Интегрированный урок по математике и природоведению "Сложение и вычитание чисел без перехода через разряд"

Разделы: Математика


Цели:

  • закрепить навыки решения примеров на сложение и вычитание без перехода через разряд;
  • развивать математическую речь учащихся, мышление, интерес к предмету, расширять кругозор;
  • воспитывать культуру поведения в общественных местах, любовь к животным;
  • корригировать и развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Оборудование:

  • плакат с ребусом,
  • плакат с числами,
  • чистые листочки,
  • плакат с таблицей,
  • цепочка примеров.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Гимнастика для глаз.

2. Зрительный диктант (на доску вывешивается плакат)

801 851
861
841 831

- Прочитайте числа, запомните. (плакат убирается с доски)

- Воспроизведите числа на листочках.

- Расположите их в порядке убывания.

- Чем похожи числа? Чем отличаются?

II. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы отправимся в необыкновенное путешествие. А вот в какое, вы узнаете после того, как разгадаете ребус. Назовите всех животных по порядку. Возьмите от каждого названия первую букву и поставьте в ряд. Получится приглашение. Куда? А вот узнайте!

Ребус на плакате.

1
индюк
дикобраз
2
3
ёж
медведь
4
5
волк
заяц
6
7
обезьяна
олень
8
9
павлин
аист
10
11
рысь
кенгуру
12

Ответ: Идем в зоопарк.

- Кто из вас был в зоопарке?

- Каких зверей видели?

- Кто назовет правила поведения в зоопарке?

- Представьте себе, что мы отправились в зоопарк. Наш путь зашифрован от клетки к клетке примером. Ответ примера и номер одной из клеток совпадают. Свое путешествие начнем от билетной кассы. Во время путешествия вас ждет много различных заданий и приключений, а также вы пополните свои знания о жизни животных. Счастливого пути!

(Учитель вывешивает на доску плакат с иллюстрациями животных в клетках, с примерами и ответами-номерами клеток: слона, носорога, гепард, гориллы, медведя, жирафа.)

III. Устный счет.

- Итак, в путь! Решив пример у кассы, вы сможете двигаться дальше. (Ученики решают пример: 125 + 143). В клетке № 268 находится слон.

(Ученик рассказывает подготовленное дома сообщение).

- Слон – самое большое сухопутное животное на земле. У него длинный хвост и большие уши. Слоны живут в джунглях, питаются ветками и листьями. Они “разговаривают” хоботом – трубят.

Учитель.

- Слон не пустит вас дальше, если вы не выполните следующее задание: на карточках заполните пустые “окошки”.

256 + ? = 579 964 - ? = 211
472 + ? = 895 754 - ? = 642

- Дорога открыта! Давайте узнаем, кто следующий у нас на пути. (Ученики решают пример: (325 + 153) – 153). Кто же в клетке № 325? (Носорог)

Рассказ ученика.

- Носорог по размерам занимает второе место после слона. Его вес – 2 тонны. Передний рог может достигать длины 150 см. Питается носорог преимущественно травянистой растительностью.

IV. Закрепление материала.

Работа в тетради.

- Идем дальше! (Ученики решают пример: 854 – 421). Кто живет в клетке № 433? (Гепард). Хотите узнать, какое животное самое быстрое? Ответ зашифрован в таблице.

Плакат с таблицей.

35 17 26
27 19 11
14 23 36
Лось – 58

Гепард – 69

Заяц - 73

- Выберите из первой строки таблицы наибольшее число; из второй – наименьшее число; из третьей – не наибольшее и не наименьшее. Сумма трех выбранных чисел поможет вам проверить ответ. (35 + 11 + 23, числу 69 соответствует гепард. Ученики записывают пример в тетрадях).

Рассказ ученика.

- По внешнему виду гепард напоминает крупную собаку с длинными ногами и кошачьей мордой. Окраска желто-серая с бурыми и черными пятнами. У гепарда сильные и быстрые ноги, охотится он исключительно на антилоп.

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Решение “цепочки” примеров.

- К клетке под каким номером мы отправимся? (Ученики решают пример: 325 + 113 + 121). Клетка № 84. (Обезьяна).

- Решив цепочку примеров, вы узнаете, какая обезьяна самая крупная.

Плакат с примерами.

Орангутанг – 142

Горилла – 344

Игрунка – 462

Ответу 344 соответствует горилла.

Рассказ ученика.

- Гориллы обитают а Африке. Они живут семьями и кочуют с места на место в поисках пищи. Длина тела гориллы около 2 м, ширина плеч – 80 см. Они во всем подчиняются и подражают вожаку.

- Путь свободен! С кем мы теперь должны встретиться? (Ученики решают пример: 931 – 310). Кто живет в клетке № 621? (Медведь).

Рассказ ученика.

- Медведь – опасный хищник: он пожирает все, начиная от маленьких мышей и кончая лосями. И все-таки он предпочитает растительную пищу: травы, корешки, ягоды. Медведь любит мед так, что даже название свое получил от этого слова – “мед-ведь”, то есть он ведает где мед.

Решение задачи.

- Медведь придумал для вас задачу. Давайте решим задачу для медведя.

С одного улья собрали 214 кг меда, а с другого – на 22 кг больше. Сколько кг меда собрали с двух ульев? (Один ученик решает задачу с краткой записью у доски, остальные в тетрадях).

- Решите последний пример и скажите, у клетки какого зверя мы очутились? (Ученики решают пример: 538 + 321). В клетке № 859 живет жираф.

Рассказ ученика.

- У жирафа длинные ноги и очень длинная шея. Он легко достает листья и ветки с высоких деревьев. Живут жирафы в Африке.

Учитель: - Давайте научим жирафа быстро и правильно решать примеры. (Решение примеров из учебника).

V. Итог урока.

- Вот и подошло к концу наше “Путешествие в зоопарк”. Пора возвращаться домой.

- Какую тему мы закрепляли на уроке?

- Что интересного вы увидели в зоопарке?

- Что нового узнали о животных?

- Какое было самое легкое задание?

- А самое сложное?

Домашнее задание.