Урок математики в 1-м классе по теме "Вычитание вида 10 - _"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить прием вычитания, основанный на составе числа; знание таблицы сложения и вычитания в пределах 10; умение решать задачи;

  2. Развивать логическое мышление, внимание, память, умение сравнивать, доказывать;

  3. Воспитывать культуру поведения, уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: Учебник «Математика» 1 класс, (авт. М.И. Моро); рисунки совы, ежика, зайца, мышки, волка, елки с шишками, белочек, Красной Шапочки, Старичка-боровичка, домика с бабушкой, паутинки с божьей коровкой; карточки с выражениями и цифрами; отрезки: синий и желтый, грибочки с задачами; ребус.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Необычное, поверьте,
Путешествие нас ждет.

Сегодня у нас необычный урок. Мы будем путешествовать, а с кем, вы узнаете, отгадав загадку.

Бабушка внученьку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое,
А ну, подскажите, как звали её.

Учитель крепит на доску рисунок Красной Шапочки <Рисунок 1>.

Учитель: - Мы с Красной Шапочкой пойдем к бабушке. Нужно быть дружными, находчивыми, т.к. в пути встретится много преград. Готовы?

- Тогда в путь.

II. Устный счет.

1. Игра «День и ночь».

Учитель: - И первая нам встречается сова с игрой «День и ночь»

На доске появляется рисунок совы <Рисунок 2>.

Учитель: - Решите выражение 9-3+1-4+5-2+4=10.

На слово «день» вы запоминаете 2 числа, на слово «ночь» закрываете глаза и вычисляете.

Дети выполняют вычисления в уме, вслух произносят конечный результат.

Учитель: - Что вы можете рассказать о числе 10?

2. Минутка чистописания.

Учитель: - Откройте тетради. Запишите число и классная работа. Пропишите число 10 в тетради.

3. Работа над составом числа 10.

Учитель: - Вот мы вышли в чащу леса и видим «математическую елочку», на которой висят шишки с числами. Нужно помочь белочке найти шишку, чтобы в результате получилось 10.

Учитель вывешивает на доску рисунок елочки <Рисунок 3>. Дети выходят к доске и крепят напротив шишки белочку <Рисунок 4>.

Учитель: - Как можно получить число 10?

Дети повторяют состав числа.

Учитель: - Сегодня будем учиться вычитать из числа 10 числа, опираясь на знание состава числа.

Но сначала отдохнем.

III. Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке,
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим,
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Немного отдохнем.
Дальше дружно мы пойдем.

IV. Работа над новой темой.

Учитель: - Можем отправляться дальше. Но что это? Кто-то зовет на помощь.

Спинка в веснушках.
Ах, как неловко!
И покраснела….

(божья коровка).

- Божья коровка застряла в паутинке. Поможем ей?

На доске рисунок паутины с божьей коровкой и выражениями <Рисунок 5>.

Учитель: - Давайте решим выражения, объясняя.

Дети по очереди выходят к доске, записывают выражения в таком порядке: 10-5, 10-6, 10-7, 10-8, 10-9 и решают их, объясняя. Остальные записывают в тетрадь.

Учитель: - Что интересного заметили? Как от 10 отнимаем числа?

Учитель: - Приготовьте карточки с цифрами. Я буду показывать выражение, а вы его значение.

Проверяется, как дети усвоили вычитание из 10.

Учитель: - Молодцы, божья коровка свободна. Пошли дальше. Но кто это нам встретился?

На доске учитель крепит рисунки зверей: ежика <Рисунок 6>, мышки <Рисунок 7>,.зайца <Рисунок 8>.

Учитель: - Звери хотят сообщить что-то важное, но сначала нужно выполнить их задание. Откройте учебник с.32 №1.

Задание выполняется по рядам:

  • 1 столбик – 1 ряд – задание ежика;

  • 2 столбик – 2 ряд – задание мышки;

  • 3 столбик – 3 ряд – задание зайца.

Правильность решения проверяется с помощью карточек с цифрами.

Учитель: - Молодцы! А вот о чем нас хотели предупредить звери, прочитайте.

Учитель показывает ребус <Рисунок 9>.

Учитель: - Правильно. Нас поджидает волк.

На доске появляется рисунок волка <Рисунок 10> и отрезки разного цвета.

Учитель: - Сколько отрезков? Покажите.

- Какой отрезок длиннее? Докажите.

- Как узнать, на сколько один отрезок длиннее другого?

- Хорошо. Но по какому же пути отправить волка, чтобы он не успел раньше нас добраться до бабушки?

- Пусть идет, а мы можем спокойно отдохнуть.

V. Танцевальная физкультминутка.

Включается запись «Песенка Красной Шапочки» муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Кима. Из к\ф «Про Красную Шапочку». Дети произвольно танцуют.

VI. Закрепление изученного.

Учитель: - Мы все ближе подходим к дому бабушки, но нам преградил путь Старичок-боровичок. Он очень мудрый и хочет проверить, какие вы сообразительные

На доске рисунок Старичка-боровичка <Рисунок 11>.

Учитель: - Прочитайте.

На доске написано: «Ребята нашли 6 маслят, а лисичек на 4 больше».

Учитель: - Что прочитали?

- Что нужно сделать, чтобы получилась задача?

- Какой вопрос можно задать?

- Как решить задачу?

Один ребенок решает у доски с комментированием, остальные пишут в тетради.

Сильным детям даны карточки с задачами на грибочках <Рисунок 12>.

Учитель: - Вот и подошли к дому, но сначала надо подняться по лесенке, чтобы дверь открылась. Проверим, кто был внимательным.

Дети работают в парах на местах. 2 человека у доски. Один ученик поднимается слева, другой – справа. Кто быстрей.

Учитель: - Вот и бабушка.

На доске домик с бабушкой <Рисунок 13>.

Учитель: - Она рада нас видеть. Мы помогли Красной Шапочке преодолеть все преграды.

VII. Итог урока.

Учитель: - Вот и закончилось наше путешествие. Мы опередили волка, помогли Красной Шапочке добраться до бабушки. Вам понравилось? Что?

Заслушиваются ответы детей.

Учитель:

- Чему учились на уроке?

- Как вычитаем из 10?

- Всем спасибо. Вы очень хорошо работали.