Урок чтения в 3-м классе. Программа "Школа-2100". Особенности размера, лексики, рифмовки, авторского стиля. Олег Григорьев "Витамин роста"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формирование грамотного читателя;
  2. Развитие умения понимать идею произведения, видеть авторскую позицию, определять собственное отношение к прочитанному;
  3. Показать роль фруктов и овощей для здоровья человека;
  4. Дать рекомендации по укреплению и сохранению здоровья.

Оборудование: таблицы “Овощи”, “Фрукты”, карточки с вопросами, словарные слова “витамин”, “стихотворема”, аромолампа (запах апельсина), гимнастика для глаз (таблица и крысенок), мячи.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Введение в тему урока.

Речевая разминка.

У.: Отгадайте загадку:

В каждом возрасте полезен
От рожденья до седин.
Он сражается с болезнью –
Друг надежный …(витамин)

У.: Что вы знаете о витаминах? Есть ли у них названия? Где они содержатся?

Слово “витамин” придумал американский ученый – биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество “амин”, содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово “VITA” (жизнь) с “АМИН” получилось слово “ВИТАМИН”.

Детям надо съедать в день 500-600 г овощей и фруктов. Овощи и фрукты – полезные продукты.

На доске таблицы: “Овощи”, “Фрукты”.

Если вы хотите хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен витамин А. Он содержится в абрикосах, апельсинах, моркови.

Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, т. е. иметь крепкую нервную систему, вам нужен витамин В. Витаминов группы В существует множество: В , В , В , В , В , В , В . при регулярном употреблении пищи, богатой витаминами группы В, процесс старения можно замедлить: помидоры, картофель, слива, яблоки, капуста, горошек, абрикосы, персики.

Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен витамин С: ананас, бананы, виноград, вишня, горох, капуста, вишня, лимон, лук, мандарины, манго, морковь, огурец, перец, помидоры, редька, репа, свекла, сливы, тыква.

Есть еще витамин Д, который вырабатывается в организме под действием солнечных лучей.

Зимой вам необходимо как можно больше употреблять витаминов.

А теперь, ребята, догадайтесь, запах какого фрукта вы сейчас почувствуете. (апельсин)

Запах апельсина улучшает кровообращение, снимает стрессы, успокаивает нервную систему, повышает работоспособность, тонус, благоприятно воздействует на организм человека.

III. Работа со стихотворением до чтения.

У.:

  • Как вы думаете, о чем больше всего мечтают маленькие дети? (побыстрее вырасти, стать поскорее взрослыми)
  • А что нужно делать, чтобы ускорить процесс роста?
  • А, может быть, существует специальный, особый витамин, который ускоряет рост?
  • Ответ на этот вопрос знает человек, произведение которого мы будем читать на уроке. Кто он? Какой секрет откроет нам?
  • Откройте учебник на стр. 168 и попытайтесь извлечь как можно больше информации, прочитав имя автора, название произведения, рассмотрев иллюстрации.
  • В каком литературном жанре он работает?
  • Новое произведение Олега Григорьева тоже стихотворение?
  • В чем особенность стихов О. Григорьева? (Они короткие, веселые, главные герои – дети)
  • Пролистайте произведение. Что удивило? (размер)
  • А может это необычное стихотворение? Где кроется подсказка? (стихотворема)
  • Встречались ли мы с таким жанром раньше? Что может означать это слово?
  • О чем вы узнали, прочитав название?
  • Удалось ли узнать название этого витамина?
  • Может быть, на этот вопрос помогут ответить рисунки?
  • Можно ли предположить, где происходит действие? Кто герой стихотворемы? Почему она включена в раздел “Уроки и переменки”?

Много вопросов у нас накопилось. Пора приступать к чтению произведения.

У каждого на парте лежат вопросы, на которые нужно будет ответить в процессе чтения:

  1. Какой витамин является витамином роста?
  2. Где он содержится?
  3. Кто главные герои произведения?
  4. Почему произведение так странно названо – стихотворема?

Виды чтения:

  • Эхом по предложению
  • Шепотом
  • Громко
  • Быстро
  • Радостно
  • Очень медленно
  • Печально

IV. Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко.

У.: Мы тоже оказались в живом уголке. Наша дрессированная крыса умеет выполнять команды. Глазками передвигаем крысу из одной клетки в другую по моей команде.

А теперь закроем глаза и медленно двигаемся следом за крысой. В какой клетке оказалась она?

V. Работа с текстом во время чтения.

Постарайтесь во время чтения уловить особенности произведения, ритм, темп, настроение.

Чтение по строфам.

1 строфа.

  • Куда переносит нас автор произведения?
  • Ваши ли ровесники ученики, о которых говорится в стихотвореме?
  • Обычный ли урок проходил в классе?
  • Какому вопросу посвящена лекция учителя?
  • Отметьте слова учителя буквой П (учитель)
  • На какой вопрос удалось найти ответ?

2 строфа.

  • Кому принадлежат следующие слова? Сделайте помету.
  • С кем из учеников произошло заочное знакомство?
  • С каким поручением обращается к нему учитель?
  • Какие животные находятся в живом уголке?
  • Как называется место, где содержится тритон? (террариум)
  • Как вы думаете, почему учитель выбрал для похода в живой уголок Смирнова?
  • Кому он мог доверить такое поручение?
  • Для чего же понадобились учителю на уроке биологии, тема которого “Питание человека”, две маленькие крысы?

3 строфа.

Почему учитель дает крысам такую характеристику? Ведь он совсем недавно умилялся двум маленьким альбиносам?

4 строфа.

  • Какая катастрофа могла ожидать землян? Почему?
  • Какой способ борьбы долго не удавалось открыть?
  • Верите ли вы в эффективность такого метода?
  • Получается, учитель биологии на уроке рассказывает ученикам сказки? Для чего?

5 строфа.

Что значит “эксперимент”?

6 строфа.

  • Что за бирку собираются повесить крысенку?
  • Чем собираются кормить и для чего?
  • А что же второй?
  • Что значит “стерильная пища”?
  • Что за болезнь “авитаминоз”?
  • Как вы думаете, какого результата следует ожидать?

7 строфа.

Почему так удивились мы с вами и учитель биологии?

VI. Блиц-опрос. Работа в группах.

Каждая группа ребят из 4 человек получает карточку с вопросами.

У.: Обсуждаете вопросы вместе, ищете ответ на вопрос. Назначаете, кто будет отвечать.

VII. Динамическая пауза с мячами под музыкальное сопровождение.

  1. Жонглеры
  2. Восьмерочки
  3. Перекати мяч
  4. Исправь осанку

VIII. Чтение 2-й части стихотворемы цепочкой по 1 предложению.

  • Для чего учитель зашел в живой уголок?
  • Ясна ли разгадка неудавшегося эксперимента?
  • Почему учитель хотел отнять морковку?
  • Откуда взялась морковка в клетке у крысы со знаком “+”?
  • Кто это мог быть?
  • Почему учитель подумал, что в уголке именно Смирнов?
  • Что же скажет в свое оправдание Смирнов?
  • Поверит ли учитель ученику?
  • Как выбрался Смирнов из-под стола?
  • Чего не предусмотрел Смирнов, вылезая на встречу с учителем?
  • Почему ботва “предательски торчала”?
  • Как отреагирует Смирнов?
  • Действительно ли мальчик подумал, что речь в загадке о помидоре? Почему он дал такой ответ?
  • Почему ученик опустил глаза и заплакал?
  • Как вы думаете, как поведет себя учитель по отношению к своему ученику?
  • В чем признался учитель? В чем это выражается?
  • Почему крыса со знаком “-” выросла в два раза больше крысы со знаком “+”?
  • Какой выход предложил учитель, чтобы не было сомнения в результате эксперимента?
  • Получается, учитель простил Смирнова за срыв эксперимента?
  • За что наказан Смирнов?
  • Как вы думаете, какое наказание для мальчика в тягость?
  • Воспримет ли он это как наказание?

IX. Работа после чтения.

Мы прочитали произведение О. Григорьева “Витамин роста”.

Думаю, теперь мы можем вернуться к вопросам, которые нас волновали в самом начале.

Сравнение главных героев: учителя и Смирнова.

Что вы можете сказать о них? Подберите прилагательные, которые характеризуют наших героев. (У доски 2 человека)

X. Итог.

А как бы вы поступили на месте Смирнова?

Какие проблемы поднимает, на ваш взгляд, поэт?

Что нового узнали их произведения? Какие знания вынесли с урока биологии?

XI. Дом. задание.

Нарисовать рисунок к стихотвореме; подготовить выразительное чтение;

Расспросить родителей или прочитать о витаминах.