Цели:
- закрепить навыки решения примеров на сложение и вычитание без перехода через разряд;
- развивать математическую речь учащихся, мышление, интерес к предмету, расширять кругозор;
- воспитывать культуру поведения в общественных местах, любовь к животным;
- корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание, память.
Оборудование:
- плакат с ребусом,
- плакат с числами,
- чистые листочки,
- плакат с таблицей,
- цепочка примеров.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Гимнастика для глаз.
2. Зрительный диктант (на доску вывешивается плакат)
801 851 861 841 831
- Прочитайте числа, запомните. (плакат убирается с доски)
- Воспроизведите числа на листочках.
- Расположите их в порядке убывания.
- Чем похожи числа? Чем отличаются?
II. Сообщение темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы отправимся в необыкновенное путешествие. А вот в какое, вы узнаете после того, как разгадаете ребус. Назовите всех животных по порядку. Возьмите от каждого названия первую букву и поставьте в ряд. Получится приглашение. Куда? А вот узнайте!
Ребус на плакате.
1
индюкдикобраз
23
ёжмедведь
45
волкзаяц
67
обезьянаолень
89
павлинаист
1011
рыськенгуру
12
Ответ: Идем в зоопарк.
- Кто из вас был в зоопарке?
- Каких зверей видели?
- Кто назовет правила поведения в зоопарке?
- Представьте себе, что мы отправились в зоопарк. Наш путь зашифрован от клетки к клетке примером. Ответ примера и номер одной из клеток совпадают. Свое путешествие начнем от билетной кассы. Во время путешествия вас ждет много различных заданий и приключений, а также вы пополните свои знания о жизни животных. Счастливого пути!
(Учитель вывешивает на доску плакат с иллюстрациями животных в клетках, с примерами и ответами-номерами клеток: слона, носорога, гепард, гориллы, медведя, жирафа.)
III. Устный счет.
- Итак, в путь! Решив пример у кассы, вы сможете двигаться дальше. (Ученики решают пример: 125 + 143). В клетке № 268 находится слон.
(Ученик рассказывает подготовленное дома сообщение).
- Слон – самое большое сухопутное животное на земле. У него длинный хвост и большие уши. Слоны живут в джунглях, питаются ветками и листьями. Они “разговаривают” хоботом – трубят.
Учитель.
- Слон не пустит вас дальше, если вы не выполните следующее задание: на карточках заполните пустые “окошки”.
256 + ? = 579 964 - ? = 211 472 + ? = 895 754 - ? = 642
- Дорога открыта! Давайте узнаем, кто следующий у нас на пути. (Ученики решают пример: (325 + 153) – 153). Кто же в клетке № 325? (Носорог)
Рассказ ученика.
- Носорог по размерам занимает второе место после слона. Его вес – 2 тонны. Передний рог может достигать длины 150 см. Питается носорог преимущественно травянистой растительностью.
IV. Закрепление материала.
Работа в тетради.
- Идем дальше! (Ученики решают пример: 854 – 421). Кто живет в клетке № 433? (Гепард). Хотите узнать, какое животное самое быстрое? Ответ зашифрован в таблице.
Плакат с таблицей.
35 17 26 27 19 11 14 23 36 Лось – 58 Гепард – 69
Заяц - 73
- Выберите из первой строки таблицы наибольшее число; из второй – наименьшее число; из третьей – не наибольшее и не наименьшее. Сумма трех выбранных чисел поможет вам проверить ответ. (35 + 11 + 23, числу 69 соответствует гепард. Ученики записывают пример в тетрадях).
Рассказ ученика.
- По внешнему виду гепард напоминает крупную собаку с длинными ногами и кошачьей мордой. Окраска желто-серая с бурыми и черными пятнами. У гепарда сильные и быстрые ноги, охотится он исключительно на антилоп.
Физкультминутка.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Решение “цепочки” примеров.
- К клетке под каким номером мы отправимся? (Ученики решают пример: 325 + 113 + 121). Клетка № 84. (Обезьяна).
- Решив цепочку примеров, вы узнаете, какая обезьяна самая крупная.
Плакат с примерами.
Орангутанг – 142
Горилла – 344
Игрунка – 462
Ответу 344 соответствует горилла.
Рассказ ученика.
- Гориллы обитают а Африке. Они живут семьями и кочуют с места на место в поисках пищи. Длина тела гориллы около 2 м, ширина плеч – 80 см. Они во всем подчиняются и подражают вожаку.
- Путь свободен! С кем мы теперь должны встретиться? (Ученики решают пример: 931 – 310). Кто живет в клетке № 621? (Медведь).
Рассказ ученика.
- Медведь – опасный хищник: он пожирает все, начиная от маленьких мышей и кончая лосями. И все-таки он предпочитает растительную пищу: травы, корешки, ягоды. Медведь любит мед так, что даже название свое получил от этого слова – “мед-ведь”, то есть он ведает где мед.
Решение задачи.
- Медведь придумал для вас задачу. Давайте решим задачу для медведя.
С одного улья собрали 214 кг меда, а с другого – на 22 кг больше. Сколько кг меда собрали с двух ульев? (Один ученик решает задачу с краткой записью у доски, остальные в тетрадях).
- Решите последний пример и скажите, у клетки какого зверя мы очутились? (Ученики решают пример: 538 + 321). В клетке № 859 живет жираф.
Рассказ ученика.
- У жирафа длинные ноги и очень длинная шея. Он легко достает листья и ветки с высоких деревьев. Живут жирафы в Африке.
Учитель: - Давайте научим жирафа быстро и правильно решать примеры. (Решение примеров из учебника).
V. Итог урока.
- Вот и подошло к концу наше “Путешествие в зоопарк”. Пора возвращаться домой.
- Какую тему мы закрепляли на уроке?
- Что интересного вы увидели в зоопарке?
- Что нового узнали о животных?
- Какое было самое легкое задание?
- А самое сложное?
Домашнее задание.