Соли аммония

Разделы: Химия


Цели:

  • - образовательные: обеспечить усвоение учащимися знаний о физических и химических свойствах солей аммония;
  • - развивающие: развивать мышление и умения составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства солей аммония;
  • - воспитательные: воспитывать культуру труда и продолжить формирование бережного отношения к окружающей среде.

Оборудование: ПК, образцы солей аммония, штатив, спиртовка, спички, пробирки, стеклянная палочка, NH4Cl крист., (NH4)2Cr2O7 крист., таблица растворимости, цветные жетоны.

Методы обучения: информационно-рецептивный, проблемного изложения, частично-поисковый демонстрационный, с использованием ИКТ, дискуссии.

Структура урока:

I. Организационный момент 1 мин.,
II. Физические свойства солей аммония 2 мин.,
III. Получение солей аммония

1 гейм “Дальше. Дальше”

8 мин.,

2 гейм “Ты мне, я - тебе”

16 мин.,

3 гейм “Темная лошадка”

4 мин.,

Физ. Минутка

IV. Применение солей аммония

4 гейм “Видеовопрос”

2 мин.,

сообщение учащегося (доп. материал)

3 мин.,
V. Закрепление знаний

5 гейм “Гонка за лидером”

2 мин.,
VI. Подведение итогов 2 мин.

Ход урока

Объясняю: ваша задача - набрать больше жетонов, которые даются за каждый правильный ответ во всех геймах.

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Давайте вспомним: какие вещества называются солями?

Учитель определяет соли аммония как соединения, состоящие из катионов аммония и анионов кислотных остатков.

На основе имеющихся знаний учащиеся дают определение солей.
II. Описывает физические свойства солей аммония (одновременно демонстрируя образцы), отмечая их сходство с солями калия. Слушают, рассматривают образцы солей.
- Что вы можете сказать о растворимости солей аммония (СА)?

III. Проблемный вопрос: Как исходя из аммиака получить СА?

По таблице растворимости отмечают, что у катиона аммония нет нерастворимых солей, так же как и у катиона калия.

Приводят варианты ответов.

1 гейм: Написать уравнения реакций аммиака с азотной, соляной, серной кислотами. Трое учеников работают у доски, остальные в тетрадях:

NH3 + HNO3 = NH4NO3

NH3 + HCl = NH4Cl

2NH3 + H2SO4 = (NH4)2SO4

Отметить механизм образования связи и что СА образуются при взаимодействии аммиака с кислотами.

Выводит на мониторы способы получения СА:

 
1. Взаимодействием с кислотами в зависимости от их основности:

NH3 + H2SO4 = NH4HSO4

NH3 + H3PO4 = NH4 H2PO4

2NH3 + H3PO4 = (NH4)2HPO4

3NH3 + H3PO4 = (NH4)3PO4

2. Взаимодействие водного раствора аммиака с кислотами:

NH4OH + HCl = NH4Cl + H2O

NH4OH + HNO3 = NH4NO3 + H2O

2NH4OH + H2SO4 = (NH4)2SO4 + H2O

Учащиеся изучают, записывают в тетради.
2 гейм: беседа с учащимися в форме диалога по вопросам:

а) являются ли СА электролитами?

Дают устные ответы на вопросы, используя таблицу растворимости и записывают уравнения эл. диссоциаций.

NH4Cl = NH4+ + Cl-

NH4NO3 = NH4+ + NO3-

Отвечают на поставленный вопрос.

б) обуславливают ли кислотные остатки характерные свойства солей?

Вспомнить качественные реакции на хлорид и сульфат анионы, действие кислот на карбонаты.

На доске и в тетрадях пишут уравнения реакций.

NH4Cl + AgNO3 = AgCl + NH4NO3

NH4+ + Cl- + Ag+ + NO3- = AgCl + NH4+ + NO3-

Ag+ + Cl- = AgCl

(NH4)2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2NH4Cl

2NH4+ + SO42- + Ba2+ + 2Cl- = BaSO4 + 2NH4+ + 2Cl-

Ba2+ + SO42- = BaSO4

(NH4)2CO3 + H2SO4 = (NH4)2SO4 + H2O + CO2

2 NH4+ + CO32- + 2H+ + SO42- = 2NH4+ + SO42- + H2O + CO2

CO32- + 2H+ = H2O + CO2

в) какая реакция является качественной на ион NH4+?

(качественная реакция проводится при наличии вытяжного шкафа).

(Помогает формулировать ответ при возникающих затруднениях).

На доске записывается уравнение реакции.

NH4Cl + NaOH = NH3 + NaCl + H2O

Учащиеся отмечают изменение окраски лакмусовой бумажки, что свидетельствует о выделение аммиака, записывают уравнение реакции в тетрадь.
Выясняем отношение СА к нагреванию. Демонстрационный опыт – возгонка NH4Cl.

Вывести на монитор уравнения реакций:

NH4Cl = NH3 + HCl

(NH4)2CO3 = 2NH3 + CO2 + H2O

NH4HCO3 = NH3 + CO2 + H2O

NH4NO3 = N2O + 2H2O

NH4NO2 = N2 + 2H2O

отметить, что только первая реакция является обратимой

Учащиеся наблюдают и отмечают образование белых кристаллов в верхней части пробирки.

Записывают уравнения реакций в тетрадь.

3 гейм: отметить, что соли нелетучих кислот разлагаются по особому:

(NH4)2SO4 = NH4HSO4 + NH3

Демонстрационный опыт – вулкан:

(NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + 4H2O

Физ. минутка.

Отмечают образование кислой соли, записывают уравнения.
IV. 4. гейм: видеовопрос: где применяются СА? На мониторе схема применения NH3 и СА (рисунок 1). Используя схему, отвечают о применении СА.
Сообщение учащегося (приложение 1). Слушают.
V. 5 гейм:

1. Вещество, при взаимодействии которого с хлоридом аммония образуется хлорид натрия, аммиак и вода? (NaOH)

Ответ.
2. Его можно купить в магазине под названием “разрыхлитель теста”? (сода). Ответ.
3. Это вещество используют в смеси с порошками угля и алюминия для производства аммонала? (NH4NO3) Ответ.
4. Газ, выделяющийся при нагревании СА со щелочами? (NH3) Ответ.
5. Охлаждающее вещество в промышленных холодильных установках? (NH3) Ответ.
6. Это вещество используется при оказании первой медицинской помощи при обмороках и алкогольном опьянении? (NH4OH) Ответ.
7. Оно применяется в пищевой промышленности, медицине. Современное название – гидрокарбонат натрия, а историческое? (питьевая сода) Ответ.
8. Это вещество очищает поверхность металла от оксидной пленки при паянии? (NH4Cl) Ответ.
9. Это вещество при взаимодействии с NH4Cl дает осадок белого цвета? (AgNO3) Ответ.
10. При нагревании солей аммония с веществами этого класса выделяется аммиак? (щелочи) Ответ.
VI. Заключительный этап и подведение итогов урока: оценки выставляются по количеству набранных жетонов.

Домашнее задание: параграф 25, вопросы: 1-4. Задание №4 письменно.