (2 часа).

  1. Цели и задачи курса. Общие сведения о меховом лоскуте. Правила работы с меховым лоскутом. Правила безопасности труда и гигиены.
  2. Профессия «скорняк».
  3. Основные приёмы и правила работы с меховым лоскутом.

Практическая работа:

  1. Изучение инструкций по безопасности труда, санитарии и гигиены.
  2. Ознакомление с квалификационными требованиями профессии «скорняк».
  3. Технология выполнения петельного шва при стачивании мехового лоскута.

Цветовое решение. Размер изделия. (2 часа).

  1. Роль дизайна в сфере товаров и услуг. Профессия «дизайнер игрушек».
  2. Цветовое решение, сочетаемость цветов.
  3. Составление цветовой композиции игрушки.
  4. Способы изменения размера выкройки, использование графики.

Практическая работа:

  1. Выбор изделия для выполнения творческой работы.
  2. Квалификационные требования к профессии «дизайнер игрушек».
  3. Цветовая композиция выбранной игрушки.
  4. Увеличение, уменьшение лекал (по выбору).

Технология выполнения игрушки из мехового лоскута. (4 часа).

  1. Направление ворса при раскрое. Раскрой игрушки.
  2. Сшивание деталей.
  3. Набивка игрушки.
  4. Соединение головы с туловищем. Требование к качеству готового изделия.

Практическая работа:

  1. Раскрой деталей игрушки (учитывая направление ворса)
  2. Творческая работа.

Оформление игрушки. Защита творческого проекта. (2 часа).

  1. Работа над внешним видом игрушки.
  2. Защита творческого проекта.

Практическая работа:

  1. Оформление мордочки.
  2. Презентация творческой работы.

Перечень объектов труда: Мягкая игрушка, игрушка – подушка, настенное панно.

Методические рекомендации и учебно-методические разработки

Занятие 1 – 2. Работа с меховым лоскутом

Цели:

  • Ознакомить учащихся с историей игрушки, особенностями работы с меховым лоскутом;
  • технологией выполнения стачивания;
  • с квалификационными требованиями профессии «скорняк»;
  • способствовать развитию аккуратности, усидчивости;
  • формированию навыков по стачиванию мехового лоскута.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Коллекции игрушек.
  2. Фотографии игрушек.
  3. Меховой лоскут, нитки, игла, ножницы.
  4. Наглядность – схемы, книги (по изготовлению мягкой игрушки, рукоделию), журналы по изготовлению игрушек, инструкционные карты, образцы швов, требования к качеству.

Содержание занятия:

Цели и задачи курса. История игрушки. Правила безопасности и гигиены. Правила работы с меховым лоскутом. Профессиональные требования к профессии «скорняк». Технология выполнения петельного шва.

Практикум:

Изучение инструкций по безопасности труда, санитарии и гигиены. Стачивание мехового лоскута петельным швом.

Теоретический аспект:

Цели и задачи курса – при изучении данного элективного курса вы познакомитесь с особенностями обработки мехового лоскута, научитесь работать с лекалом. Эти знания и умения помогут вам, своими руками изготовить мягкую игрушку, которая принесёт радость не только вам самим, но и тому, кто будет с ней играть. В материалах курса так же содержатся сведения о профессиях «скорняк» и «дизайнер игрушки».

Правила безопасности и гигиены:

Работа с иголками:

  1. Хранить иголку в определённом месте.
  2. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку.
  3. Нельзя шить ржавой иглой. Она плохо прокалывает ткань, оставляет на ней следы и, может сломаться.
  4. Обязательно найти потерянную иглу.
  5. Кусочки сломанной иглы собрать и выбросить.
  6. Нельзя брать иглу в рот, вкалывать в одежду, мелкие предметы, стены, занавески.

Работа с ножницами:

  1. Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
  2. Передавать и переносить ножницы колечками в перёд и с сомкнутыми лезвиями.

Правила санитарии и гигиены:

  1. Не прикусывать нитку зубами – можно испортить эмаль и поранить губы.
  2. Мыть руки перед началом работы.
  3. Рекомендуется делать перерывы в работе, так как устают пальцы и утомляются глаза.

Описание, требования и рекомендации к профессии «скорняк» - Выполняет работу с мехом (исскуств. и натуральным). Сшивает, используя так же ручные инструменты (иглы, ножницы и другие.) Работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями верхних отделов позвоночника, ограничивающих подвижность кистей рук, органов пищеварения (язвенная болезнь, сахарный диабет).

Правила работы с меховым лоскутом: Перед стачиванием мехового лоскута надо убедиться, что ворс направлен в одну сторону, если ворсинки топорщатся, мех сложен неправильно, и лоскут надо перевернуть так, чтобы ворсинки ложились в одну сторону.

Сложить меховой лоскут лицевой стороной внутрь. Если ворс выбивается на изнанку, то его надо аккуратно иголкой заправить обратно. Выполнить стачивание петельным швом.

Технология выполнения петельного шва (см.приложение№1).

Петельный шов применяют для стачивания мехового лоскута вручную. Рекомендуемая длина стежка – 3-4 мм; ширина шва – 4-5 мм.

Методические рекомендации:

Данное занятие является вводным в изучении курса. Необходимо дать общие понятия. Также учащимся объясняют, что в процессе курса они овладеют технологией изготовления мягкой игрушки, которая является эксклюзивной, конкурентно способной вещью; что немаловажно в условиях рыночной экономики.

Занятие 3 – 4. Цветовое решение. Размер изделия. (2 часа)

Цели:

  • Расширить знания учащихся о профессии «дизайнер игрушки»;
  • повторить и закрепить ранее полученные знания о сочетаемости цветов;
  • выполнить цветовое решение выбранной для проектной работы игрушки;
  • повторить технические условия и приёмы изменения размера изделия;
  • продолжить формировать эстетический вкус учащихся.

Материально техническое содержание:

  1. Фото игрушек. Выставка игрушек.
  2. Журналы по изготовлению мягкой игрушки.
  3. Цветовой круг. Цветовой аккордеон Рудольфа Адамса.
  4. Выкройки игрушек (5 – 8 шт.)
  5. Бумага, карандаш, линейка, ластик.

Содержание занятия: «Дизайн» в сфере товаров и услуг. Профессия «дизайнер игрушки». Цветовое решение, сочетаемость цветов. Выбор изделия для творческого проекта. Составление цветовой композиции игрушки. Работа с лекало.

Практикум:

  1. Выбор изделия для выполнения творческой работы.
  2. Квалификационные требования к профессии «дизайнер игрушек»
  3. Выполнить цветовое решение выбранной игрушки.
  4. Уменьшение, увеличение выкройки (по выбору).

Теоретический аспект:

Цветовое решение. (см.приложение №1).

Физики и художники давно пытались навести порядок в буйном царстве красок. Первую попытку предпринял Исаак Ньютон. Система Ньютона – цветовой круг.

Цветовой аккордеон изобрёл в 1865 году художник Рудольф Адамс, он предстовляет собой круг, разделённый на 24 сектора. Для полной гармонии пользуются так называемыми «цветовыми аккордеонами» - сочетаниями из трёх цветов, расположенных в углах равносторонних треугольников. Знание цветовых сочетаний применяют: в живописи, при выборе тканей для одежды, проектировании интерьеров, в дизайне.

Уменьшение, увеличение выкройки. (см.приложение №1).

Иногда габариты игрушки не совпадают с желаемым размером. В этом случае перед раскроем необходимо увеличить или уменьшить лекало. Допустим, надо увеличить вдвое. Для этого его разлиновывают на квадраты. Чем они меньше, тем точнее получится изображение. Затем такую же сетку делают на листе бумаги, но уже с вдвое большими квадратами. Теперь осталось перенести узор с малых квадратов на большие.

Дизайн – это различные виды проектировочной деятельности с целью формирования Эстетических (красивых по внешнему виду) и функциональных качеств (соответствие своему назначению и удобство пользования) изделия.

Предметные связи: ИЗО, черчение (графика), физика.

Методические рекомендации.

Объяснение материала и нахождение ошибок в цветовом решении лучше всего проводить на примерах уже готового изделия. Это способствует усвоению материала в более короткий срок. На данном занятии основная часть времени уделяется практической работе. В заключении даётся задание изменить размер игрушки; учащиеся (по желанию) уменьшают или увеличивают её.

Занятие 5 – 10. Технология выполнения игрушки из мехового лоскута. (6 часов)

Цели:

  • Способствовать развитию умений пользования лекалами-выкройками;
  • экономно расходовать материал; аккуратно выполнять швы;
  • развивать творческие способности учащихся; умение работать с меховым лоскутом;
  • воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе, т. к. от работы каждого зависит результат.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Наглядность – схемы, инструкционные карты, образцы поузловой обработки, требования к качеству.
  2. Меховой лоскут.
  3. Выкройки игрушек. Маркер (фломастер).
  4. Ножнеци, иголки, нитки, напёрсток.
  5. Синтепон (ватин, обрезки меха).
  6. Пуговицы.
  7. Шёлковая ленточка.

Содержание занятия:

Направление ворса при раскрое. Раскрой игрушки. Сшивание деталей. Набивка игрушки. Соединение головы с туловищем. Оформление игрушки

Практикум:

  1. Раскрой. (учитывая направление ворса).
  2. Творческая работа.

Теоретический аспект.

Направление ворса при раскрое. При выполнении раскроя необходимо учитывать направление ворса. На деталях головы он направлен от шеи вверх; на деталях туловища – от шеи вниз. На лбу – от носа к ушам. На ушах – от основания уха - вверх.

Подготовка к раскрою и раскрой игрушки. Выкройки деталей обрисовать по изнаночной стороне и вырезать точно по линии кончиками ножниц. Концы ножниц заправляют ближе к основе и вырезают только основу небольшими надрезами. Таким образом, ворс остаётся длинным.

Сшивание деталей. Детали сшиваются по изнаночной стороне петельным швом. Чтобы ворс не мешал его внутрь двух сложенных деталей.

Порядок работы. Туловище: к грудке пришить нижние и верхние лапки; соединить грудку со спинкой. Голова: сшить ушки; пришить их к задней части головы; Соединить обе части головы.

Набивка игрушки – выполняется синтепоном, ватином, поролоном, ватой или обрезками меха. Набивка должна заполнить всю игрушку равномерно.

Соединение головы с туловищем. Соединять надо леской или ниткой в несколько сложений, используется шов «через край».

Оформление мордочки и внешнего вида игрушки. К голове пришить глаза и нос. Для этого хорошо подойдут пуговки на ножке, которые нужно стянуть между собой внутри головы, хорошо закрепив нитку. Для украшения готовой игрушки можно использовать шелковую ленточку, сделав на шейке бантик.

Методические рекомендации.

Основная часть времени (4 часа) отводится на творческую работу. Каждая ученица индивидуально выполняет игрушку. В целом учащиеся выполняют проектную коллективную работу. Учитывая разный возрастной уровень учащихся, различный уровень знаний и подготовку, основной упор делается на индивидуальную работу и дифференциацию в обучении.

Занятия 11- 12. Оценка качества и защита проекта (2 часа)

Цели:

  • Подвести итоги проделанной работы, разобрать ошибки;
  • отметить лучшие работы;
  • дальнейшее развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать;
  • воспитание самокритичности и адекватной самооценки;
  • защита проекта.
  • подвести итог по изучению курса учащимися.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Инструкционные карты – требования к качеству готового изделия.
  2. Выполненные изделия.
  3. Отчёты по творческим работам.

Содержание занятия:

Требования к качеству готового изделия. Защита проекта.

Практикум:

  1. Провести контроль качества готового изделия.
  2. Защита проекта.

Теоретический аспект:

Требования к качеству швов и готового изделия. Детали сшиты очень плотно, в противном случае, после набивки игрушки будут видны швы, и выбиваться наполнитель. Согласованность в сочетании цветов. Готовое изделие должно быть чистым и аккуратным.

Защита проекта. Ученица должна:

  1. Объявить название изделия, показать или продемонстрировать его.
  2. Назвать причины, побудившие её взяться за выполнение данной игрушки, указать цели и задачи, поставленные перед её выполнением.
  3. Назвать оборудование и средства, используемые при изготовлении изделия.
  4. Рассказать о новых знаниях и умениях, полученных при выполнении творческой работы.
  5. Ученица может самостоятельно объективно оценить выполненную работу, выслушать мнения одноклассниц.

Методические рекомендации:

Данное занятие является завершающим. Проходит в форме защиты творческих проектов. Учителю необходимо заранее определить регламент выступления учащихся.

Можно предложить выполненные работы принести в дар «Детскому саду», «Детскому дому».

Приложение 2 (Фотографии)