Цели:
- Создать условия для обзорного повторения учащимися программного материала и уяснения перспективы дальнейшей работы по предмету,
- Содействовать развитию у учащихся:
- творческого подхода к решению задач;
- навыков работы в команде;
- Способствовать:
- дальнейшему формированию у учащихся интереса к математике;
- активизации учебной деятельности учащихся.
План мероприятия:
1. Открытие встречи.
2. Тур 1. “Один за всех и все за одного”
3. Тур 2. “Ты мне – я тебе”.
4. Тур 3. “Помоги другу”.
5. Подведение итогов. Награждение участников.
Открытие встречи.
Встреча открывается песней клуба, которая исполняется всеми членами клуба на мотив песни “Давным-давно”: музыка Т. Хренникова, стихи автора разработки:
Давным-давно весь мир поделен
На тех, кто против и кто с нами заодно
Но математика владеет
Умами нашими давным-давноО горе-математик юный,
Быть может стать тебе Евклидом суждено
Но сам ты выбрал путь сей трудный
Давным-давно, давным-давно, давным-давно.Пусть не всегда учитель строгий
Доволен нами – это право мудрено
Зато ведь стали мы друзьями
Давным-давно, давным-давно, давным-давно.
Из членов клуба для участия в дружеской встрече “математиков пяти поколений” составляются две команды: “Эврика” и “Виктория”. Заранее никто не знает в какой команде будет играть. Каждому “поколению” предлагается на выбор две карточки обратной стороной, с лицевой стороны карты эмблема команды. Карточки переворачиваются, команды сформированы и готовы к турниру.
От каждой параллели (7-х, 8-х, 9-х, 10-х классов) во встрече участвуют два человека, по одному в каждой команде, кроме того, во встрече участвуют студенты из бывших выпускников. Команды с эмблемами занимают игровые места. Жюри в этой встрече отсутствует. Команда вправе:
1) отстаивать свою правоту, выставляя защитника;
2) доказывать ошибку соперника, выставляя оппонента.
Тур 1. “Один за всех и все за одного”.
Девиз тура: “В споре рождается истина”.
Условия 1 тура:
Тур состоит из 5 индивидуальных состязаний между членами команд. Сначала к барьеру, т.е. к школьной доске приглашаются “младшие” -7-е классы, а затем “юные” – 8 класс, “математики со стажем” – 9-е классы и “старшие” – 10-е классы. Каждой паре предлагается задание, которое читается вслух, выполнить его требуется письменно на закрытом отвороте. Правильный ответ оценивается 2 очками, если команда отвергает неправильный ответ своего члена – 1 очко, если доказывает неправильность ответа соперника – 1 очко. Очки определяют сами команды, приходя к соглашению “В споре рождается истина”.
Задания 1 тура:
1. (7 класс) В двух бочках воды было поровну. Количество воды в первой бочке сначала уменьшилось на 10%, а затем увеличилось на 10%. Количество воды во второй бочке сначала увеличилось на 10%, а затем уменьшилось на 10%. В какой бочке воды стало больше?
2. (8 класс) Расстояние между пристанями А и В теплоход проходит по течению за 5 ч., а против течения за 6ч. За сколько часов проплывает по течению это расстояние плот?
3. (9 класс) Докажите, что многочлен х8+х6-4х4+х2+1 не принимает отрицательных значений.
4. (10 класс) Как расположены прямые a и b, если a||?, b||?.
5. (студенты) В форме аукциона.
Задание: назвать учебные предметы математического цикла. Каждый студент, называя учебный предмет или раздел математики, записывает его название. В случае затруднения студентам могут помогать члены команды. Очко получает команда, последней назвавшая раздел математики. Это задание позволит школьникам увидеть перспективу изучения математики в высшей школе и подведет итоги 1-го тура.
Тур 2. “Ты мне – я тебе”.
Девиз тура “Все в мире знают, что…”
Условия 2 тура:
каждый член команды вновь соревнуется только с ровесниками в знании общеизвестных математических истин: аксиом, теорем, следствий и т.д. Первый играющий произносит например: “Все знают, что вертикальные углы…” и не завершая фразу, бросает надувной шар сопернику. Соперник должен дать ответ, т.е. закончить фразу и предложить свое известное математическое утверждение. Если обмен математическими нормами произошел, то каждая команда получит по одному очку и шар передается дальше.
Тур 3. “Помоги другу”.
Девиз тура: “Меткий глаз, твердая рука, холодный ум”.
Условия тура:
Каждая команда должна показать наглядно, не используя никаких предметов графическое решение системы двух уравнений.
Форма проведения:
Ведущий читает ситуацию.
“Лето. Жара. В кабинете математики идет экзамен. Вы уже сдали. Как всегда на “5”. Ждете под окнами “последнего из могикан”. Душно. Все окна настежь. И вот из окна летит просьба о помощи: “Решить графически систему уравнений”. Решить и показать, но как? Руки у всех пустые, лишнего времени нет. Кричать нельзя”.
Задания спрятаны в индивидуальные шары. Каждая команда дротиками сбивает шар и за 3 минуты готовит решение с иллюстрацией.
Рисунок 1. Задание 3 тура.
Оценивается правильность решения зрителями. Они, не зная задания, должны показать на графике то, что они увидели.
Подведение итогов.
Чествование участников встречи:
(перечисление их заслуг на классных и школьных олимпиадах, на районных и соросовских олимпиадах; для студентов – обучение в ВУЗе и т.д.)
Завершается встреча обменом автографами на эмблемах и песней клуба.