На современном этапе обучения в начальных классах возросла потребность повышения грамотности. Решение данной задачи зависит от содержания, методики, структуры урока русского языка. Предлагаемый курс создает условия для реализации творческих способностей младших школьников при изучении русского языка. Курс позволяет развивать самостоятельность, познавательную деятельность, грамотность, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося. Структура курса базируется на государственной программе.
Учебники русского языка для начальной школы содержат устаревшие и далекие от современности тексты. Предлагаемый курс содержит текст понятный и близкий современному ученику, что вызывает неподдельный интерес.
Курс содержит следующие разделы:
1 класс.
- Правописание гласных после шипящих.
- Проверка знаний.
2 класс.
- Повторение изученного в 1 классе.
- Правописание парных звонких и глухих согласных.
- Проверка знаний.
- Правописание безударных гласных.
- Правописание удвоенных согласных.
- Итоговые работы за 2 класс.
3 класс.
- Повторение изученного во 2 классе.
- Разделительный мягкий знак.
- Состав слова.
- Правописание парных звонких и глухих согласных.
- Проверка знаний.
- Правописание безударных гласных.
- Правописание непроизносимых согласных.
- Проверка знаний.
- Части речи.
4 класс.
- Имя существительное:
- Распознавание склонений;
- Распознавание падежей;
- Правописание безударных падежных окончаний, проверка знаний.
- Имя прилагательное.
- Местоимение.
- Глагол.
Задачами курса являются:
- Соответствие государственным учебным программам по русскому языку.
- Пополнение словарного запаса учащихся.
- Расширение кругозора.
- Раскрытие понятий современных терминов.
- Повторение и закрепление материала.
- Формирование контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Приведенные ниже примеры заданий по теме «Имя прилагательное» составлены для учащихся 4 класса, ярко демонстрируют методику.
Все текстовые карточки №5-№9 могут быть использованы как самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты.
Пособие может быть использовано как для индивидуального обучения, так и коллективного. Материал подобран таким образом, что позволяет даже самым слабым учащимся с интересом работать на уроке, осознавая свои маленькие победы. Дидактический материал – карточки составлены от простого к сложному заданию. Он помогает учителю контролировать усвоение изученного материала и вовремя заметить проблемы.
Карточка №1.
- Задание: Придумай и запиши предложение, поставив данное словосочетание в П.п.: синее небо.
- Задание: Разбери предложение по членам предложения и частям речи: На высок_ дер_в_ дят_л д_лбил к_ру.
- Задание: Запиши словосочетания, укажи падеж прилагательного: В светл_ неб_, о верн_ друг_, у син_ моря.
Карточка №2.
- Задание: Придумай и запиши предложение, поставив данное словосочетание в Р.п.: родное село.
- Задание: Разбери предложение по членам предложения и частям речи: В ближн_ с_снов_ л_су много гр_бов нашли дети.
- Задание: Запиши словосочетания, укажи падеж прилагательного: О забавн_ случае, в соседн_ дом_, с голуб_ неба.
Карточка №3.
- Задание: Придумай и запиши предложение, поставив данное словосочетание в Тв.п.: летнее утро.
- Задание: Разбери предложение по членам предложения и частям речи.: На урок_ ру_ к_ языка р_бята п_сали о дружб_.
- Задание: Запиши словосочетания, укажи падеж прилагательного.: В х_лодн_ роднике, о син_ мор_, ясн_ летн_ утром.
Карточка №4.
- Задание: Придумай и запиши предложение, поставив данное словосочетание в Д.п.: з_лёный луг.
- Задание: Разбери предложение по членам предложения и частям речи: Со старш_ братом мы встретились у соседн_ дома.
- Задание: Запиши словосочетания, укажи падеж прилагательного: О хорош_ друг_, с весёл_ криком.
Карточка №5.
1. Задание: Спиши текст. Вставь пропущенные орфограммы. Укажи падеж прилагательных:
Было ч_десн_ летн_ утро. Под ле_к_ порывом знойн_ ветра море улыбалось светл_ небу. С в_сел_ плеском н_силась м_рская в_лна. Быстрокрыл_ ч_йка л_ниво к_чалась на высок_ гребн_. Бел_ пена таяла на горяч_ песочк_. С песчан_ бер_га медленно спускался в син_ в_лну огромн_ кра_.
2. Задание: разбери слова по составу: Серенькая, лесное, позолоченный.
Карточка №6.
1. Задание: Спиши текст. Вставь пропущенные орфограммы. Укажи падеж прилагательных:
Из темн_ подземн_ царства проб_вается х_лодный ключ. Свеж_ чист_ водой утолит он от летн_ жажды все ж_вое. В каждой тр_винке бл_стит по прозрачн_ кап_льк_. Маленьк_ пестр_ птичка ни_ко склонилась к студен_ в_дичк_. Сп_шит быстр_ ручей по глубок_ оврагу к прозрачн_ речк_, которая в_ется серебрян_ лентой за темн_ л_сочком.
2. Задание: Подбери однокоренные прилагательные разных родов:
Карточка №7.
1. Задание: Спиши текст. Вставь пропущенные орфограммы. Укажи падеж прилагательных:
Отря_ туристов забрел в л_сную глуш_. Сквозь в_рхушки д_рев_ев в_днеется син_ небо. Кругом заросли болотн_ камыша. Выше ч_ловеческ_ роста выт_нулись растения. Здесь л_гко спрятаться, как в настоящ_ л_су. Длинн_ л_сток красиво изг_бается з_лен_ аркой. Пр_мой стройн_ ст_б_лек увенчан бархатн_ г_ловкой. Темн_ ш_шечка к_чается от ле_кого в_терка. По_дн_ ос_н_ю мя_к_ пуш_нкой разл_тятся ш_шки по л_сн_ болоту.
Карточка №8.
1. Задание: Спиши текст. Вставь пропущенные орфограммы. Укажи падеж прилагательных:
Мы получили нов_ кв_ртиру в высотн_ дом_ на верхн_ этаже. Около наш_ дома построилии закрыт_ ст_янку для час_н_ транспорта. По соседн_ ул_ц_ пустили по нов_ маршруту автобус. На лестничн_ пл_ща_к_ вместе с нами пос_лилась старенькая п_нсионерка. У нее пл_х_ зд_ров_е. Я часто прин_шу ей хле_ из бл_жайш_ м_г_зина. Иногда она уг_щает меня горяч_ чаем с з_мл_ничным в_рен_ем. В соседнем_ под_езд_ ж_вут р_бята из наш_ класса.
Карточка №9.
1. Задание: Спиши текст. Вставь пропущенные орфограммы. Укажи падеж прилагательных:
На в_сток_ ух_дила вверх под голубое небо сн_гов_ г_ра. Др_мучий темный лес поднимался у ее поднож_я. Кое-где на в_рш_н_ д_рев_ев еще д_ржалась дли_ая п_л_са бледного тумана. День медленно продвигался в глубь л_сной ч_щи. А зу_чатый гре_нь г_ры купался в в_лнах з_л_того со_нца.