Виды и приемы работы по предупреждению ошибок при обучении правописанию парных звонких и глухих согласных

Разделы: Начальная школа


Обучение правописанию парных звонких и глухих согласных представляет определённые трудности в начальной школе. Каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила правописания парных согласных, учащиеся достаточно успешно справляются с заданием на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте.

Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу [4], а чтобы осознанно правильно написать слово в тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, то есть найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением.

Как пишет М.Р. Львов, “отсутствие орфографической зоркости или её слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма.”[2]. Целенаправленное обучение поиску орфограмм начинаю с первого года обучения в процессе звуко-буквенного анализа.

Много лет работая над проблемой обучения правописанию парных звонких и глухих согласных, я пришла к выводу, что эту работу необходимо начинать уже в период обучения грамоте.

Начинаю с артикуляционных упражнений. Дети наблюдают за местом образования шума: звуки “могут жить” на губах – ([ б] -[ п] , [ б' ] -[ п' ] ), между губами и зубами ([ в] -[ ф] , [ в' ] -[ ф' ] ), на кончике языка ([ д] -[ т] ,[ д' ] -[ т' ] ,[ з] -[ с] ,[ з' ] -[ с' ] ,[ ж] -[ ш] ), у корня языка ([ г] -[ к] , [ г' ] -[ к' ] ). В 1 классе дети делают вывод, что согласные образуют пары, так как являются близкими соседями по месту образования. Запоминанию пар согласных способствует работа по “ленте букв”.

Поняв сходство, дети уясняют и различие этих согласных. Звонкие и глухие согласные выделяют в зависимости от степени участия голосовых связок, силы мускульного напряжения органов речи. Голос не участвует в образовании глухих согласных.

В процессе выполнения следующего упражнения дети узнают, что замена согласного парным влечёт за собой изменение смысла слова. При его выполнении использую предметные картинки и звуковые схемы. Ученики, пользуясь предметными картинками, понимают, что слово, с одной стороны, обозначает что-либо, с другой – имеет звуковую и буквенную формы. Примеров достаточно в “Русской азбуке” В.Г. Горецкого: роса – роза и т.д.

Таким образом, ученики хорошо запоминают пары звонких и глухих согласных, понимают, в чём их сходство и различие.

При изучении собственно русского языка упражнения направлены на формирование умения находить в слове согласный, который нужно проверять. В современном русском языке определены три слабые позиции для парных согласных, с которыми учащиеся знакомятся последовательно за время обучения в начальной школе [3]:

  • на конце слова (дуб, сноп),
  • перед глухим согласным (шапка, шубка),
  • перед звонким согласным (просьба, резьба).

Материал для наблюдений должен быть разнообразным, чтобы у детей не складывалось ложного представления о том, что звонкий согласный оглушается, а глухой озвончается.

Делаем вывод: на конце слов может звучать только глухой согласный.

Звонкий согласный заменяется глухим, поэтому необходима проверка.

Мало знать слабую позицию для парных согласных. Дети сами должны находить парные согласные в слабой позиции. На первых уроках предлагаю ученикам выбирать из ряда слов только те, написание которых нужно проверять. Далее даю специально подобранные тексты, постепенно их усложняя. Задания предусматривают как зрительную, так и слуховую работу.

Например, нужно найти слова с парными согласными, написание которых надо проверять:

1) лев, слон, верблюд;

год, неделя, день.

2) Выпал снег. Весь сад белый. Сильный мороз. У дома большой сугроб. Также провожу списывание и диктанты с заданием на выделение зелёным

цветом изученных орфограмм. Эти виды работы формируют самоконтроль, который лежит в основе орфографической зоркости.

Эти упражнения формируют умение обнаруживать орфограмму по определённым признакам (парный согласный на конце слова). Только научившись опознавать орфограмму, ученик сможет понять и применить правило правописания.

На следующем этапе виды упражнений усложняются, так как направлены на отработку умения обосновывать выбор проверочного слова. Оно должно быть близким по значению, после согласного должна идти гласная.

Прежде всего, составляем алгоритм, в котором определена последовательность действий (приложение 1). С его помощью каждый ученик запоминает одно из условий проверки: после согласного должен следовать гласный. Чуть позже знакомлю с тем, что может следовать и согласный сонорный звук (л, м, н, р, й). Например, гриб – грибной. Это позволяет разнообразить подбор проверочных слов, развивает речь учащихся.

Для объяснения правописания тех или иных слов добиваюсь не только подбора проверочного слова, но и доказательства того, почему это слово является проверочным.

Способы проверки: много – один (ножи – нож), маленький - большой (грибок - гриб) нужно разнообразить. Необходимо, чтобы ученики обосновывали выбор проверочного слова, например:

а) записать слова в следующем порядке: проверочное – проверяемое:

сугробы, мороз, сторож, морозы, морозный, сторожит, сугроб;

б) выбрать проверочные слова из следующего ряда, доказать правильность своего ответа:

труд – труды, трудный, трудится;

гриб – грибы, грибки, грибной, грибок;

дед – дедушка, детки.

Выполнение этого задания требует от учеников учёта обоих условий проверки. Подобные упражнения направлены на установление учениками семантического сходства проверяемого и проверочного слов, расширяется словарный запас школьников, чем создаётся база для последующего обучения правописанию.

И, наконец, упражнения на вставку пропущенных букв в словах:

а) фла…, бере…, пру… (пруд, прут);

Ученик должен обозначить согласный звук на конце, основываясь на сопоставлении проверяемого и проверочного слов. Со словами составляются предложения.

б) Был бы дож…ь, да сне… помешал.

На что и кла…, коли в семье ла… .

в) ло(д,т)ка, варе(ж,ш)ки, стри(ж,ш)ка, тра(в,ф)ка, про(б,п)ка - упражнения на выбор согласного.

Кроме описанных выше упражнений также использую письмо с проговариванием. Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически. В 1 классе он диктует слово по слогам, называя слог и гласную в нём, в следующих классах – по слогам, чётко проговаривая каждое слово, так как артикуляция является составной частью письма.

Письмо с комментированием. Ученик диктует предложение и объясняет все орфограммы. Эта работа проводится, начиная с 1 класса.

Работа в парах. У каждого ученика своя карточка. Один из пары становится “учителем”, другой “учеником”. “Учитель” контролирует выполнение “учеником” задания. Затем роли меняются. Теперь “ученик” становится “учителем”. Он объясняет орфограмму, записывает слова. Например, карточка № 1:

Буквенные диктанты для перфокарт[3]. Один из приёмов, который помогает мне изыскать лишние минуты на уроке, а также способствует закреплению необходимых орфографических навыков. При работе с перфокартой ученик пишет не слово, а только одну букву. Это даёт возможность быстро проверять написанное (приложение 2).

Диктую слова по номерам: 1) дождь, 2) брод и т.д. Дети записывают в отверстие нужную букву, совмещая с цифрой на ней.

Например, карточка № 1: Дождь, брод, шкаф, рукав, шалаш, стружка, стриж, ястреб, сторож, карандаш.

Проверка: д, д, ф, в, ш, ж, ж, б, ж, ш.

Чтобы своевременно ликвидировать пробелы в знаниях, фиксирую их в особой тетради. На основании анализа ошибок письменных работ составляю грамматические зарядки, даю дифференцированные и индивидуальные задания.

Игровые приёмы при изучении слов с парными звонкими и глухими согласными.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету, наряду с другими методами и приёмами, используемыми на уроках, - дидактическая игра. Ещё К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более эффективным.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребёнка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина и сила воли.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

В качестве дидактического материала использую рифмованные упражнения. При повторении правило запоминается лучше, если дано в стихотворной форме. Например,

В конце слова, без сомнения,
Происходит оглушение.
Говорим мы – плод,
Проверяем – плоды,
Говорим мы – сад,
Проверяем – сады.

Игра “Найди опасное место”.

Произносятся слова, дети хлопают в ладоши, как только услышат звук, которому на письме нельзя доверять. (Парный согласный в конце или середине слова).

Какому звуку нельзя доверять? Как его проверить?

Игра “Светофор”.

Покажите красный сигнал светофора или зажгите красный огонёк, как только найдёте “опасное место”.

Игра “Зажги маячок”.

1) Проведение звукового анализа с составлением схемы, в которой обозначаются “опасные места”, т.е. кладутся красные сигналы (кружочки) под “опасными местами”. При этом с помощью вопроса (“Как будете искать “опасные места”?”) отрабатывается необходимый способ действия.

2) По следам звукового анализа печатание или выкладывание из букв разрезной азбуки слова с пропуском “опасных мест”. Снова обращается внимание на способ действия: “Если звуку можно доверять, обозначаю буквой, если нет – ставлю на его месте сигнал опасности”.

3) Нахождение “опасных мест” в написанном слове. Выполнение этого упражнения кладёт начало обучению самопроверке написанного.

Игра “Кто у нас самый зоркий?”

Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Своё внимание к словам.

Задача детей: проверить написанное и подчеркнуть парные согласные в словах, или если предложение написано с ошибками, найти их и доказать своё мнение.

Игра “Какие буквы “спорят”? Какие побеждают?”

Доказать, почему нужно писать выбранную букву.

Игра “Найди четвёртый лишний”.

Голубь, чиж, грач, кот. (Лишнее слово грач, ч – непарная согласная.)

Косьба, метла, лошадка, грибки.

Игра “Скалолазы”.

Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины, вставив пропущенные буквы.

Проверка: дети показывают букву “веером” согласных букв и называют проверочное слово.

Игра “Будь внимателен”.

Найдите в стихотворении проверяемое и проверочное слова.

Кот.

- Котик-коток, иди к доске,
Расскажи о колоске.
- Колосок,мои друзья,
Он усатенький, как я.

(Г.Виеру.)

Разнообразные игровые действия усиливают интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

Приёмы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

Игры дают возможность сделать обобщение, осознать правило, закрепить и повторить полученные знания в системе.

Описанная система упражнений по обучению правописанию парных звонких и глухих согласных обеспечивает постепенность формирования знаний и умений, предупреждает ошибки, облегчает усвоение отвлечённых фонетических и орфографических понятий, способствует развитию чувства языка, орфографической зоркости, активизирует умственную деятельность школьников, развивает речь.

Опыт показывает, что ошибки на это правило возникают не столько от неумения проверить, как оттого, что дети не замечают слов, подлежащих проверке. Поэтому их нужно тренировать в нахождении таких слов в тексте, во время чтения и в специальных текстовых упражнениях. Такую работу следует проводить на протяжении всех четырёх лет учёбы в начальной школе.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Баранов М.Т. Работа по орфографии в 4-6 классах. // Русский язык в школе. – 1980. - № 3.
  2. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990.
  3. Начальная школа. – 1988. - №11, 1990. - № 2.
  4. Современный русский литературный язык./Под редакцией П.А.Леканта. – М.: Просвещение, 1982.