Формирование компетентности учащихся в области изобразительных средств языка

Разделы: Русский язык


Проблема формирования компетенции учащихся в области изобразительных средств языка, является злободневной в филологическом образовании, требующей должного внимания, т.к. её решение обусловлено рядом социально значимых проблем.

Формирование ключевых компетенций учащихся в средствах выразительности осуществляется теоретически и практически. Теоретически путём заучивания определений средств выразительности. Практически - путём усложнения речевых задач, начиная с простого нахождения в предложенном тексте средств выразительности, их классификации, определения роли в конкретном тексте, переходя к организованным наблюдениям на основе синонимических замен с целью осмысления примеров наиболее удачного выбора словоформы или синонимической конструкции в определённой ситуации общения. Эффективны специально организованные наблюдения за фактами использования в речевой практике изучаемых явлений языка. Это может быть фрагмент урока, если планируются отдельные языковые наблюдения в форме элементов лингвистического анализа текста. Это может быть полный лингвистический анализ текста под руководством учителя. Это может быть самостоятельный лингвистический анализ текста по данному плану. Это и отдельные языковые исследования на основе нескольких текстов. Это и интерпретация текста, и сопоставительный анализ. Наконец, создание собственных текстов, демонстрирующих уместное употребление средств выразительности, либо текстов научного стиля на тему лингвистических исследований.

Приведу отдельные примеры организации работы с учащимися по использованию средств выразительности в речи.

Так, при изучении раздела “Лексика” в 5-м классе (изучение этого раздела начинаю после темы “Синтаксис”) планируется урок развития речи с целью формирования элементарных навыков анализа языка художественного текста. Цель урока, задача учащихся (учиться понимать значение языковых единиц в раскрытии темы и основной мысли) говорят не об эпизодичности такого вида деятельности учащихся на уроке, а о системе, о наличии уже сформированных отдельных умений учащихся в выполнении анализа языка поэтического текста.

Автор учебника (Русский язык. 5 класс. М.М. Разумовская. Издательский дом “Дрофа” Москва 1999) предполагает в конкретно предложенном упражнении (упр. № 462) параллельную работу по тексту стихотворения И. Бунина “Иней” и картине Константина Фёдоровича Юона “Русская зима” с целью практического рассмотрения случаев употребления слов в переносном значении как специальных средств художественной изобразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Продолжая систематическое рассмотрение роли сугубо языковых средств, дополняю это упражнение заданиями, обучающими учащихся элементам лингвистического анализа текста. (До урока развития речи текст указанного упражнения был дан в качестве домашней работы). Внимание учеников концентрируется на других, уже известных им языковых единицах и их роли в идейно-тематическом отношении конкретного текста.

Иней.

Леса в жемчужном инее. Морозно.
Поёт из телеграфного столба
То весело, то жалобно, то грозно
Звенящим гулом тёмная судьба.
Молчит и внемлет белая долина.
И всё победней, ярче и пышней
Горит, дрожит и блещет хвост павлина,
Стоцветными алмазами над ней.

(И.Бунин)

1. Найдите в тексте односоставные предложения (“Иней”. “Морозно”.) и определите их роль. (Передают состояние природы.)

2. Почему первая строка стихотворения состоит из двух отдельных, самостоятельных предложений, а не из одного целого бессоюзного сложного предложения? Прочитайте первую строку с соответствующей интонацией. (В ходе поиска ответов внимание учащихся следует направить на то, что предложения, разделённые точкой как самостоятельные, не перечисляют одно – леса в жемчужном инее – и другое – морозно . Каждое отдельное предложение дает возможность сначала увидеть одно, потом понять другое, чтобы наш взгляд задержался на картине природы, а потом мы смогли бы ощутить состояние её. Именно так членя предложения, автор выделяет их значение в тексте.)

3. Почему автор использует форму множественного числа слова “лес”?

(Это слово во множественном числе уточняет описание местности: возможно, лес стоит не сплошной стеной, а прерывается открыто местностью, возможно, лес уходит то левее, то правее, возможно, так подчеркивается большая лесная площадь. А еще ощущается движение: сколько ни едешь по долине, всё леса и леса.)

4. Учитывая опыт проживания учащихся в сельской местности, когда им знакомо всё, что нарисовано в тексте стихотворения (в мороз сильнее гудят телеграфные столбы; в поле молчание: не слышно ни птиц, ни людей – зима), формулирую следующий вопрос:

- Найдите в тексте однородные члены предложения и определите их роль. (Все ответы учащихся следует подвести к односоставному предложению первой строки – “Морозно”. Надо помочь ученикам осознать роль однородных членов: все однородные члены конкретизируют слово “морозно” и дают ощущение усиления мороза.)

5. С какой целью однородные обстоятельства (“то весело, то жалобно, то грозно”) соединены повторяющимся союзом? (Так передается долгое, постоянное напряжение звучания столбов.)

6. Почему ряды однородных членов в последнем предложении строятся по одной схеме (“победней, ярче и пышней”, “горит, дрожит и блещет”)? (Ученики уже знают, что однородные члены, соединённые без союза, передают динамизм явлений, картин. Внимание в данном случае следует обратить на наличие союза перед последним членом в ряду однородных и подвести учеников к пониманию таких схем: так обозначается какая-то завершённость, в данном случае - мороз достиг высокой отметки.

7. Выполняя домашнее задание по указанному упражнению, учащиеся нашли слова в переносном значении и определили их роль: на основе переноса значения слов создаются метафоры, олицетворения, эпитеты. Продолжая эту работу, предлагаю найти самый главный метафорический образ (морозное солнце как павлин и лучи солнца как хвост павлина, т.е. павлин – солнце) и нарисовать эту картину словами. Одновременно проверяются знания по изучаемой теме (лексическое значение слов) и формируются навыки языковых наблюдений (какие слова как части речи рисуют ослепительность морозного дня, торжественность пейзажа и усиление мороза).

8. Найдите в тексте еще один метафорический образ (судьба как сама жизнь и гул столбов). Что обозначает слово судьба? Почему она поёт, ведь поют столбы? (Это метафорический образ.) Почему это слово определяется эпитетом “тёмная”? (Неизвестная, покрытая тайной, в которой есть и весёлое, и жалобное, и грозное – именно так ведь поёт она из столбов.) Почему образ судьбы – жизни введен в текст? (Это лирическое произведение, и этим образом переданы именно такие раздумья лирического героя – судьба тёмная -, которые возникли на фоне всех ощущений рисуемой морозной долины.

9. В каком времени и почему употребляются глаголы в тексте? (Все глаголы настоящего времени создают эффект присутствия читателя, что тоже усиливает выразительность картины как совершенно реальной и живой.)

10. Последнее задание даётся как итоговое в осмыслении названия стихотворения, его темы и основной мысли:

Почему последнее предложение, начинающееся сочинительным союзом “и” автор использует отдельно от предыдущего, а не вводит его в состав одного сложносочинённого предложения? (Прерывая предложение “Молчит и внемлет белая долина”, автор предполагает паузу. Для чего? Надо усилить значение последней картины, выделить её, сделать выпуклой, главной: над всей молчащей долиной поднимается торжественное чудо-солнце , морозное солнце, чтобы засветилось “стоцветными алмазами” царство жемчужного инея, что и заключается в названии текста).

Итак, работа началась и закончилась одинаковым синтаксическим наблюдением, которое подводит учеников к выводу: усилить значение какой-то картины или явления можно не только словами в переносном значении, но и синтаксически – использованием самостоятельных простых предложений, которые в иных целях могли бы быть частью одного сложного. Таким образом на уроке в единстве рассмотрены литературоведческие и собственно языковые средства выразительности.

Ежеурочные упражнения в использовании языковых средств выразительности формируют компетентность учащихся и позволяют оперативно и продуктивно проводить языковые наблюдения в условиях короткого этапа урока.

Для учащихся 6-го класса учебник М.М.Разумовской (Издательство Дрофа Москва 2001) предлагает упражнение (№ 266), которое, активизируя знания учащихся о переносном значении слов, убеждает учащихся в изобразительной силе глаголов. (Тема урока “Употребление глаголов в речи”)

Сотрудничая с автором учебника в обеспечении усиления речевого аспекта обучения, дополняю это же упражнение заданием: провести самостоятельное наблюдение за всеми использованными частями речи в тексте-четверостишии и сделать вывод об особенностях раскрытия темы и основной мысли и употребленных автором средств образной выразительности.

Розовеют сугробы
Под лучами зари,
Полыхают рябины,
И горят снегири.

(Я. Хелемский.)

В результате самостоятельного исследования ученики отметили следующее (привожу лишь фрагменты ответов):

“В тексте всего четыре строчки, восемь самостоятельных частей речи, но перед нами большая и яркая картина. Глаза видят и широту (сугробы, рябины) и высоту (снегири на рябинах и заря на небе)”.

“Видится все белое и красное. Особенность в том, что для названия красок нет ни одного прилагательного”.

“При чтении я сразу услышал морозный скрип. Этому помогают повторяющиеся звуки [р] и [р'], [с] и [с'],[з].

“Особенность текста в том, что цвет называют глаголы-синонимы “розовеют”, “полыхают”, “горят” и существительные, которые обозначают красный цвет: “лучами”, “зари”, “рябины”, “снегири”, а прилагательных нет”.

“Текст особенный. В нём краски – глаголы и краски – существительные. Ведь для названия цвета и описания всей картины нужны бы были прилагательные, а их заменили глаголы и существительные”.

Лингвистические наблюдения шестиклассников планируются и в качестве домашних работ. Так, урок “Употребление имён существительных в речи” завершается домашней работой – исследованием средств выразительности четверостишия:

Что затуманилась, зоренька ясная,
Пала на землю росой?
Что ты задумалась, девушка красная,
Очи блеснули слезой?

(А. Вельтман.)

Учащимся были предложены опорные вопросы:

Найдите в четверостишии образы, вокруг которых строится всё содержание текста. (Заря и девушка.)

Определите по толковому словарю значение слов “сравнение”, “сопоставление”, “уподобление”, “соотношение”. Можно ли эти слова считать синонимами?

В каком отношении (в сравнении, в соотношении, в сопоставлении или уподоблении) друг к другу находятся найденные вами образы?

Какие в тексте слова-образы находятся тоже в названных отношениях? (Роса и слеза.)

Какую роль играют в тексте имена существительные?

Почему текст строится из двух вопросительных предложений?

Какие средства выразительности используются в тексте?

Какое основное средство выразительности использует автор для построения всего текста?

Шестиклассники учатся выполнять и полный лингвистический анализ текста. Так, урок “Употребление причастий и деепричастий в речи” проводится в форме лингвистического анализа стихотворения С.Я. Маршака “Ландыш”.

В своей практике работы с текстом строго придерживаюсь одного правила: подбирая текст для урока, следует определённо точно знать, насколько оптимально можно использовать его для конкретной цели.

Так, текст из книги И. Андроникова “Великая эстафета” предложен мною девятиклассникам с целью определения роли расчленённых конструкций, или парцелляций.

В целом мире нет такой улицы! Красивой. Широкой. Прямой как стрела. Построенной великими зодчими и всегда полной кипучей жизни. Невский проспект – это чудо градостроительства и, как сказал Гоголь, “всеобщая коммуникация Петербурга”.

Нет, это не случайное соседство домов. Это – единое целое. И гармония эта достигнута прежде всего соразмерностью, точно найденными пропорциями. Гляньте! Как отвечают друг другу высота зданий, образующих ровный строй, и это певучая ширина улицы!

Невский проспект – это понятие. Целый мир представлений. Великий памятник русской истории. Русской культуры. Архитектуры. Наша национальная гордость. Проспект, который в продолжение двух с лишком столетий был центром духовной жизни России.

Совместный труд зодчего, скульптора, каменщика, плотника, штукатура, лепщика, позолотчика, слияние усилий, выразивших гений народа, - вот что сообщает Невскому проспекту такой строгий и стройный вид.

1. Аргументируйте стилевую принадлежность текста.

2. Какова типологическая особенность текста? (Текст представляет собой рассуждение. Особенность рассуждения данного текста заключается в том, что: 1) это рассуждение-размышление, в котором одновременно передано и состояние человека (оно отчетливо ощущается), и состояние окружающей среды, и оценка действительности, и описание места; 2) одно целое рассуждение текста строится как отдельные поабзацные рассуждения. Признаки целого рассуждения:

  • выдвигается тезис “В целом мире нет такой улицы!”;
  • каждый абзац – пример неповторимости улицы, т.е. аргумент;
  • всё целое рассуждение скреплено выводом: неповторимость как организованность и стройность улицы – это результат совместного труда людей, это свидетельство гения народа.

В свою очередь, каждый абзац целого текста представляет своё мини-рассуждение: в каждом абзаце выдвигается и аргументируется своя мысль.

Обстоятельное рассмотрение первых двух вопросов (стиль и типологическая особенность) обусловлено выяснением роли парцеллирования в данном тексте именно такого стиля и именно такой типологической особенности.

3. С какой целью используется парцеллирование? (Как средство связи предложений; как стилистический приём, усиливающий выразительность речи, подчеркивающий значение парцеллированного члена предложения и как способ выражения авторской позиции, его состояния.)

4. С какой интонацией следует читать расчленённые конструкции? Потренируйтесь в правильном интонировании, но не ради самой интонации, а для демонстрации роли интонации: 1) в целях раскрытия основной мысли текста; 2) в целях передачи авторской позиции, его состояния; 3) в целях выражения размышления; 4) в целях создания эффекта присутствия (ведь текст воспринимается и как репортаж, и как эссе, и как очерк).

5. Какова роль используемых в тексте знаков препинания?

На уроках русского языка в 11 классе в качестве подготовки к ЕГЭ предлагаются такие тексты, которые демонстрируют учащимся сложные, но интересные случаи типологической принадлежности и употребления сугубо языковых или литературоведческих средств выразительности и формируют у старшеклассников умение квалифицировать и анализировать такие средства.

Белые страницы.

Свежий снег со следами зверей принято называть белой книгой. Издаётся она один раз в году, когда на первой пороше первые звери отпечатают строчки своих следов.

Новый снегопад – новая страница. Новые рассказы о лесных делах пишут на ней лесные жители. Тут и мирные встречи, и любовь, и кровавые драмы.

Нет снегопада. А каждый зверь всё пишет, да так много, что потом не распутаешь. И всякий норовит поперёк чужой строчки написать своё. Кто с утра до вечера, кто с вечера до утра.

Никто не скроется от внимательного глаза до весны, пока не растают страницы белой книги.

(Д.Житенёв.)

Первый этап работы с данным текстом предполагает самостоятельное (в условиях домашней работы) определение используемых средств выразительности.

Второй этап – самостоятельное корректирование собственных наблюдений с помощью предложенных учителем вопросов с последующим коллективным обсуждением.

1. Какова типологическая особенность данного текста? (Описание процесса издания книги как суть рассуждения-размышления.)

2. Соотнесите название текста с темой и основной мыслью.

3. Соотнесите название текста с основным используемым в нём средством образной выразительности. Является ли название текста безошибочным ключом в определении основного средства выразительности?

4. Назовите другие средства выразительности, лежащие в основе этого основного художественного средства изобразительности.

5. Определите роль повторов в тексте (“первой пороше” - “первые звери”; “новый снегопад” - “новая страница”; “о лесных делах” - “ лесные жители”).

6.Определите роль противопоставлений в идейном смысле текста (“мирные встречи” - “кровавые драмы”; “чужой – своё”; “ с утра до вечера” - “ с вечера до утра”). Какова роль местоимений “каждый”, “всякий”, “своё”? Какова роль последнего в тексте местоимения “ никто”? На какие ассоциативные связи указывают названные противопоставления и употреблённые местоимения? (В основе метафоричного размышления лежат сравнения покрытой первым снегом поляны с книгой, жизни лесных зверей с процессом создания книги – всё это и указывает на ассоциации: жизнь обитателей леса и общество со всеми его противоречиями, борьбой, течением времени.)

7. Соотнесите три группы словосочетаний:

  • “свежий снег”, “на первой пороше”, “новый снегопад”;
  • “белой книгой”, “белые страницы”, “поперёк строчки”, “новая страница”, “новые рассказы”;
  • “книга издаётся”, “отпечатают строчки”, “пишут о лесных делах”, “написать своё”.

Является ли это соотношение словосочетаний подтверждением определения предполагаемого вами основного средства выразительности, используемого в тексте?

Называя принципиальные направления в преподавании русского языка для формирования компетентности учащихся в использовании средств образной выразительности, хочу акцентировать следующее: все современные образовательные технологии преследуют одну общую цель обучения – это приобщение ученика к обучению и сотрудничеству, а не просто обучение.

Поэтому строго соблюдаю следующие три принципа:

  • приобщать к слову, а не учить слова;
  • приобщать к языку, а не учить язык;
  • приобщать к анализу как к виду исследовательской деятельности, а не учить анализу ради анализа.