Цель: развивать речевую активность.
Задачи:
- закреплять умение давать характеристику согласного звука с использованием “таблицы-помощницы”, упражнять в подборе слов с заданным звуком, продолжать учить подбирать родственные слова, выполнять звуковой анализ, составлять предложения с предлогами;
- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, тонкую моторику; умение ориентироваться в пространстве, понимать скрытый смысл сказок, через пословицы; искать противоречия;
- воспитывать культуру общения и умение работать в коллективе.
Оборудование:
- пособие “Веселый поезд”,
- схемы,
- картинки,
- елочка,
- снежинки,
- звуковые символы,
- шкатулка,
- “волшебная палочка”,
- магнитофон,
- письмо.
Предварительная работа:
- чтение сказок, обсуждение, подбор пословиц и их схематическое изображение;
- разучивание пальчиковой гимнастики;
- написание письма сказочному герою;
- разучивание песни с ребенком.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед:
- Посмотрите к нам на занятие пришли гости, поздороваемся и подарим им улыбки.
- Встаньте так, чтобы нам было друг друга видно. Попрошу вас на занятии быть очень внимательными к своей речи, говорите громко, уверенно.
2. Введение в тему.
Логопед:
- Скажите, кому мы недавно написали письмо?
Дети:
- Принцессе.
Логопед:
- Но что-то она не идет. Мы приглашали ее сегодня. Но может что- то не так? Какое сегодня число? Месяц? День недели? Время года? Время суток? А во сколько у нас начинаются занятия? Все сходится. А я вам хочу сказать, что людей, которые приходят вовремя называют - дисциплинированными или пунктуальными. Это люди, которые не опаздывают, они вежливы и внимательны к другим людям.
3. Основная часть.
Развитие речи на материале приемов ТРИЗ - решение противоречий.
Логопед:
- А как вы думаете хорошо или плохо опаздывать?
Игра “Хорошо-плохо”
Дети:
- плохо, так как тебя люди ждут, а это некрасиво.
- плохо, потому что можно пропустить самое интересное.
- плохо, так как ты пришел, а твой друг играет уже с кем-то другим.
- хорошо, так как ты пришел и тебе все рады, что наконец-то пришел.
Логопед:
- А если опаздываешь, что нужно сделать?
Дети:
- Позвонить, предупредить.
Логопед:
- А если опоздал?
Дети:
- Извиниться.
Воспитатель: (вносит письмо от принцессы)
- Вы извините, но меня попросили передать детям вашей группы письмо.
Логопед:
- От кого может быть письмо? Откроем?
(в письме: схема - как помочь принцессе вернуть голос рис. 1; схема имени принцессы “Живые звуки” рис. 2)
Рис. 1
Рис. 2
Развитие речи и звуковой анализ-моделирование “Живые звуки”.
Логопед:
- Кто изображен?
Дети:
- Принцесса.
Логопед:
- Почему она плачет? Что обозначат перечеркнутые звуки, ноты с помощь чего мы можем петь, произносить звуки?
Дети:
- Голоса.
Логопед:
- Вот почему она не может придти к нам в гости у нее похищен голосок. А кто же его похитил?
Дети:
- Кощей, черт, злодей, колдун.
Логопед:
- Что можно сделать? Посмотрите, дорога - на ней обозначены остановки, если мы преодолеем препятствия - голосок у принцессы появится (рис.1). Как же зовут нашу принцессу (рис.2)
Дети:
- Зина, Рита, Сима, Лиза, Лина.
Логопед:
- Я вам подскажу принцесса живет в Лиловом замке и поэтому ее имя начинается со звука Ль. (ЛИНА)
- Сказка ждет вас, но войти в нее может только тот, кто умеет слушать, ходить тихо, не нарушая покой в волшебной стране. Возьмем с собой: доброе сердце, хорошее настроение; мы дружны и внимательны (рис.3).
Рис. 3
- Покажем, какие мы дружные.
Пальчиковая гимнастика.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
В сказку мы идем сейчас, чтоб принцессе помогать.
Победить колдунов, и узнать много слов.
Мысли наши смелые, а дела умелые.
Развитие пространственных представлений.
- Первая станция “Веселый поезд”. (на стене поезд в вагонах-кармашках герои сказки “Колобок”+ коза)
- Назовите, кто приехал в поезде.
Дети:
- Дед, колобок, баба, лиса, коза.
Логопед:
- Кто приехал в первом вагоне?
Дети:
- Дед.
Логопед:
- Кто в последнем вагоне?
Дети:
- Коза.
Логопед:
- Кто приехал между дедом и бабой?
Дети:
- Колобок.
Логопед:
- Кто в желтом вагоне?
Дети:
- Лиса.
Логопед:
- Какой пассажир сел не в тот поезд? Почему?
Дети:
- Коза, так как у нее рога, а у других нет рогов; лиса, так как она живет в лесу; коза, так как она не из сказки “Колобок”
Метод проб-ТРИЗ.
Логопед:
- Скажите, что же произошло в этой сказке с Колобком? А хотите помочь Колобку - пусть лиса его не съест, но и лисе не сделаем больно - у нас доброе сердце.
Дети:
- Нужно накормить лису и она не захочет, съест колобка; обмазать колобка маслом тогда он соскользнет с лисьего носа; сшить шубку колобку из сосновых иголок.
Развитие навыков коммуникативности с помощью социо-игровых приемов.
Логопед:
- А теперь поиграем, встаньте так, чтобы было видно всех игра “Разведчики” (дети находят пару с помощью глаз и по хлопку подходят друг к другу). Игра “Человек-человеку” (дети прикасаются теми частями тела друг к другу, которые называет логопед).
Развитие звукового анализа.
- Подойдите ко мне в парах. Посмотрите, наши гости в поезде заскучали, они просят вас “зажечь огонечки” в словах, которыми их называют (звукобуквенный анализ ). Договоритесь, кто пойдет выбирать героя и выполнять задание, а кто будет проверять, и помогать (проверка общая).
Динамическая пауза.
- Хотите на сказочном поезде доехать до следующей станции, встанем друг за другом. А чтобы по дороге не было скучно (шно) повторяйте слова:
Поезд едет скрежеща- Ж-Ч-ЩА, Ж-Ч-ЩА,
Так работает мотор-Р-Р-Р.
Вот я выглянул в окно-О-О-О
Ветер обдувает нос-С-С-С
На леса спустилась ночь-Ч-Ч-Ч.
Подбор родственных слов. (на полянке искусственная елка и вокруг лежат снежинки)
- Посмотрите, что это?
Дети:
- Снежинки.
Логопед:
- Колдун раздул снег с деревьев, хочет замести дорожки, чем?
Дети:
- Снегом.
Логопед:
- Для того чтобы нам легче было пройти, нарядим елочку снежинками - возьмите каждый себе по снежинке. От какого слова произошло слово снежинка?
Дети:
- Снег.
Логопед:
- А от этого слова произошло много слов. Внимание задание: Я буду читать стихотворение, а вы добавляйте слова, связанные со словом “снег”, каждым снежным словом по очереди мы будем укрывать елочку.
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые (снежинки)
На поселки, на лужок выпал беленький (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка, это девочка- (снегурка)
На снегу-то, посмотри, - с красной грудкой (снегири)
Не взирая на сугробы, машина мчит меня вперед - это мощный (снегоход)
На проталинке весенней появился белый, нежненький (подснежник).
-Какими снежными словами мы укрывали елочку?
Характеристика звука (С),
- С какого звука они начинаются? Кто расскажет об этом звуке по схеме. (рис.4)
Рис. 4
Составление предложений с предлогами. Деление на подгруппы с помощью разрезного материала.
- Дорога расчищена, идем дальше. Колдун оставил нам еще задание оно на столе (в коробочке разрезанные сюжетные картинки с героями сказок “Три поросенка”, “Лягушка царевна”, “Красная шапочка” и схемы предлогов (рис.5).
Возьмите часть, найдите друг друга и составьте картинку. Скажите, к какой сказке подходит пословица:
“Не было бы счастья, да несчастье помогло” - “Лягушка царевна”
“Не верь речам, где меду слишком” - “Красная шапочка”
“Доброе братство дороже всякого богатства”- “Три поросенка”
- Внимание задание: возьмите схемы предлогов, составьте предложения не забывайте красивые слова, расскажите их друг другу, какая команда готова-подайте знак. Свое предложение расскажет ребенок, у которого предложение с предлогом в (около, на).
Дети:
- У Красной шапочки в корзине вкусные пироги. Поросенок стоит около деревянного домика. Лягушка сидит на большом листе кувшинки.
Подбор слов с заданным звуком. Социоигра в кругу.
- Следующее задание: Найдите слова со звуком (С) на своих картинках, скажите их друг другу-в команде слова, не повторяются. А теперь подарите их нам передавайте “волшебную палочку” и называйте слова.
Работа с пословицами.
- Что у меня в руках?
Дети:
- Шкатулка.
Логопед:
- Что хранится в шкатулках?
Дети:
- Все самое дорогое и ценное.
Логопед:
- Посмотрите - это карточки, а на них зашифрованы пословицы, это очень дорогие и ценные слова, покажите их гостям, читая сказки с детьми, мы учили пословицы и теперь хотим поделиться этой мудростью с вами. Каждый по одному скажет пословицу и карточку подарит любому гостю.
4. Итог.
Логопед:
- Посмотрите, принцесса к нам пришла.
Принцесса:
Здравствуйте, дорогие дети!
Колдуна вы победили, голосок вы мне вернули.
Песню звонкую свою вам сейчас я пропою.
(принцесса поет песню: “В мире много сказок”)
Логопед:
- Вот мы и помогли нашей принцессе Лине, благодаря знаниям, доброму сердцу и дружбе. А она хочет вас отблагодарить, передает подарок от своей любимой птички-Курочки Рябы-киндер сюрпризы.