Приоритетом современной школы является развитие предметных компетентностей выпускника, готового к продолжению образования, способного решать проблемы как личностные, так и социальные.
Одним из условий решения данной задачи является введение профильного образования, разработка его модели с точки зрения компетентностного подхода. Каждая школа стремится найти самую оптимальную и эффективную форму профилизации с точки зрения учащихся, родителей, учителей, социума.
В Новосергиевской средней общеобразовательной школе №3 с 2001 года апробированы разные формы профильного обучения: профильные группы, профильные классы. Но в условиях небольшого количества классов на старшей ступени обучения, уменьшения количества выпускников, нежелания переходить в другую школу и в то же время стремление старшеклассников получить образование по разным профильным направлениям возникла идея организации профильного обучения по индивидуальным маршрутам.
Данная модель предполагает:
- индивидуальный набор (профильный маршрут) 10-тиклассниками и 11-классниками учебных курсов трех уровней – базовых, профильных, элективных;
- формирование индивидуальных учебных планов и расписаний учащихся;
- интеграцию классно-урочной и предметно-групповой форм организации учебного процесса;
- профильные курсы, состоящие из часов базовых курсов (преподаваемых в классных коллективах) и дополнительных профильных часов (преподаваемых в предметных группах), требующих четкой координации расписания, календарно-тематических, поурочных планов базового и профильного уровня;
- наличие обязательных (дополнительные профильные и элективные курсы, профессиональная проба или практика, отдельные виды деятельности и работы учащихся) и необязательных компонентов (деятельность в НОУ, участие в интеллектуально-практическом марафоне, олимпиадах, конкурсах);
- более сложную подготовку учителей к занятиям, предполагающую дифференциацию содержания, форм и методов работы на уроках базового и профильного уровней;
- психолого-педагогическое сопровождение движения учащихся по индивидуальным профильным маршрутам.
Профильное обучение, осуществляемое по индивидуальным маршрутам, включает в себя несколько компонентов. В набор учебных предметов, предлагаемых ученику школы для выбора, входят дополнительные двухчасовые курсы, позволяющие повысить образовательный уровень учащихся до профильного (нпр: биология – 1ч. базового курса, изучаемый в рамках классного коллектива + 2 дополнительных часа в профильной группе = 3 часа), краткосрочные элективные курсы, дополнительные одночасовые курсы согласно социальному заказу детей и родителей. Учащийся вправе сделать набор курсов как одного, так и разных профильных направлений, выбрать общеобразовательный маршрут.
Каждый ученик выбирает из предложенных предметов профильного и базового расширенного уровня предметы, необходимые для дальнейшего профессионального самоопределения (10 класс – 5 ч., 11 класс – 4ч.). У 10-классника это могут быть наборы курсов: 2 двухчасовых и 1 одночасовой или 1 двухчасовой и 3 одночасовых. Также старшеклассник должен выбрать для обязательного посещения не менее двух элективных курсов, по одному 17-часовому в каждом полугодии.
Перечень учебных предметов для выбора и элективных курсов определяется при помощи диагностики интересов учащихся, профессиональных наклонностей, социальных запросов родителей.
Анализ индивидуальных профильных маршрутов учащихся 10-11 классов показывают, что часто - 70% учеников выбирают два предмета и хотя бы один элективный курс одного направления, 20% – три предмета и элективные курсы разных направлений, 10% - весь набор соответствует одному профильному направлению.
Примеры ИПМ
ФИО ученика | Дополнительные курсы | Элективные курсы |
Абдульманов Руслан. | 10 класс:
11 класс:
|
10 класс:
11 класс:
|
Шагалиева Диана. | 10 класс:
11 класс:
|
10 класс:
11 класс:
|
Учебные планы разрабатываются педагогами с учетом примерных учебных планов, предлагаемых Министерством образования. Обучение ведется по лекционно-семинарской системе. Используются также технологии проектной деятельности, критического мышления, информационно-коммуникационные, модульно-рейтинговые и др.
Свой образовательный маршрут каждый старшеклассник начинает выстраивать ещё в 9 классе, а при поступлении в 10 класс в заявлении он указывает необходимые ему предметы и количество дополнительных часов. Заявление обрабатывается классным руководителем вместе с заместителем директора по УВР, составляются индивидуальные маршруты. Администрацией школы рассматривается вопрос о возможности реализации индивидуальных заявок. На основе индивидуальных учебных планов составляется учебный план 10-11 классов. В течение недели корректируется общее расписание, формируются группы, составляется индивидуальное расписание каждого ученика.
Перед учителями ставятся задачи:
- Создать условия для правильного выбора предметов.
- Скоординировать деятельность учащихся на базовых, профильных, элективных курсах разной направленности, на практике, в НОУ.
- Разработать новую систему оценивания знаний и достижений школьников, отслеживать их движение по индивидуальным маршрутам.
Однако профильное обучение подразумевает не только учебные занятия, индивидуальный образовательный маршрут старшеклассника намного шире и включает в себя все возможные компоненты образования в школе, что позволяет удовлетворять запросы детей и их родителей:
- базовые, профильные и элективные курсы;
- профессиональные пробы и практики;
- дистанционное обучение;
- деятельность в НОУ;
- олимпиады, конкурсы, фестивали;
- интеллектуально-практические предметные марафоны;
- самоподготовка;
- портфолио ученика.
На каждого старшеклассника в школе заводится маршрутный лист, в котором фиксируются результаты обучения и достижения учащегося.
Маршрутный лист старшеклассника
Направление | Показатель | Отметка | Дата | Подпись куратора |
1. Базовый курс. | Годовая оценка. | |||
2. Профильный курс. | Экзамен I полугодие. | |||
Полугодовая оценка. | ||||
Экзамен II полугодие. | ||||
Годовая оценка. | ||||
Переводной экзамен. | ||||
Итоговая оценка. | ||||
3. Элективный курс. | ||||
4. Олимпиада. | ||||
5. Деятельность в НОУ. | ||||
6. Интеллектуально-практический марафон. | ||||
7. Деятельность консультанта. | ||||
8. Профессиональная проба. | ||||
9. Портфолио. | ||||
Рейтинг за 10 класс. |
Тьютор ____________.
Отслеживая изменение рейтинга, можно заметить изменения в уровне компетенции по разным предметам.
Интеллектуально-практический марафон и научное общество учащихся способствуют профильной и профессиональной ориентации старшеклассников. В рамках научного общества учащихся действуют кафедры: историко-краеведческая, литературно-искусствоведческая и кафедра естественных наук. В соответствии со своими интересами и склонностями учащиеся под руководством педагогов осуществляют исследовательскую, проектную деятельность, развивают навыки интеллектуального труда и коммуникативные способности.
В рамках интеллектуально-практического марафона учителями-предметниками и учащимися профильных групп проводятся интеллектуальные игры, экскурсии, практические работы, тематические часы общения, открытые уроки, выпускаются газеты, информационные листки.
Стратегическое управление профильным обучением осуществляет директор школы, совет школы и педагогический совет. Они определяют цели и задачи школы профильного обучения, выявляют оптимальные формы его организации, разрабатывают нормативно-правовую базу, контролируют использование ресурсов, осуществляют мониторинг результатов профильного обучения.
Тактическое управление осуществляет заместитель директора по УВР. Он отвечает за информационную работу с учащимися 9 классов, комплектование групп для изучения предметов и элективных курсов, составление учебного плана профильного обучения по индивидуальным образовательным маршрутам, работу по индивидуальным образовательным планам, методическую разработку используемых образовательных программ и технологий, профориентационную работу с учениками 10-11 классов.
Реализационное управление осуществляет образовательный модуль «Профильное обучение в старших классах», объединяющий педагогов, работающих в профильных классах, классных руководителей 10-11 классов, психолога, социального педагога, библиотекаря. Модуль осваивает новое содержание обучения, организационные формы учебного процесса, образовательные технологии, ведет информационную, профориентационную работу.
Следует отметить положительные и отрицательные стороны данной модели профильного образования. Достаточная свобода выбора пути получения образования, реализация субъективной позиции, повышение уровня предметных компетентностей старшеклассника через индивидуальные профильные маршруты в условиях многопрофильной сельской школы – доказательство того, что данная модель профильного обучения имеет право на существование. При определенных условиях ее можно адаптировать и в городских школах. К недостаткам следует отнести трудоемкость работы учителя и координатора по расписанию, большие затраты времени учителей на подготовительную работу и педагогическое сопровождение учащихся, гетерогенность состава профильных групп по образовательному уровню учащихся, сложность дифференциации работы с учащимися на уровне классов и профильных групп, слабую готовность отдельных учащихся к самостоятельному обоснованному выбору своей траектории и повышению уровня самостоятельности в освоении профильного образования.
Однако, при всей сложности данной модели, по результатам анкетирования учащихся, родителей, педагогов, представителей социума она более гибка и мобильна по отношению к интересам старшеклассников.
Приложения: