Конспект открытого занятия в подготовительной логопедической группе с использованием эффективных средств

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развивать речевую активность.

Задачи:

  • закреплять умение давать характеристику согласного звука с использованием “таблицы-помощницы”, упражнять в подборе слов с заданным звуком, продолжать учить подбирать родственные слова, выполнять звуковой анализ, составлять предложения с предлогами;
  • развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, тонкую моторику; умение ориентироваться в пространстве, понимать скрытый смысл сказок, через пословицы; искать противоречия;
  • воспитывать культуру общения и умение работать в коллективе.

Оборудование:

  • пособие “Веселый поезд”,
  • схемы,
  • картинки,
  • елочка,
  • снежинки,
  • звуковые символы,
  • шкатулка,
  • “волшебная палочка”,
  • магнитофон,
  • письмо.

Предварительная работа:

  • чтение сказок, обсуждение, подбор пословиц и их схематическое изображение;
  • разучивание пальчиковой гимнастики;
  • написание письма сказочному герою;
  • разучивание песни с ребенком.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед:

- Посмотрите к нам на занятие пришли гости, поздороваемся и подарим им улыбки.

- Встаньте так, чтобы нам было друг друга видно. Попрошу вас на занятии быть очень внимательными к своей речи, говорите громко, уверенно.

2. Введение в тему.

Логопед:

- Скажите, кому мы недавно написали письмо?

Дети:

- Принцессе.

Логопед:

- Но что-то она не идет. Мы приглашали ее сегодня. Но может что- то не так? Какое сегодня число? Месяц? День недели? Время года? Время суток? А во сколько у нас начинаются занятия? Все сходится. А я вам хочу сказать, что людей, которые приходят вовремя называют - дисциплинированными или пунктуальными. Это люди, которые не опаздывают, они вежливы и внимательны к другим людям.

3. Основная часть.

Развитие речи на материале приемов ТРИЗ - решение противоречий.

Логопед:

- А как вы думаете хорошо или плохо опаздывать?

Игра “Хорошо-плохо”

Дети:

- плохо, так как тебя люди ждут, а это некрасиво.

- плохо, потому что можно пропустить самое интересное.

- плохо, так как ты пришел, а твой друг играет уже с кем-то другим.

- хорошо, так как ты пришел и тебе все рады, что наконец-то пришел.

Логопед:

- А если опаздываешь, что нужно сделать?

Дети:

- Позвонить, предупредить.

Логопед:

- А если опоздал?

Дети:

- Извиниться.

Воспитатель: (вносит письмо от принцессы)

- Вы извините, но меня попросили передать детям вашей группы письмо.

Логопед:

- От кого может быть письмо? Откроем?

(в письме: схема - как помочь принцессе вернуть голос рис. 1; схема имени принцессы “Живые звуки” рис. 2)

Рис. 1

Рис. 2

Развитие речи и звуковой анализ-моделирование “Живые звуки”.

Логопед:

- Кто изображен?

Дети:

- Принцесса.

Логопед:

- Почему она плачет? Что обозначат перечеркнутые звуки, ноты с помощь чего мы можем петь, произносить звуки?

Дети:

- Голоса.

Логопед:

- Вот почему она не может придти к нам в гости у нее похищен голосок. А кто же его похитил?

Дети:

- Кощей, черт, злодей, колдун.

Логопед:

- Что можно сделать? Посмотрите, дорога - на ней обозначены остановки, если мы преодолеем препятствия - голосок у принцессы появится (рис.1). Как же зовут нашу принцессу (рис.2)

Дети:

- Зина, Рита, Сима, Лиза, Лина.

Логопед:

- Я вам подскажу принцесса живет в Лиловом замке и поэтому ее имя начинается со звука Ль. (ЛИНА)

- Сказка ждет вас, но войти в нее может только тот, кто умеет слушать, ходить тихо, не нарушая покой в волшебной стране. Возьмем с собой: доброе сердце, хорошее настроение; мы дружны и внимательны (рис.3).

Рис. 3

- Покажем, какие мы дружные.

Пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

В сказку мы идем сейчас, чтоб принцессе помогать.

Победить колдунов, и узнать много слов.

Мысли наши смелые, а дела умелые.

Развитие пространственных представлений.

- Первая станция “Веселый поезд”. (на стене поезд в вагонах-кармашках герои сказки “Колобок”+ коза)

- Назовите, кто приехал в поезде.

Дети:

- Дед, колобок, баба, лиса, коза.

Логопед:

- Кто приехал в первом вагоне?

Дети:

- Дед.

Логопед:

- Кто в последнем вагоне?

Дети:

- Коза.

Логопед:

- Кто приехал между дедом и бабой?

Дети:

- Колобок.

Логопед:

- Кто в желтом вагоне?

Дети:

- Лиса.

Логопед:

- Какой пассажир сел не в тот поезд? Почему?

Дети:

- Коза, так как у нее рога, а у других нет рогов; лиса, так как она живет в лесу; коза, так как она не из сказки “Колобок”

Метод проб-ТРИЗ.

Логопед:

- Скажите, что же произошло в этой сказке с Колобком? А хотите помочь Колобку - пусть лиса его не съест, но и лисе не сделаем больно - у нас доброе сердце.

Дети:

- Нужно накормить лису и она не захочет, съест колобка; обмазать колобка маслом тогда он соскользнет с лисьего носа; сшить шубку колобку из сосновых иголок.

Развитие навыков коммуникативности с помощью социо-игровых приемов.

Логопед:

- А теперь поиграем, встаньте так, чтобы было видно всех игра “Разведчики” (дети находят пару с помощью глаз и по хлопку подходят друг к другу). Игра “Человек-человеку” (дети прикасаются теми частями тела друг к другу, которые называет логопед).

Развитие звукового анализа.

- Подойдите ко мне в парах. Посмотрите, наши гости в поезде заскучали, они просят вас “зажечь огонечки” в словах, которыми их называют (звукобуквенный анализ ). Договоритесь, кто пойдет выбирать героя и выполнять задание, а кто будет проверять, и помогать (проверка общая).

Динамическая пауза.

- Хотите на сказочном поезде доехать до следующей станции, встанем друг за другом. А чтобы по дороге не было скучно (шно) повторяйте слова:

Поезд едет скрежеща- Ж-Ч-ЩА, Ж-Ч-ЩА,
Так работает мотор-Р-Р-Р.
Вот я выглянул в окно-О-О-О
Ветер обдувает нос-С-С-С
На леса спустилась ночь-Ч-Ч-Ч.

Подбор родственных слов. (на полянке искусственная елка и вокруг лежат снежинки)

- Посмотрите, что это?

Дети:

- Снежинки.

Логопед:

- Колдун раздул снег с деревьев, хочет замести дорожки, чем?

Дети:

- Снегом.

Логопед:

- Для того чтобы нам легче было пройти, нарядим елочку снежинками - возьмите каждый себе по снежинке. От какого слова произошло слово снежинка?

Дети:

- Снег.

Логопед:

- А от этого слова произошло много слов. Внимание задание: Я буду читать стихотворение, а вы добавляйте слова, связанные со словом “снег”, каждым снежным словом по очереди мы будем укрывать елочку.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю (снег)
С неба все скользят пушинки - серебристые (снежинки)
На поселки, на лужок выпал беленький (снежок)
Вот веселье для ребят - все сильнее (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)
Рядом снежная фигурка, это девочка- (снегурка)
На снегу-то, посмотри, - с красной грудкой (снегири)
Не взирая на сугробы, машина мчит меня вперед - это мощный (снегоход)
На проталинке весенней появился белый, нежненький (подснежник).
-Какими снежными словами мы укрывали елочку?

Характеристика звука (С),

- С какого звука они начинаются? Кто расскажет об этом звуке по схеме. (рис.4)

Рис. 4

Составление предложений с предлогами. Деление на подгруппы с помощью разрезного материала.

- Дорога расчищена, идем дальше. Колдун оставил нам еще задание оно на столе (в коробочке разрезанные сюжетные картинки с героями сказок “Три поросенка”, “Лягушка царевна”, “Красная шапочка” и схемы предлогов (рис.5).

Возьмите часть, найдите друг друга и составьте картинку. Скажите, к какой сказке подходит пословица:

“Не было бы счастья, да несчастье помогло” - “Лягушка царевна”

“Не верь речам, где меду слишком” - “Красная шапочка”

“Доброе братство дороже всякого богатства”- “Три поросенка”

- Внимание задание: возьмите схемы предлогов, составьте предложения не забывайте красивые слова, расскажите их друг другу, какая команда готова-подайте знак. Свое предложение расскажет ребенок, у которого предложение с предлогом в (около, на).

Дети:

- У Красной шапочки в корзине вкусные пироги. Поросенок стоит около деревянного домика. Лягушка сидит на большом листе кувшинки.

Подбор слов с заданным звуком. Социоигра в кругу.

- Следующее задание: Найдите слова со звуком (С) на своих картинках, скажите их друг другу-в команде слова, не повторяются. А теперь подарите их нам передавайте “волшебную палочку” и называйте слова.

Работа с пословицами.

- Что у меня в руках?

Дети:

- Шкатулка.

Логопед:

- Что хранится в шкатулках?

Дети:

- Все самое дорогое и ценное.

Логопед:

- Посмотрите - это карточки, а на них зашифрованы пословицы, это очень дорогие и ценные слова, покажите их гостям, читая сказки с детьми, мы учили пословицы и теперь хотим поделиться этой мудростью с вами. Каждый по одному скажет пословицу и карточку подарит любому гостю.

4. Итог.

Логопед:

- Посмотрите, принцесса к нам пришла.

Принцесса:

Здравствуйте, дорогие дети!

Колдуна вы победили, голосок вы мне вернули.

Песню звонкую свою вам сейчас я пропою.

(принцесса поет песню: “В мире много сказок”)

Логопед:

- Вот мы и помогли нашей принцессе Лине, благодаря знаниям, доброму сердцу и дружбе. А она хочет вас отблагодарить, передает подарок от своей любимой птички-Курочки Рябы-киндер сюрпризы.