Повышение качества учебно-воспитательного процесса существенно зависит от улучшения системы учёта и контроля знаний учащихся. Этому способствует программированное обучение, при котором создаются условия для активизации мыслительной деятельности учащихся, возникают реальные возможности для развития навыков самостоятельной работы.
Обучение может быть полноценным тогда, когда знания учащихся систематически контролируются, когда учащиеся видят результат своей работы. Поэтому приложение программирования к области усвоения, закрепления и упражнения позволяют учителю интенсировать учебный процесс.
В начале урока программированные задания применяются с целью проверки знаний учащихся по ранее изученному материалу. В конце урока – с целью закрепления (при этом тесты-задания выступают как дидактический материал).
Успешное изучение и усвоение анатомического материала в курсе “Окружающий мир” (“Мир вокруг нас”) в рамках отведённых учебных часов возможно лишь при условии применения эффективных методов обучения, в частности, метода программированного обучения. Одна из форм этого метода – тестовый контроль знаний – позволяет проверить степень усвоения материала учащимися, своевременно оказать помощь тем, кому она нужна, и ликвидировать отставание. При этом устанавливается обратная связь: учитель – ученик – учитель.
Для развития самостоятельности учащихся в овладении знаниями возникает необходимость совершенствования системы учёта и контроля знаний.
Данный учебно-методический материал окажет помощь учителю в осуществлении программированного контроля знаний учащихся с помощью тестов-заданий. Использование их в учебном процессе позволяет осуществлять при небольших затратах времени фронтальную проверку знаний по любой изученной теме.
Учебно-методический материал построен следующим образом.
Тесты-задания представлены в виде системы вопросов. За группой вопросов следуют варианты ответов. Выбранный ответ ученик обозначает крестиком или палочкой в соответствующей графе карточки ответов. Такая карточка прилагается к каждому тесту-заданию. Она представляет собой табличку-сетку, где по вертикали прописными буквами обозначены вопросы, а по горизонтали арабскими цифрами – номера ответов.
Карточка ответов:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
А | ||||||||||||
Б | ||||||||||||
В | ||||||||||||
Г | ||||||||||||
Д | ||||||||||||
Е | ||||||||||||
Ж |
По истечении регламентированного времени (8–10мин) ученики сдают карточки ответов учителю.
Оценка проводится по методу доктора педагогических наук В.П.Беспалько:
7 правильных ответов – 100%
Х правильных ответов – 70%
Все 7 правильных ответов – “5”.
За 6 правильных ответов из 7 – “4”.
За 5 правильных ответов из 7 – “3”.
За 4 правильных ответа из 7 – “2”.
Неудовлетворительный уровень знаний – количество правильных ответов ниже 70%, удовлетворительный – 70%, хороший – 80%, отличный – 90–100%.
Для быстроты лучше считать не количество правильных ответов, а количество ошибок, т.е. за каждую ошибку оценка снижается на один балл.
Тест-задание по теме “Скелет”
Вопросы:
А. Назови части скелета.
Б. Как называется кость,к которой прикрепляются рёбра?
В. Как называется нижний конец позвоночника?
Г. Как называется футляр, защищающий спинной мозг?
Д. Назови часть скелета, надёжно укрывающую сердце и лёгкие.
Е. Как называется костяной панцирь, защищающий головной мозг от повреждений?
Ж. Что служит опорой нашего тела?
Варианты ответов:
1. Голова
2. Тело
3. Череп
4. Рука
5. Кости верхней конечности
6. Грудная клетка
7. Нога
8. Кости нижней конечности
9. Копчик
10. Позвоночник
11. Грудина
12. Скелет
Тест-задание по теме “Мышцы и их работа”
Вопросы:
А. Какую форму имеют мышцы?
Б. Какая мышца заставляет работать наше сердце?
В. Как называется мышца, сгибающая руку в локте?
Г. Что укрепляет наши мышцы?
Д. С помощью чего прикрепляются мышцы к костям?
Е. Как называются мышцы лица?
Ж. Какие мышцы выпрямляют ногу в колене?
Варианты ответов:
1. Бицепс
2. Веретенообразная
3. Мимические
4. Трицепс
5. Сердечная
6. Физический труд
7. Сухожилия
8. Круглая
9. Сгибатели
10. Зарядка
11. Плоская
12. Разгибатели
Тест-задание по теме “Кожа и её функции”
Вопросы:
А. Подумай, что задерживает кожа и не пропускает внутрь нашего тела?
Б. А что выделяет кожа?
В. Что очищает русская баня?
Г. Кто погибает на чистой коже?
Д. Что происходит с кровеносными сосудами, когда кожа бледнеет?
Е. Чем воспринимает кожа севшую на лоб муху?
Ж. Что может произойти при долгом лежании на солнце?
Варианты ответов:
1. Воздух
2. Холод
3. Вода
4. Пот
5. Расширяются
6. Нервные окончания
7. Поры
8. Микробы
9. Солнечный ожог
10. Тепло
11. Жир
12. Суживаются
Тест-задание по теме “Пищеварение”
Вопросы:
А. Назови органы пищеварения.
Б. Какой орган переворачивает пищевой комок, проталкивает его к глотке?
В. Назови орган пищеварения, следующий за желудком.
Г. Какой сок растворяет жиры?
Д. В каком органе происходит всасывание растворённой пищи в кровь?
Е. Какой орган обезвреживает яды, попавшие в кровь?
Ж. Как называется орган пищеварения, в который поступают непереваренные вещества пищи?
Варианты ответов:
1. Язык
2. Желчь
3. Желудок
4. Печень
5. Желудочный сок
6. Двенадцатиперстная кишка
7. Поджелудочный сок
8. Пищевод
9. Тонкий кишечник
10. Кишечный сок
11. Слюнные железы
12. Толстый кишечник
Тест-задание по теме “Дыхание”
Вопросы:
А. Назови органы дыхания.
Б. Какой орган очищает воздух, которым мы дышим?
В. Куда попадает воздух из трахеи?
Г. Какой газ удаляется из организма при выдохе?
Д. Из чего состоят лёгкие?
Е. Через что попадает воздух в носовую полость?
Ж. Какой орган воспринимает запах?
Варианты ответов:
1. Рот
2. Альвеолы
3. Реснички
4. Бронхи
5. Трахея
6. Кислород
7. Ноздри
8. Кровеносные сосуды
9. Лёгкие
10. Углекислый газ
11. Нос
12. Угарный газ
Тест-задание по теме “Кровь”
Вопросы:
А. Как называются красные клетки крови?
Б. Что содержит артериальная кровь?
В. Как называются клетки крови, пожирающие микробов?
Г. Какие клетки крови передают кислород всем клеткам нашего тела?
Д. Как называется часть крови, содержащая антитела?
Е. Что получает кровь в лёгких?
Ж. По каким сосудам течёт венозная кровь?
Варианты ответов:
1. Антитела
2. Кислород
3. Эритроциты
4. Артерии
5. Углекислый газ
6. Лейкоциты
7. Плазма
8. Капилляры
9. Лёгочная артерия
10. Вены
11. Аорта
12. Лёгочные вены
Тест-задание по теме “Сердце и его работа”
Вопросы:
А. В какой сосуд сердце выбрасывает кровь наиболее сильными толчками?
Б. Назови камеры сердца, которые находятся в левой его половине?
В. Как называются мельчайшие кровеносные сосуды, несущие кислород и питательные вещества в каждую клетку нашего тела?
Г. Какая кровь содержит вредную для нашего организма углекислоту?
Д. Что делают для предупреждения вредных инфекционных заболеваний?
Е. Что кровь отдаёт в лёгких?
Ж. В каком самом крупном сосуде течёт артериальная кровь?
Варианты ответов:
1. Прививки
2. Правое предсердие
3. Аорта
4. Кислород
5. Лёгочная артерия
6. Левое предсердие
7. Артериальная
8. Капилляры
9. Правый желудочек
10. Венозная
11. Углекислый газ
12. Левый желудочек
Тест-задание по теме “Нервная система”
Вопросы:
А. Назови главный командный пункт организма.
Б. Какие нервы проводят приказы мозга мышцам и внутренним органам?
В. Какой темперамент преобладает у ученика, который отличается чувствительностью, неуверенностью в себе?
Г. Какой отдел нервной системы принимает сигналы от всех органов чувств?
Д. Какая память у ученика, если он лучше запоминает правило, записанное на доске?
Е. Какой отдел нервной системы управляет движением всех частей нашего тела?
Ж. Как называются участки мозга, управляющие работой органов чувств?
Варианты ответов:
1. Чувствительные
2. Сангвиник
3. Двигательные
4. Головной мозг
5. Холерик
6. Зрительная
7. Спинной мозг
8. Меланхолик
9. Моторная
10. Зоны
11. Флегматик
12. Доли
Тест-задание по теме “Органы чувств”
Вопросы
А. Как называется отверстие в радужной оболочке глаза?
Б. Назови органы, защищающие глазное яблоко?
В. Какой дефект зрения развивается при плохой освещённости и чтении лёжа?
Г. Какой орган улавливает звук?
Д. Какой орган можно повредить, ковыряя в ухе острым предметом?
Е. Какой орган помогает нам при закрытых глазах чувствовать верх или низ, повороты направо или налево?
Ж. Назови орган вкуса.
Варианты ответов:
1. Брови
2. Ушная раковина
3. Близорукость
4. Зрачок
5. Ресницы
6. Слуховой проход
7. Слезные железки
8. Дальнозоркость
9. Барабанная перепонка
10. Орган равновесия
11. Веки
12. Язык
Пример карточки ученика с правильными
ответами
теста-задания по теме “Скелет”
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
А | х | х | х | х | х | |||||||
Б | х | |||||||||||
В | х | |||||||||||
Г | х | |||||||||||
Д | х | |||||||||||
Е | х | |||||||||||
Ж | х |
Программированные задания учитель может составлять и применять на всех уроках и по всем темам. Например, по математике.
Тест-задание №1.
Вопросы:
А. Найдите разность чисел 71 и 18.
Б. Увеличьте 42 на 29.
В. Уменьшите 73 на 47.
Г. На сколько 45 больше, чем 28?
Д. Чему равно произведение 9 и 7?
Е. Какое число надо умножить на 6, чтобы получить 54?
Ж. Какое число надо разделить на 8, чтобы получить 7?
Варианты ответов:
1. 63
2. 89
3. 71
4. 56
5. 13
6. 53
7. 64
8. 17
9. 73
10. 26
11. 120
12. 9
Тест-задание №2.
Вопросы:
А. Во сколько раз 85 больше 17?
Б. На сколько 72 больше 18?
В. Сумму чисел 24 и 36 разделить на 15.
Г. Увеличьте 12 в 3 раза.
Д. Чему равно делимое, если делитель 4, а частное 13?
Е. Чему равно вычитаемое, если уменьшаемое 47, а разность 29?
Ж. Разность чисел 27 и 15 увеличьте в 2 раза.
Варианты ответов:
1. 52
2. 90
3. 5
4. 18
5. 76
6. 4
7. 17
8. 24
9. 6
10. 54
11. 21
12. 36