Актуальность темы: Информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды. Применение элементов информационных технологий не только в учебном процессе напрямую связано с повышением профессиональной компетентности специалиста.
Объект темы: Комплексное взаимодействие информационных технологий на участников педагогического процесса: учителей, родителей, учащихся при условии создания информационной среды и информационных ресурсов образовательного процесса.
Предмет темы: Информационный ресурс как совокупность данных, информационных единиц, которые могут быть усвоены и преобразованы в знания.
Цель: Использование информационного ресурса как средство для общения, получения информации и как средство воспитания через обучение родителей.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- Вступить во взаимодействие с информационной сетью интернета;
- Создать собственную веб-страницу логопеда в школьном сайте.
Развитие информационных технологий предъявляет современному специалисту новые функциональные требования. От него требуются как хорошо развитые специализированные функции, так и умения проектировать, принимать самостоятельные решения и выполнять творческую работу.
Несмотря на то, что с понятием информации мы сталкиваемся ежедневно, строгого и общепринятого определения информационного ресурса до сих пор не существует. Представление об информационном ресурсе как о совокупности данных, повышающих уровень знаний об объективной реальности окружающего мира, характерно для естественных наук, может быть опровергнуто в рамках социальных наук. По мнению логопеда, информационный ресурс – это совокупность данных, информационных единиц, которые могут быть усвоены и преобразованы в знания. Информационный ресурс – это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов. Наиболее важными являются следующие свойства информационного ресурса:
- научность;
- объективность – степень повышения достоверных информационных единиц;
- полнота, качество и достаточность информационных единиц для создания новых данных на основе имеющихся;
- достоверность;
- адекватность – степень соответствия реальному объективному состоянию дел;
- доступность – мера возможности получить ту или иную информационную единицу;
- актуальность – степень соответствия информационной единицы текущему моменту времени.
Информационные технологии в общеобразовательной школе традиционно рассматривают в трех аспектах, как предмет изучения, как средство обучения, как инструмент автоматизации учебной деятельности. Стремительное развитие информационного общества, проявление и широкое распространение технологий мульти-медиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии в качестве средства обучения, общения, воспитания, интеграции в мировое пространство. Совокупность традиционных и информационных направлений внедрения информационной технологии (ИТ) в общеобразовательной школе создает предпосылки для реализации новой интегрированной концепции применения ИТ в образовании. Сущность этой концепции заключается в реализации ИТ для личностно-ориентированного развития всех участников педагогического процесса: учащихся, учителей, родителей. Это становится возможным только при условии комплексного воздействия информационных технологий на всех субъектов педагогической системы, то есть при условии создания информационной среды и информационных ресурсов образовательного процесса. На наш взгляд, информационный ресурс должен соответствовать следующим требованиям:
- являться предметом обучения;
- являться средством обучения;
- инструментом автоматизации учебной деятельности;
- средством общения и получения информации;
- средством воспитания;
- средством интеграции различных областей научных знаний.
В данном случае я решила использовать информационный ресурс как средство для общения, получения информации и как средство воспитания через обучение родителей. Для этого создала веб - страницу в школьном сайте под названием “Советы логопеда”. Основные рубрики информационного ресурса веб - страницы:
- содержательный компонент;
- методический компонент;
- творческий компонент;
- электронная почта, библиотека;
- адреса передового опыта.
Содержательный компонент информационного ресурса содержит курсы лекций на родительских собраниях; методические рекомендации; разработки занятий, практических работ, научно-познавательной работы; наборы тестов; отдельное электронное учебное издание, которым пользуется данный учитель- логопед и могут воспользоваться и другие учителя - логопеды в учебном процессе.
При подборе материалов для информационного ресурса необходимо исходить из целей и задач ориентирования на пользователя, то есть предлагаемая информация должна учитывать интересы учителя, ученика, родителя учреждения среднего образования.
Методический компонент информационного ресурса веб-страницы содержит методические материалы по предмету логопедия, конкретные советы-консультации, анкеты для родителей, имеющих детей с логопедическими нарушениями, социальные мультфильмы, предназначенные для родителей.
Творческий компонент информационного ресурса веб-страницы содержит проект, творческие разработки учителя- логопеда по вышеуказанной тематике. Приложение.
Электронная почта открыта самим учителем логопедом, куда поступают
вопросы заинтересованных родителей, а ответы размещаются на веб-странице логопеда и родители, имеющие доступ к интернету могут ознакомиться с ними в электронном варианте. Также сайт содержит электронные каталоги используемой литературы учебников, пособий, а также ссылки на другие информационные ресурсы.
Примечательным является присутствие адреса передового опыта. Например, детский портал “Солнышко”, ведущая рубрики “За советом к логопеду” Светлана Аркадьевна Светлова. Таким образом, модель общения и обучения родителей, учителей с использованием информационного ресурса должна основываться на том, что
- в центре технологии обучения – учащийся;
- в основе учебной деятельности – сотрудничество;
- родители играют активную роль в обучении;
- большое внимание отводится самообразованию учителя-логопеда.
При этом учитывается то, что информационный ресурс обладает рядом дидактических свойств таких как: оперативное использование информации любого объема, любого вида; хранение информации, возможность ее редактирования, обработки, трансформации, копирования; интерактивность информации и оперативная обратная связь; доступ к различным источникам информации (электронным, бумажным, сетевым).
Использованная литература:
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. По ред. Полат Е.С.М.,2005
- Образование и XXI век: информационные и коммуникационные технологии.М.:Наука,1999.
- Рудакова Д.Т.Интернет в профессиональной деятельности. М.,2003.
- Симонович С.В. Информатика. СПб.: Питер, 2001.
- Христочевский С.А.Информатизация образования. М.: Информатика и образование, № 1, 1994).
- Шевелева С.Открытая модель образования(синергетический подход).М.:Магистр,1997.