Цель урока:
- познакомить учащихся со структурами, свойственными только растительным и только животным клеткам; с историей создания клеточной теории, её современных положениях;
- продолжить формирование навыков учащихся по работе с алгоритмами подготовки сообщений на заданную тему; умений написания синквейнов;
- продолжить формирование общеучебных умений и навыков, умения пользоваться научной терминологией;
- воспитывать чувство ответственности за выполнение заданного объёма работы.
Задачи урока:
- узнать, в чем особенности строения растительной клетки;
- найти черты сходства и различия клеток растений и животных;
- составить кластер ассоциаций к понятию “Клеточная теория”;
- пройти путем открытий, познакомиться с историей создания клеточной теории;
- сравнить положения клеточной теории Шлейдена-Шванна с положениями современной клеточной теории;
- сравнить положения клеточной теории с кластером ассоциаций;
- осуществить рефлексию в форме написания синквейна.
Методы и приемы: беседа, рассказ, проблемно-поисковый метод, исследовательский метод, методика критического мышления (приемы “составления кластера” и написания синквейна). Приложение 3, ИКТ, сообщения учащихся об ученых (Гук, Левенгук, Броун, Шлейден, Шванн, Бэр, Вирхов).
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, компьютерный проектор, экран, магниты.
Компьютерная презентация: приложение 1.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
На первом занятии по “Общей биологии” мы дали определение живого и выделили его основные уровни организации. Клетка занимает довольно высокий уровень в иерархии живых систем. Без изучения клеточного уровня, нельзя понять живое.
Клетка – удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме, будь то растение или животное. Иногда организм представляет собой одну клетку, как, например, у бактерий, но чаще он состоит из миллионов клеток. В течение нескольких уроков мы знакомились с клеточным уровнем организации жизни. И, как правило, объектом нашего изучения была животная клетка. Сегодня мы дополним наши знания информацией о клетке растительной, а также познакомимся с положениями клеточной теории. Итак… (Номер соответствует номеру слайда презентации, который открывается в данный момент).
1. Тема нашего урока: Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория.
2. Целью нашей работы является: Узнать особенности строения растительной клетки. Сформировать знания об истории создания клеточной теории, её современных положениях.
3. Задачи: Узнать, в чем особенности строения растительной клетки. Найти черты сходства и различия клеток растений и животных. Пройти путем открытий и познакомится с историей открытия клеточной теории.
Результаты нашей работы мы будем фиксировать на специальных листах (приложение 2), выполняя определенные задания и отмечая все свои достижения на сегодняшнем уроке. Для этого над строчкой, где записана ваша фамилия, вы за каждый сой правильный ответ, данный устно, ставите себе 1 балл. В конце урока листы сдаем и по совокупности этих баллов и тех, что вы получите за контрольные задания, будет выставлена отметка за урок. Итак, приступаем!
4. Сегодня нам понадобится хорошо настроить свое образное мышление. Предлагаю следующую работу: Назвать органоиды, функция которых образно названа на данном слайде (за каждый правильный ответ не забывайте ставить себе балл)
5. А теперь в процессе наблюдения выделим основные черты, присущие растительной клетке.
6. Органоид, который есть только в растительных клетках и который придает растениям зеленую окраску – хлоропласт. К следующему уроку предлагаю задание – сделать сообщение в форме презентации о пластидах, их строении, видах и функциях. Кто желает?
7. Мы уже знаем образные названия для многих органоидов клетки. Как образно можно назвать роль хлоропластов в клетке?
8. А теперь сравним клетку животную и клетку растений. А что такое сравнение?
9. Как нужно правильно сравнивать объекты?
10. Выполняем первое задание в листах. Время – 5 мин.
Кто назовет черты сходства клеток? Что присуще только животным клеткам, что только растительным?
III. Изучение нового материала.
А теперь попробуем опять включить свое образное мышление. На экране сейчас появится ключевое слово. За 2 минуты на своих листках напишите как можно больше ассоциаций, которые у вас возникают в связи с этим понятием (“Клеточная теория”). Учащиеся крупно пишут ассоциации (на партах лежат листы бумаги и маркеры). Учитель собирает листы с ассоциациями и прикрепляет их к доске в виде кластера. Сразу видно, какие ассоциации встречаются чаще.
Внимательно посмотрите на получившееся созвездие понятий – в конце урока мы снова вернемся к нему и сравним то, что мы ассоциировали с понятием “Клеточная теория” с той информацией, которую узнаем на уроке.
Что представляет собой клеточная теория? Путь к ее созданию занял в истории целых 200 лет, а мы проделаем его за считанные минуты. Внимательно смотрите на экран, слушайте сообщения своих одноклассников и в своих листах выполняйте задание № 3, вписывая в ячейки таблицы шифр.
11. Пример таблицы.
12–19. Слайды, где описывается вклад ученых в формирование теории. Учащиеся слушают сообщения одноклассников, рассматривают слайд, и на основе этой информации заполняют таблицы на листах.
21–23. Знакомимся с фактами, которые позволили развить теорию. Учащиеся заполняют таблицы.
IV. Закрепление изученного материала.
Чем современная клеточная теория отличается от теории Шлейдена-Шванна?
25. Сравниваем с кластером. Что мы знали до урока, чем дополнили свои знания на уроке. Основные положения клеточной теории на современном этапе развития биологии прочитываем и записываем в тетрадь:
26. Напишем синквейн, вспомним правила написания синквейна (на слайде и на листке) – 5 мин.
Название – клетка, но каждая группа раскрывает 1 положение теории.
Читаем синквейны.
27. Учитель подводит итоги урока. Собирает листы учащихся.
V. Домашнее задание §5.4; §5.5. Выучить положения клеточной теории.
28. Спасибо за урок!