Вид проекта – экологический.
Актуальность темы: В начале нового тысячелетия заметно усилилось отрицательное воздействие человека на окружающую среду, особенно в крупных городах. В свою очередь изменяющиеся условия среды оказывают губительное влияние на здоровье человека. Сложилась ситуация, когда только перестройкой всего уклада человеческой жизни можно решить проблему гармонии человека с окружающей средой.
Ведущая педагогическая идея проекта – включение всех ребят класса в проектную деятельность эколого-эстетического характера.
Цель проекта – создание счастливого города будущего, сказочного по своей красоте, с максимальной комфортностью для жителей и экологически безопасного для окружающей среды.
Задачи, решаемые в ходе реализации проекта:
- Воспитание экологической культуры поведения школьников.
- Расширение познавательного интереса у каждого участника проекта, расширение его возможностей к самостоятельному познанию нового и решению жизненно важных экологических проблем.
- Развитие у подростков осознания значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества в процессе выполнения творческих заданий.
- Развитие исследовательских, рефлексивных, самооценочных умений.
- Формирование компьютерной грамотности (пользование базами данных Интернет, распечатка информации на принтере, создание мультимедийных презентаций).
Форма проекта по доминирующей деятельности участников – творческая.
Форма проекта по характеру контактов – внутриклассная.
Продолжительность проекта – 3 недели.
Участники проектной деятельности – учащиеся 8 класса.
Функция классного руководителя – организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой школьников на начальном периоде проектной деятельности, помощник в создании макета города, в подготовке общешкольной презентации.
Форма подведения итогов – защита проекта в форме презентации на общешкольном празднике “Экологический калейдоскоп”.
Результат выполненного проекта – макет микрорайона города Экограда.
Материально- техническое обеспечение проекта: набор необходимых материалов и инструментов для создания макета (фанера, картон, цветная бумага, клей, декоративный камень, плитка, карандаши, фломастеры, краска, ножницы, гравий, растительный материал: мох, веточки, кресс-салат, бисер, медная проволока, палочки для коктейлей).
Информационное обеспечение – фонд школьной и сельской библиотек, Интернет, видеоматериалы.
Этапы работы над экологическим проектом “ Здравствуй, город Экоград!”.
1. Знакомство с проблемой.
В ходе обсуждения проблем села, ребята пришли к выводу, что экологические проблемы порождаются людьми и их образом жизни, то есть нами самими и тем, как мы живем. Возникла проблема: “Как добиться максимальной комфортности и экологической безопасности для жителей крупного населенного пункта, не нарушая экологические принципы и законы?” В результате родилась идея создания коллективом класса проекта города будущего, в котором будут воплощены наши мечты и который позволит жить в гармонии с окружающим миром.
2. Создание инициативной группы из учащихся, которые и станут организаторами, руководителями творческих лабораторий.
Их задачи:
- Сформировать из ребят класса проектные группы – творческие лаборатории и разработать для них задания.
- Обосновать выбор площадки для строительства города.
- Создать макет города.
- Разработать сценарий защиты-презентации.
- Подготовить компьютерную презентацию.
3. Работа инициативной группы.
Из ребят класса образовано 5 творческих лабораторий:
- Архитекторы разрабатывают принципиально новые строительные конструкции. Предлагают проект застройки Экограда зданиями в современных архитектурных стилях. Это должны быть не просто красивые здания, но и самые гармонически сочетающие надежность, прочность, экономичность.
- Транспортники обеспечивают город оптимальной транспортной структурой. Предлагают альтернативные виды транспорта, которые по размерам, формам, способам передвижения, видам топлива должны отвечать максимально экологическим требованиям.
- Зеленые строители уделяют особое внимание развитию рекреационной сферы, лесопарковой зоны. Учитывают роль зеленых насаждений в создании благоприятных условий для жизни человека, составляют картину растительности микрорайона, разрабатывают яркие и богатые по цветовой гамме композиции цветников и декоративных водоемов.
- Утилизаторы отходов предлагают экологически грамотные способы утилизации различных отходов: бумаги, стекла, металла, пластмасс и других. Создают систему “Дом и участок – единое целое”.
- Домашние экологи разрабатывают ряд правил, позволяющих избежать воздействия вредных факторов жилых помещений на здоровье человека, уделяя особое внимание интерьеру, микроклимату жилища, комнатным растениям.
4. Работа творческих лабораторий – участников проекта.
Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление плана работы, программы действий по реализации экологического проекта, поиск информации, предзащита проектов, их доработка с учетом замечаний и предложений.
5. Подготовка к публичной защите проекта.
6. Создание макета микрорайона Экограда.
7. Генеральная репетиция публичной защиты экологического проекта “Здравствуй, город Экоград!”.
8. Публичная защита проекта на общешкольном празднике “Экологический калейдоскоп”.
Приложение1 (Сценарий защиты проекта “Здравструй, город Экоград!”)
На этом празднике подводятся итоги реализации целевой общешкольной воспитательной программы “Я и моя планета”.
Оценку защиты – презентации проектных работ творческих лабораторий и всего экологического проекта в целом осуществляют члены Школьной Думы и Совета Дела Детского объединения “Радуга”. Оценка осуществляется по 5-бальной шкале:
- Актуальность и практическая значимость проекта;
- Самостоятельность работы над проектом;
- Глубина исследования проблемы (полнота раскрытия темы);
- Убедительность презентации (полнота раскрытия содержания проекта);
- Оригинальность решения проблемы (качество выполнения продукта проекта).
9. Подведение итогов.
Самооценка, рефлексия участников проекта, анализ выполненной работы, благодарность участникам, оформление папки “Портфолио” проектной деятельности школьников.