Цели:
- - образовательные: обеспечить усвоение учащимися знаний о физических и химических свойствах солей аммония;
- - развивающие: развивать мышление и умения составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства солей аммония;
- - воспитательные: воспитывать культуру труда и продолжить формирование бережного отношения к окружающей среде.
Оборудование: ПК, образцы солей аммония, штатив, спиртовка, спички, пробирки, стеклянная палочка, NH4Cl крист., (NH4)2Cr2O7 крист., таблица растворимости, цветные жетоны.
Методы обучения: информационно-рецептивный, проблемного изложения, частично-поисковый демонстрационный, с использованием ИКТ, дискуссии.
Структура урока:
I. Организационный момент | 1 мин., |
II. Физические свойства солей аммония | 2 мин., |
III. Получение солей аммония | |
|
8 мин., |
|
16 мин., |
|
4 мин., |
|
|
IV. Применение солей аммония | |
|
2 мин., |
|
3 мин., |
V. Закрепление знаний | |
|
2 мин., |
VI. Подведение итогов | 2 мин. |
Ход урока
Объясняю: ваша задача - набрать больше жетонов, которые даются за каждый правильный ответ во всех геймах.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Давайте вспомним:
какие вещества называются солями? Учитель определяет соли аммония как соединения, состоящие из катионов аммония и анионов кислотных остатков. |
На основе имеющихся знаний учащиеся дают определение солей. |
II. Описывает физические свойства солей аммония (одновременно демонстрируя образцы), отмечая их сходство с солями калия. | Слушают, рассматривают образцы солей. |
- Что вы можете сказать о
растворимости солей аммония (СА)? III. Проблемный вопрос: Как исходя из аммиака получить СА? |
По таблице растворимости
отмечают, что у катиона аммония нет
нерастворимых солей, так же как и у катиона калия. Приводят варианты ответов. |
1 гейм: Написать уравнения реакций аммиака с азотной, соляной, серной кислотами. | Трое учеников работают у доски,
остальные в тетрадях: NH3 + HNO3 = NH4NO3 NH3 + HCl = NH4Cl 2NH3 + H2SO4 = (NH4)2SO4 |
Отметить механизм образования
связи и что СА образуются при взаимодействии
аммиака с кислотами. Выводит на мониторы способы получения СА: |
|
1. Взаимодействием с кислотами в
зависимости от их основности: NH3 + H2SO4 = NH4HSO4 NH3 + H3PO4 = NH4 H2PO4 2NH3 + H3PO4 = (NH4)2HPO4 3NH3 + H3PO4 = (NH4)3PO4 2. Взаимодействие водного раствора аммиака с кислотами: NH4OH + HCl = NH4Cl + H2O NH4OH + HNO3 = NH4NO3 + H2O 2NH4OH + H2SO4 = (NH4)2SO4 + H2O |
Учащиеся изучают, записывают в тетради. |
2 гейм: беседа с учащимися в форме
диалога по вопросам: а) являются ли СА электролитами? |
Дают устные ответы на вопросы,
используя таблицу растворимости и записывают
уравнения эл. диссоциаций. NH4Cl = NH4+ + Cl- NH4NO3 = NH4+ + NO3- Отвечают на поставленный вопрос. |
б) обуславливают ли кислотные
остатки характерные свойства солей? Вспомнить качественные реакции на хлорид и сульфат анионы, действие кислот на карбонаты. |
На доске и в тетрадях пишут
уравнения реакций. NH4Cl + AgNO3 = AgCl + NH4NO3 NH4+ + Cl- + Ag+ + NO3- = AgCl + NH4+ + NO3- Ag+ + Cl- = AgCl (NH4)2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + 2NH4Cl 2NH4+ + SO42- + Ba2+ + 2Cl- = BaSO4 + 2NH4+ + 2Cl- Ba2+ + SO42- = BaSO4 (NH4)2CO3 + H2SO4 = (NH4)2SO4 + H2O + CO2 2 NH4+ + CO32- + 2H+ + SO42- = 2NH4+ + SO42- + H2O + CO2 CO32- + 2H+ = H2O + CO2 |
в) какая реакция является
качественной на ион NH4+? (качественная реакция проводится при наличии вытяжного шкафа). (Помогает формулировать ответ при возникающих затруднениях). На доске записывается уравнение реакции. NH4Cl + NaOH = NH3 + NaCl + H2O |
Учащиеся отмечают изменение окраски лакмусовой бумажки, что свидетельствует о выделение аммиака, записывают уравнение реакции в тетрадь. |
Выясняем отношение СА к
нагреванию. Демонстрационный опыт – возгонка NH4Cl. Вывести на монитор уравнения реакций: NH4Cl = NH3 + HCl (NH4)2CO3 = 2NH3 + CO2 + H2O NH4HCO3 = NH3 + CO2 + H2O NH4NO3 = N2O + 2H2O NH4NO2 = N2 + 2H2O отметить, что только первая реакция является обратимой |
Учащиеся наблюдают и отмечают
образование белых кристаллов в верхней части
пробирки. Записывают уравнения реакций в тетрадь. |
3 гейм: отметить, что соли
нелетучих кислот разлагаются по особому: (NH4)2SO4 = NH4HSO4 + NH3 Демонстрационный опыт – вулкан: (NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 + 4H2O Физ. минутка. |
Отмечают образование кислой соли, записывают уравнения. |
IV. 4. гейм: видеовопрос: где применяются СА? На мониторе схема применения NH3 и СА (рисунок 1). | Используя схему, отвечают о применении СА. |
Сообщение учащегося (приложение 1). | Слушают. |
V. 5 гейм: 1. Вещество, при взаимодействии которого с хлоридом аммония образуется хлорид натрия, аммиак и вода? (NaOH) |
Ответ. |
2. Его можно купить в магазине под названием “разрыхлитель теста”? (сода). | Ответ. |
3. Это вещество используют в смеси с порошками угля и алюминия для производства аммонала? (NH4NO3) | Ответ. |
4. Газ, выделяющийся при нагревании СА со щелочами? (NH3) | Ответ. |
5. Охлаждающее вещество в промышленных холодильных установках? (NH3) | Ответ. |
6. Это вещество используется при оказании первой медицинской помощи при обмороках и алкогольном опьянении? (NH4OH) | Ответ. |
7. Оно применяется в пищевой промышленности, медицине. Современное название – гидрокарбонат натрия, а историческое? (питьевая сода) | Ответ. |
8. Это вещество очищает поверхность металла от оксидной пленки при паянии? (NH4Cl) | Ответ. |
9. Это вещество при взаимодействии с NH4Cl дает осадок белого цвета? (AgNO3) | Ответ. |
10. При нагревании солей аммония с веществами этого класса выделяется аммиак? (щелочи) | Ответ. |
VI. Заключительный этап и
подведение итогов урока: оценки выставляются по
количеству набранных жетонов. Домашнее задание: параграф 25, вопросы: 1-4. Задание №4 письменно. |