Цели:
- Усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном как части речи.
- Развивать умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
Ход урока
I. Организационный момент и сообщение целей урока.
Учитель читает "Сказку про краски", автор Е. Руженцев.
Если б всё на свети было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя, домой усталым,
на зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?
И зелёною водою
На рассвете умываться,
И зелёным- презелёным
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными домами
ярко солнце зеленеет?
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным!
- Чтобы рассказать об удивительном и разном, нам нужны слова - имена прилагательные.
II. Чистописание
а) массаж рук.
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят -
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
(Руки - в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко распрямлять пальцы, на парту положить ладони.)
б) работа в тетради и с компьютером.
(презентация слайд 5)Внимательно посмотрите на запись:
Большой - маленький
Сухой - ? (мокрый)
Война - ? (мир)
глубокий - ?(мелкий)
старый - ? (молодой)
гладить - ? (мять)
твердый - ? ( мягкий)
- Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
- Значить, мы будем писать букву М.
- Определи порядок следования букв в этом ряду:
МЛО ОМЛ ЛОМ...
-
Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.III. Словарно-орфографическая работа
.а) На слайде
кроссворд. (приложение)Задания:
- Какое слово получилось по вертикали? (КАЛЕНДАРЬ). Дайте лексическое значение этого слова. (ТАБЛИЦА ИЛИ КНИЖКА С РЕЧНЕМ ВСЕХ ДНЕЙ В ГОДУ).
- Подберите однокоренные слова (КАЛЕНДАРЬ, КАЛЕНДАРИК, КАЛЕНДАРНЫЙ).
IV.Работа по теме урока.
а) Наблюдения над ролью прилагательных в речи.
Класс делится на 5 групп по 3-5 человек в каждой.
- Отгадайте загадки. (презентация слайд 7)
I группа:
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Шуба для зимы - другого цвета. (Заяц.)
II группа
:На овчарку он похож.
Что ни зуб-то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк.)
III группа
:Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь.)
IV группа
:Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто ж это?... (Лиса.)
V группа:
На ветке не птичка -
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка.
Кто же это?... (Белка.)
- Подготовьте устное описание своего зверька. (Дети готовятся 3 минуты.)
- Уберите в своих описаниях имена прилагательные. (От каждой группы выходят по два ученика: один описывает животное, используя прилагательные, второй - без прилагательных.)
- Кто из учеников испытывал при описании большие трудности? Почему? Чьё описание оказалось более точным? С какой целью используются в речи имена прилагательные? (Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.)
- Какая часть речи называется прилагательным? (Имя прилагательное- часть речи, которая отвечает на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, обозначает признаки предмета.)
Б) Упражнение "Магазин".
(презентация слайд 15)Учитель диктует прилагательные.
БЕЛЫЙ, КРИВОЙ, ДЛИННЫЙ, ГОРЯЧИЙ, СЫТЫЙ, ГРУСТНЫЙ, ТОЛСТЫЙ, ЗДОРОВЫЙ, ОСТРЫЙ, Мягкий.
Учащиеся записывают прилагательные, противоположные по смыслу.
(Чёрный, прямой. короткий, холодный, голодный, весёлый. Худой. больной, тупой, твёрдый.)
в) Упражнение "Магазин".
Учитель диктует существительные.
ОВОЩИ, КНИГИ, ОБУВЬ, ЦВЕТЫ, КЕФИР, БАРАНКИ, ШКАФ, КОНЬКИ, ПОРОШОК, МАТРЕШКА.
Дети должны записать прилагательные, обозначающие, в каком магазине можно купить данные предметы. (Овощной. книжный, обувной, цветочный, молочный, хлебный, мебельный, спортивный, хозяйственный, игрушечный.)
г) работа по учебнику
. Упражнение 268, стр. 118-119.- Найдите в тексте существительные. С какими словами они связаны с предлогами? (дом старый, тополь толстый, степь красная, целина золотая, Родина родная.)
V. Физкультминутка
- Если вы услышите прилагательное, то сделайте прыжок на месте, хлопок над головой.
Я проснулся серым утром. Комната была залита жёлтым светом, как будто от керосиновой лампы.
Странный свет - неяркий неподвижный - был не похож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на чёрной земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем старого воска.
Так началась осень. Для меня она пришла сразу в это утро. До тех пор я её не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела и жгучий иней ещё не лежал по утрам на дощатой крыше...
Осень пришла врасплох и завладела землёй, садам и реками, лесами и воздухом, полями и птицами. Всё сразу стало осенним.
VI. Работа по учебнику. Упр 270, стр 119
.- Вставьте подходящие по смыслу прилагательные.
VII. Домашнее задание
Упр 269, стр119.
VIII. Итог урока
- Какую роль выполняют в нашем языке имена прилагательные?
- Что они обозначают?
- На какие вопросы отвечают?