Использование информационных ресурсов в логопедической рабате

Разделы: Общепедагогические технологии


Актуальность темы: Информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды. Применение элементов информационных технологий не только в учебном процессе напрямую связано с повышением профессиональной компетентности специалиста.

Объект темы: Комплексное взаимодействие информационных технологий на участников педагогического процесса: учителей, родителей, учащихся при условии создания информационной среды и информационных ресурсов образовательного процесса.

Предмет темы: Информационный ресурс как совокупность данных, информационных единиц, которые могут быть усвоены и преобразованы в знания.

Цель: Использование информационного ресурса как средство для общения, получения информации и как средство воспитания через обучение родителей.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  1. Вступить во взаимодействие с информационной сетью интернета;
  2. Создать собственную веб-страницу логопеда в школьном сайте.

Развитие информационных технологий предъявляет современному специалисту новые функциональные требования. От него требуются как хорошо развитые специализированные функции, так и умения проектировать, принимать самостоятельные решения и выполнять творческую работу.

Несмотря на то, что с понятием информации мы сталкиваемся ежедневно, строгого и общепринятого определения информационного ресурса до сих пор не существует. Представление об информационном ресурсе как о совокупности данных, повышающих уровень знаний об объективной реальности окружающего мира, характерно для естественных наук, может быть опровергнуто в рамках социальных наук. По мнению логопеда, информационный ресурс – это совокупность данных, информационных единиц, которые могут быть усвоены и преобразованы в знания. Информационный ресурс – это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов. Наиболее важными являются следующие свойства информационного ресурса:

  • научность;
  • объективность – степень повышения достоверных информационных единиц;
  • полнота, качество и достаточность информационных единиц для создания новых данных на основе имеющихся;
  • достоверность;
  • адекватность – степень соответствия реальному объективному состоянию дел;
  • доступность – мера возможности получить ту или иную информационную единицу;
  • актуальность – степень соответствия информационной единицы текущему моменту времени.

Информационные технологии в общеобразовательной школе традиционно рассматривают в трех аспектах, как предмет изучения, как средство обучения, как инструмент автоматизации учебной деятельности. Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мульти-медиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство. Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения информационной технологии (ИТ) в общеобразовательной школе создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения ИТ в образовании. Сущность этой концепции заключается в реализации ИТ для личностно-ориентированного развития всех участников педагогического процесса: учащихся, учителей, родителей. Это становится возможным только при условии комплексного воздействия информационных технологий на всех субъектов педагогической системы, то есть при условии создания информационной среды и информационных ресурсов образовательного процесса. На наш взгляд, информационный ресурс должен соответствовать следующим требованиям:

  • являться предметом обучения;
  • являться средством обучения;
  • инструментом автоматизации учебной деятельности;
  • средством общения и получения информации;
  • средством воспитания;
  • средством интеграции различных областей научных знаний.

В данном случае я решила использовать информационный ресурс как средство для общения, получения информации и как средство воспитания через обучение родителей. Для этого создала веб - страницу в школьном сайте под названием “Советы логопеда”. Основные рубрики информационного ресурса веб - страницы:

  • содержательный компонент;
  • методический компонент;
  • творческий компонент;
  • электронная почта, библиотека;
  • адреса передового опыта.

Содержательный компонент информационного ресурса содержит курсы лекций на родительских собраниях; методические рекомендации; разработки занятий, практических работ, научно-познавательной работы; наборы тестов; отдельное электронное учебное издание, которым пользуется данный учитель- логопед и могут воспользоваться и другие учителя - логопеды в учебном процессе.

При подборе материалов для информационного ресурса необходимо исходить из целей и задач ориентирования на пользователя, то есть предлагаемая информация должна учитывать интересы учителя, ученика, родителя учреждения среднего образования.

Методический компонент информационного ресурса веб-страницы содержит методические материалы по предмету логопедия, конкретные советы-консультации, анкеты для родителей, имеющих детей с логопедическими нарушениями, социальные мультфильмы, предназначенные для родителей.

Творческий компонент информационного ресурса веб-страницы содержит проект, творческие разработки учителя- логопеда по вышеуказанной тематике. Приложение.

Электронная почта открыта самим учителем логопедом, куда поступают

вопросы заинтересованных родителей, а ответы размещаются на веб-странице логопеда и родители, имеющие доступ к интернету могут ознакомиться с ними в электронном варианте. Также сайт содержит электронные каталоги используемой литературы учебников, пособий, а также ссылки на другие информационные ресурсы.

Примечательным является присутствие адреса передового опыта. Например, детский портал “Солнышко”, ведущая рубрики “За советом к логопеду” Светлана Аркадьевна Светлова. Таким образом, модель общения и обучения родителей, учителей с использованием информационного ресурса должна основываться на том, что

  • в центре технологии обучения – учащийся;
  • в основе учебной деятельности – сотрудничество;
  • родители играют активную роль в обучении;
  • большое внимание отводится самообразованию учителя-логопеда.

При этом учитывается то, что информационный ресурс обладает рядом дидактических свойств таких как: оперативное использование информации любого объема, любого вида; хранение информации, возможность ее редактирования, обработки, трансформации, копирования; интерактивность информации и оперативная обратная связь; доступ к различным источникам информации (электронным, бумажным, сетевым).

Использованная литература:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. По ред. Полат Е.С.М.,2005
  2. Образование и XXI век: информационные и коммуникационные технологии.М.:Наука,1999.
  3. Рудакова Д.Т.Интернет в профессиональной деятельности. М.,2003.
  4. Симонович С.В. Информатика. СПб.: Питер, 2001.
  5. Христочевский С.А.Информатизация образования. М.: Информатика и образование,  № 1, 1994).
  6. Шевелева С.Открытая модель образования(синергетический подход).М.:Магистр,1997.