План урока | ||||||
№ | Этапы урока | ТДЗ (цель) | Содержание учебного материала | Методы обучения | ФОПД, используемые технологии | Конечный результат |
1 | Организация начала урока. | Подготовка учащихся к работе на уроке. Организация урока. |
1. Взаимное приветствие. 2. Рапорт дежурного. 3. Сообщение темы, цели урока. |
Словесный. | Полная готовность класса и оборудования Быстрое включение учащихся в деловой ритм. | |
2 | Подготовка к основному этапу занятия. | Актуализация опорных знаний и умений, мотивация изучения новой темы. | 1. Беседа по вопросам о климате. 2. Найти соответствие: отрывки из художественных произведений – территория России. |
Словесный, наглядный. | Эвристическая беседа. Устный фронтальный и индивидуальный опрос. | Готовность учащихся к активной познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
3 | Усвоение новых знаний. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичное закрепление знаний, связей и отношений в объекте изучения. | 1.Климатообразующие факторы. 2.Солнечная радиация. -ГШ угол падения солнечных лучей солнечная радиация. -Виды солнечной радиации. 3. Подстилающая поверхность. 4.Анализ климатических карт: изотермы июля, января. 5. Влияние атмосферной циркуляции на климат России. 6. Влияние рельефа на климат России. 7. Размеры территории (удалённость от океана) 8.Распределение осадков 9. Вывод: климатический образ России. |
Словесный, наглядный, практический. | Фронтальный и индивидуальный. Эвристическая беседа, построенная на основе анализа климатических карт, моделирование картосхемы «Климатический образ России». |
Активные действия учащихся с объёмом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий |
4 | Первичная проверка понимания закрепление знаний. | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала. Обеспечение возможности использования знаний в изменённой ситуации. | 1. Назовите климато-образующие факторы, влияющие на климат России. (Ещё раз обращаются к схеме «Климато-образующие факторы») | Наглядный, практический. | Индивидуальный. | Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне, ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. |
5 | Обобщение и систематизация. | Формирование целостной системы знаний по теме. | Составление своего климатического образа России. | Практический. | Индивидуальный и групповой. (по желанию) | Активная и продуктивная деятельность учащихся при
решении поставленной задачи. Творческий подход к выполнению задания. Анализ полученных результатов. |
6 | Информация о Д.З. | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения Д.З. | 1. § 9 до с.57, вопросы и задания к параграфу. 2. Определить климатические показатели для городов России. (по выбору) 3. Наблюдение за погодой. |
Словесный. | Беседа. | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения Д.З. всеми учащимися. |
7 | Подведение итогов урока. Рефлексия. | Дать анализ и оценку достижения успешности цели. Мобилизация на рефлексию. | Анализ выполненных работ, ответов учащихся, оценка их деятельности на уроке. | Словесный. | Беседа. | Получение учащимися реальных результатов учения. Открытость учащихся в осмыслении своих действий. |
Технологическая карта урока
Урок построен с учетом психолого-педагогической характеристики класса, с использованием элементов ЛОО: для большей часть детей этого возраста для возникновения стабильной учебной мотивации необходима деятельность, направленная на создание образов, связь информации с реальностью, с практикой, творческие задания.
Дидактическая цель: создание условий для проявления познавательной активности учеников, воспитания и развития их индивидуальных способностей.
Место урока: на изучение темы «Климат» в 8 классе отводится пять часов и это первый урок, на котором нужно дать общую характеристику климата и рассмотреть факторы, влияющие на его формирование.
Структура урока построена с использованием системы развивающего обучения. Так, на первых этапах урока осуществляется целеполагание и мотивация, сформулированные совместно с учащимися. Затем с целью актуализации субъектного опыта организуется беседа по изученным ранее вопросам, а так же предлагается логическое упражнение, всё это позволяет дать импульс к активной познавательной деятельности на протяжении всего урока.
При изучении нового материала используется деятельностный подход и стимулирование учащихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий, а так же возможность выбрать наиболее рациональные из них.
Индивидуально- творческая работа это обязательный элемент ЛОО урока, на данном уроке происходит совместное моделирование картосхемы «Климатический образа России», а затем каждый в своей работе получает возможность выразить личное отношение к климатическому образу России, что помогает им в полной мере понять влияние климатических факторов на формирование климата страны.
Тип урока: формирование новых знаний.
Цели по содержанию:
- Образовательные: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России; познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями, познакомить учащихся с основными факторами, определяющими климат России: географическим положением, солнечной радиацией, циркуляция атмосферы; продолжить формирование умения работать с климатическими картами.
- Развивающие: развитие таких мыслительных операций как: анализ, синтез, обобщение, выделение главного, сравнение сопоставление. Развитие следующих УОУН: устная речь (диалог и монолог), развитие творческих способностей.
- Воспитательные: воспитание чувства ответственности, коллективизма и самостоятельности, уверенности в своих силах.
Формы организации учебной деятельности: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: карты атласа: суммарная солнечная радиация, температура января, июля; картосхемы учебника; настенная контурная карта России, набор условных значков- символов, физическая карта России, раздаточный текстовый материал и контур России на каждую парту.
Содержание урока
1-й этап.
1. Взаимное приветствие.
2. Рапорт дежурного. Кроме обычного рапорта об отсутствующих и готовности к уроку дежурный сообщает сводку погоды, используя метеоприборы, находящиеся в кабинете.
3. Сообщение темы, цели урока совместно с учащимися: они называют вопросы, для постановки цели: что мы узнаем? чему научимся? что каждый из нас сумеет сделать?
Цель: Что мы узнаем: какие климатообразующие факторы влияют на климат России.
Чему научимся: анализировать климатические карты, а для этого задавать вопросы, находить на них ответы, делать выводы, моделировать картосхему «Климатический образ России».
Что каждый из нас сумеет сделать: создать климатический образ нашей страны.
2-й этап.
1. Беседа по вопросам.
- Что такое климат? В каких климатических поясах находится Россия?
- Назовите компоненты климата?
- Назовите климатические рекорды России. (Показать на физической карте России)
2. Найти соответствие: отрывки из художественных произведений - территория. /1/ (Приложение №1)
Определите по описанию о какой территории идёт речь, покажите на карте.
Ответы: А-2, Б-3, В-4, Г-5, Д-1.
Какой можно сделать вывод? (Климат России разнообразный)
- Задайте вопрос, на который сегодня на уроке вы хотели бы получить ответ. (Почему климат России такой разнообразный?)
3-й этап.
1. Климатообразующие факторы. (Рисунок №1)
- Вспомните схему «КФ» (Климатообразующие факторы). Используя символы, составляем схему: географическая широта, течение, рельеф, атмосферная циркуляция, удалённость от океана.
- Т.о. сегодня на уроке мы должны выяснить, как эти факторы оказывают влияние на климат России.
- Какой фактор, по-вашему, самый главный? (ГШ)
2. Солнечная радиация.
ГШ - угол падения солнечных лучей - солнечная радиация. (Дополняется схема на доске)
Даётся определение солнечной радиации, затем рассматривается схема в учебнике «Виды солнечной радиации: прямая, рассеянная, отражённая, поглощенная, отражённая, суммарная».
- Анализ карты суммарной солнечной радиации.
Какие вопросы можно задать по этой карте?
(-Какая закономерность наблюдается в распределении суммарной солнечной радиации по территории нашей страны? -Где приход суммарной солнечной радиации больше?)
- Какой вид радиации вы наблюдаете сегодня?
3. Подстилающая поверхность.
- Где в нашей стране больше отражённой радиации, а где поглощенной?
- Как это влияет на радиационный баланс?
- На какой климатический показатель будет оказывать влияние суммарная солнечная радиация? (На температуру воздуха)
4. Анализ климатических карт:
Работа по климатической карте «Изотермы июля». Что общего в распределении суммарной солнечной радиации и температуры июля?
Какие вопросы можно задать по этой карте?
(- Как идут изотермы июля? Где теплее всего?)
На настенной контурной карте в условных обозначениях размещены значки- символы |2| (Приложение №2), которые нужно будет разместить по контурной карте в ходе усвоения новых знаний.
- Какие значки можно разместить на картосхеме?
Размещение значков: (Приложение№2 зн.1,2)
Работа по климатической карте «Изотермы января».
Какие вопросы можно задать по этой карте?
(- Как идут изотермы января? -Почему изотермы июля идут с запада на восток, а изотермы января с севера на юг)
- Какой фактор вносит свои поправки в климатическую картину России?
5. Атмосферная циркуляция: западный перенос на западе - общепланетарная циркуляция атмосферы, муссоны на востоке – местная циркуляция атмосферы.
Размещение значков: (Приложение№2 зн.6,7,8)
- Чем объяснить, что Тихий океан не влияет на ход январских изотерм?
- Почему действие дальневосточного муссона ограничено? (Влияние рельефа).
6. Влияние рельефа: на востоке хребеты: Черского, Верхоянский, Джугджур, Сихотэ-Алинь,
на юге Сибири горы: Алтай, Саяны, в Европейской части – Кавказ и Уральские.
Размещение значков: (Приложение №2 зн.5)
7. Удалённость от океана. (размеры территории – зимой Азиатский антициклон)
Размещение значков: (Приложение №2 зн.9)
8. Распределение осадков. Как вы думаете, где на территории России выпадает много осадков, а где мало? Учащиеся предлагают свои варианты, объясняя их полученными знаниями. Размещение значков: (Приложение№2 зн.3,4)
В результате моделирования на настенной контурной карте создаётся схема, отражающая основные процессы, объекты и явления, влияющие на климат страны. (Приложение №2)
9. Климатический образ России.
«Если попытаться создать образ климата России, то он, скорее, будет похож на дом, у которого северная стена отсутствует, и холодные ветры с Северного Ледовитого океана зимой и летом беспрепятственно проникают внутрь. Высокая южная стена преграждает путь теплым тропическим воздушным массам. Морской тихоокеанский воздух упирается в восточную горную стену. Западный фасад представляет собой открытое настежь пространство, через которое проникает тепло с Атлантики. Над большей частью этого дома нет крыши — ее разрушает Азиатский антициклон, и лишь над европейской частью циклоны, приносящие облачную погоду, препятствуют выхолаживанию воздуха»/1/.
4-й этап.
1. Назовите климатообразующие факторы, влияющие на климат России.
(Ещё раз обращаются к схеме «Климатообразующие факторы»)
5-й этап.
1. Составление климатического образа России.
Картосхема убирается, и учащиеся самостоятельно составляют свой «климатический образ России», используя контур России, а так же готовят его защиту. Здесь нужно проявить творчество и выдумку: можно повторить составленную картосхему, а можно составить свой климатический образ. Работа идёт в парах или индивидуально, по выбору.
2. Представление и защита выполненных работ.
Примеры защиты работ:
Климат.
- Холодный, тёплый.
- Возникает, господствует, преображает.
- Он управляет природой
- Интересно. (Сенькина Нина)
Климат.
- Холодный, тёплый.
- Формируется, господствует, показывает.
- С помощью климата мы узнаём о режиме погоды
- Это очень интересно! (Фирсова Яна)
Климат.
- Разнообразный, постоянный.
- Удивляюсь, изучаю, понимаю.
- Климатообразующие факторы влияют.
- Меня это очень удивляет! (Мугинов Павел)
6-й этап.
- § 9 до с.57, вопросы и задания к параграфу.
- Выберите 3 любых города, расположенных или на одной параллели или меридиане, определите:
- величину суммарной солнечной радиации;
- температуру июля, января;
- провести исследование: есть ли у них общие черты, черты различия, выявить причину.
- Продолжить наблюдение за погодой.
7-й этап.
Анализ выполненных работ, ответов учащихся, оценка их деятельности на уроке. Выслушиваются мнения детей о том, у кого были лучшие работы, по их мнению, а так же о том:
- что на уроке понравилось?
- что запомнилось?
- какие возникали затруднения?
Литература:
- Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 класс: м/п. для учителя.- М.: Дрофа, 2004.
- http\\ geo.metodist.ru