Пояснительная записка
Цель:
Повысить уровень мотивации учащихся к предметам технологии.Задачи:
- Развивать творческий потенциал ребенка через продуктивную деятельность;
- Формировать коммуникативные качества учащихся;
- Подготовка к выполнению необходимых и доступных видов технологического и бытового труда;
- Воспитывать трудолюбие, предприимчивость, коллективизм, человечность и милосердие, обязательность, честность, ответственность и порядочность, культуру поведения и бесконфликтного общения.
Порядок организации и проведения общешкольного мероприятия “Неделя трудового обучения”
1. "Неделя" проводится в семь этапов:
1 этап – Решение кроссвордов (приложение № 1).
2 этап – Разгадывание ребуса (приложение № 2).
3 этап – Зашифровка в ребус пословицы о труде (приложение № 3).
4 этап – Эскиз школьной формы
5 этап – Олимпиады по столярному и швейному делу в 5 – 9 классах
Победители олимпиады участвуют в заключительном конкурсе "Красавицы, миру на диво…".
Победители олимпиад, (занявшие I места) готовят показательное изделие на конкурс "Красавицы, миру на диво…", где проходит защита выполненного изделия.
В целях подготовки команды для участия в областном празднике труда провести дополнительный конкурс между учащимися 8 и 9 классов.
6 этап – Выставка работ учащихся
7 этап – заключительный конкурс "Красавицы, миру на диво…"
2. Определение победителей.
Итоги подводятся по номинациям:
а. "Кроссворд"+"ребус – 2"+ "ребус – 3"+"эскиз" – первенство определяется по наибольшей сумме баллов полученных за каждый отдельный конкурс.
б. Олимпиады по столярному и швейному делу – победители определяются по одному из класса (среди мальчиков класса по столярному делу и среди девочек класса по швейному делу), набравшие наибольшее количество баллов в выполнении тестирования, изготовлении изделия, а в 8-9 классах и при выполнении творческого задания.
в. Выставка работ учащихся – победитель (I место) определяется в двух возрастных группах: 5 – 6 классы и 7 – 9 классы, II и III места определяются из общего количества работ с учетом оригинальности, сложности и качества выполненного изделия.
г. Конкурс "Красавицы, миру на диво…" – победитель определяется по наибольшей сумме баллов в каждом отдельном конкурсе.
Критерии оценки конкурсов:
Конкурс "Решение кроссвордов
Оценивается правильность решения (3 балла).
Объём выполнения задания (3 балла).
Аккуратность выполненной работы (3 балла).
Максимальная оценка – 9(девять) баллов.
Конкурс "Разгадывание ребуса"
Правильность разгадывания (3 балла).
Объём выполнения работы (3 балла).
Аккуратность выполнения работы (3 балла).
Максимальная оценка – 9 (девять) баллов.
Конкурс "Зашифровка пословицы в ребус"
Оригинальность пословицы (5 баллов).
Оригинальность оформления (5 баллов).
Красочность (3 балла).
Аккуратность (3 балла).
Максимальная оценка – 16 (шестнадцать) баллов.
Конкурс "Эскиз школьной формы"
Оригинальность модели (5 баллов).
Доступность изделия (5 баллов).
Оформление эскиза (3 балла).
Максимальная оценка – 13 (тринадцать) баллов.
Олимпиады
Оценивается правильность выполнения тестовых заданий (5баллов).
Качество выполненного изделия (5 баллов).
Творческое задание (в 8-9 классах) (5 баллов).
Максимальная оценка – (5-7 классы) 10 баллов, (8-9 классы) 15 баллов.
Выставка работ учащихся
Оценивается сложность выполненной работы (5 баллов).
Качество выполнения работы (5 баллов).
Максимальная оценка – 10 (десять) баллов.
Конкурс "Красавицы, миру на диво…"
Для участницы конкурса изготавливается русский головной убор.
Оценивается – стиль, качество выполнения убора (5 баллов).
Исполнение частушки на тему "О труде" (можно использовать помощь группы поддержки). Оценивается – оригинальность частушки, артистичность исполнения (5 баллов).
Повязывание головного платка различными способами (на девочке из зала) . Оценивается – необычность, аккуратность, быстрота повязывания (5 баллов).
Выполнение изделия из платков - конкурс “Белошвейки” (платки не разрезаются, количество платков не оговаривается) (на девочке из зала). Оценивается – цельность композиции, оригинальность, представление модели (5 баллов).
Кроме того, оценивается участие в конкурсах: "Водоносы" (7 баллов), "Вязание" (5 баллов), "Одень куклу" (8 баллов).
Максимальное количество баллов – 40 (сорок) баллов.
Конкурс “Красавицы, миру на диво…”
1 ведущая.
Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Гостям рады, что пришли,
Для нас времечко нашли.
Будут здесь у нас забавы,
Представление на славу.
Мы потешить вас спешим,
Может быть, и рассмешим.
И вернёмся, как во сне,
К нашей русской старине.
Это присказка читается,
Сказка только начинается.
2 ведущая. В некотором царстве, в некотором государстве, на земле Нововаршавской, в нашей школе замечательной вы увидите сегодня красу русскую, ненаглядную. У меня в гостях собрались подруженьки и посадим их в красный угол…(представление участниц). А награждать участниц сегодняшнего конкурса баллами будет жюри в составе:
Шевченко В.И. – учитель русского языка и литературы;
Бабанина В.А. – медицинский работник;
Шевченко Г.А. – учитель сельхоз. труда.
В конце праздника мы узнаем, по сколько баллов будет у каждой девочки. У кого будет большая сумма баллов, та и выиграет наш конкурс.
Помогать красавицам в выполнении некоторых заданий будут богатыри русские…(представление участников).
1 ведущая. Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов писал:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,…
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка…
2 ведущая. C давних времён походка русской красавицы вырабатывалась при ношении воды на коромысле. А женихи и будущие свекрови определяли, какой будет хозяйка, чем меньше воду расплещет, тем хозяйственнее и бережливее будет. Посмотрим и мы, какие наши будущие хозяйки…(конкурс водоносов). Как участницы смогут пронести воду, за это и получат свои первые баллы. (7 баллов)
1 ведущая. Вы, наверное, все знаете сказку "Морозко". Помните, какое задание дал Настеньке Морозко? Правильно, связать за одну ночь две пары рукавиц и носки.
Сейчас и мы дадим поручение участницам конкурса набрать на спицы или крючок по 10 петель и провязать несколько рядов любым рисунком за определённый период времени. (5 баллов)
2 ведущая.
Говорят, у девочек
Руки не простые.
Говорят, у девочек
Руки золотые.
Поглядим внимательно,
Поглядим поближе.
Может быть, и к празднику
Что-нибудь увидим.
1 ведущая. Русские богатыри, кроме недюжинной силы, тоже отличались умением и мастерством. Проверим и их. Вам необходимо, опустив руки в сундук, на ощупь определить название одного из инструментов, а потом показать нам. Если задание выполнено правильно, вы получаете приз. А участница конкурса, дополнительный балл (конкурс мастеров).
2 ведущая. Ни одни девичьи посиделки не проходили без русской душевной песни или озорной частушки. Предлагаем конкурс частушек о труде.
1 ведущая.
Четверть третья проходит,
Рады мы по ушки.
И девчата нам споют.
Весёлые частушки. (конкурс частушек на тему о труде) (5 баллов)
2 ведущая. Вспомните детскую считалку "На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной…". Для следующего конкурса нам нужны портные – это участницы конкурса и сапожники – это богатыри-помощники. Посмотрите на этих сказочных человечков. Вы с ними уже знакомы – это Буратино и Незнайка (конкурс “Одень куклу”). Задание заключается в том, чтобы одеть и обуть персонажи сказок так, как необходимо по сюжету. На рабочих столах имеются все необходимые выкройки (8 баллов).
1 ведущая. Пока участники работают, предлагаем болельщикам принять участие в конкурсе "Счастливый случай". За каждый правильный ответ вы получаете жетон. Победителя ждёт приз.
- Какая из нот не нужна для компота? (соль)
- Можно ли принести воды в решете? (можно, кусок льда)
- Как называется оборка на платье? (волан)
- Назовите сорт лапши. (вермишель)
- Из какого полотна нельзя сшить рубаху? (из железнодорожного)
- Как называется участок земли под овощами? (огород)
- Как называется женское платье без рукавов? (сарафан)
- Узорчатая полоса, вид вышивки на ткани. (мережка)
- Плод тропической пальмы. (кокос)
- Чувство меры, умение вести себя в обществе. (такт)
- Гладкая блестящая поверхность, дающая отражение. (зеркало)
1 ведущая.
По обычаям старинным
В платьях все ходили длинных|
И гостей встречать умели,
Своих нарядов не жалели.
2 ведущая. C незапамятных времён женщины России носят платки. Это квадратный кусок ткани или холста, который в качестве головного убора обязательно дополнял народный женский костюм.
А наши юные мастерицы, проявив фантазию, смогли создать современные оригинальные костюмы, в которых использована квадратная форма платка (демонстрация моделей одежды из платков) (5 баллов).
1 ведущая.
Ну, что? Одной заботой боле…
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же – лес да поле,
Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка.
В старину женщины покрывали волосы платком, а повязывали его по-разному.
2 ведущая.
На Руси с давних пор
Головной носят убор.
Женщина ходила босой,
Но, избавь – простоволосой.
Платки для женщин – украшенье,
Носят их они с уменьем.
(конкурс "Повяжи платок) (5 баллов)
Подведение итогов , награждение.
Литература:
- Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для девочек 5, 6, 7 классы. Пособие для учителей и учащихся. – М.: Школьная пресса, 2005.
- Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии для мальчиков 5, 6, 7 классы. Пособие для учителей и учащихся. – М.: Школьная пресса, 2005.
- Арефьев И. П. Занимательные уроки технологии 8, 9, 10 классы. Пособие для учителей и учащихся. – М.: Школьная пресса, 2005.
- Бармина В.Я., Доможирова И.В., Ширина Н.И., Сасова И.А. Тетрадь творческих работ по технологии.5,6 классы (вариант для девочек). Рабочая тетрадь / Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2003.
- Журналы “Школа и производство”.