Открытый урок по математике в 5-м классе по теме "Умножение десятичных дробей"

Разделы: Математика


Тип урока: обобщение и систематизации знаний и умений.

Цели урока:

  1. Способствовать формированию умений и навыков учащихся по теме “Умножение десятичных дробей”. Повторить, обобщить и систематизировать материал по данной теме, выявить уровень овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
  2. Способствовать развитию мышления, памяти, внимания.
  3. Развивать коммуникативные умения.

Оборудование:

  1. Карточки для индивидуальной работы.
  2. Карточки для конкурса художников.
  3. Мультимедийная презентация 1: “Десятичные дроби”.
  4. Маршрутные листы.
  5. Мультимедийная презентация 2: “Из истории десятичных дробей”.

Структура урока

  1. Оргмомент.
  2. Целеполагание и мотивация.
  3. Актуализация.
  4. Систематизация и обобщение.
  5. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.
  6. Проверка уровня обученности.
  7. Информация о домашнем задании.
  8. Рефлексия (подведение итогов).

Ход урока

1. Этап.

Фронтальная беседа:

О чем мы говорили на предыдущем уроке? Учащиеся тему урока. (Приложение 1, слайд 1)

2. Этап.

Учитель формулируют цель урока. Дорогие друзья! Я приглашаю Вас в удивительное путешествие, в королевство десятичных дробей. Много испытаний предстоит нам пройти, много новых друзей приобрести. Так соберем войско несметное знание ученическое, умножим их на смекалку да на выдумку.

По ходу приключения отмечай успешность выполнения каждого задания, фиксируя свои выводы рядом с решением в виде последовательности знаков:

- если уверен в правильности выполненной операции;

img3.gif (49 bytes) - если не уверен в правильности выполненной операции;

- если не знаешь, как выполнить операцию.

3. Этап.

Работают на маршрутных листах (Приложение 2).

Заполни пропуски (Приложение 1, слайд2)

Умножение(как?_______________), запятая _______________________?

Запятая ?

• 10

• 100

• 1000

Запятая ?

• 0,1

• 0,01

• 0,001

Взаимопроверка (Приложение 1, слай3)

4. Этап.

Фронтальная устная работа:

Поведи экспертизу (решения с ошибками записаны на доске, учащиеся называют правильное решение и обосновывают свой ответ):

  1. 38, 262 : 100 = 3 826,2;
  2. 845,001 • 1000 = 0, 845001;
  3. 7, 112 : 10 = 7112;
  4. х • 100 = 68,02;
    х = 68,02 • 100
    х = 6802

Карточки для индивидуальной работы:

1). Скорость катера 16,8км/ч. Какое расстояние пройдет катер за t = 0,3 ч

Ответ: 5,04км

2). Вычисли площадь прямоугольника по его длине а, ширине в: а = 0,37м, в = 2,8м

Ответ: 1,036м?

3) В знаменитой роще под С-Петербургом лиственница дает ежегодный прирост древесины 11 куб.м на каждом гектаре. В соседнем лесном массиве прирост составляет 4,35 куб.м. в каждой роще запас древесины равен 100 куб.м на 1 га. Деревья какого массива производительней? Какие технические преимущества имеет лиственница перед другими деревьями? Решение: Более производительным назовем то дерево, у которого отношение прироста древесины к общему его запасу больше. Будем считать, что в знаменитой роще одни лиственницы, а в другом лесном массиве лиственниц нет. Тогда у лиственницы отношение объёма прироста древесины к общему запасу древесины равно

11 :100 = 0,11, а у других деревьев 4,35 :100= 0,0435. 0,11>0,0435

Лиственница не только растет быстрее других деревьев, но и имеет древесину устойчивую против гниения. К тому же эта древесина очень прочная.

5. Этап.

Так в добрый путь друзья! Давайте откроем ворота этого волшебного царства. А замок на воротах не простой.

1) Соедини с числом 38,45 те выражения, значения которых равны этому числу. (Приложение 1, слайд 4)

Но, что это раскинулось перед нами, широкий океан. Нигде не видно ни моста, ни плота и чтобы добраться до чудесного дворца фрейлины “Запятой” мы можем доплыть, только построив переправу, давайте попробуем перебраться.

2) Найди правило, по которому записан каждый ряд чисел. Запиши в каждом ряду ещё три числа по тому же правилу: (самопроверка) (Приложение 1, слайд 5)

12,3; 123; 1230; 12300; …

38435,8; 384,358; 3,84358; …

0,6; 0,12; 0,024; 0,0048;…

Ну, что все до берега добрели, есть среди нас и такие, которые искупаться успели. Побежали быстрее во дворец к любимой фрейлине “Запятой”. Она нас обогреет и высушит. Чтобы добраться до дворца необходимо дорогу найти.

3) Надо вставить пропущенные запятые, чтобы получились верные равенства:

782 • 156 = 121992

а) 78,2 · 156 = 121992;

в) 0,782 · 1,56 = 121992;

б) 78,2 · 0,156 = 121992;

г) 7,82 · 156 = 12,1992;

Самопроверка (Приложение 1, слайд 6)

Проговори соседу по парте правило, которое помогло восстановить запятые.

Вот опять неудача, случилось несчастье, напал на страну коварный, хитрый и невидимый Акдагаз Неразрешимый. Рассчитал и поделил все площади полей, разрешил все неравенства дорог, загнал добрых жителей страны в глубокое и темное подземелье. Необходимо найти вход в подземелье.

4) Сделай прикидку. Сколько знаков может содержать значение каждого произведения.

(устно) (Приложение 1, слайд7)

а) 0,29 · 400;

б) 0,5 · 700;

в) 0,007 · 6000.

Проверь свой ответ, выполнив умножение.

(Ответ: первый множитель легко увеличить в 100 раз 29, а чтобы произведение не изменилось второй множитель уменьшаем в 100 раз 4. Двузначное число нужно умножить на однозначное, получим трехзначное число...)

Поможет нам победить Акдагаза Неразрешимого и освободить добрых жителей страны слово, закодированное на 6-ти замках подземелья, разрешим эту задачу.

6. Этап.

Самостоятельная работа. (Приложение 1, слайд 8)

1 вариант 2 вариант
Программированный контроль, после решения каждого примера, найди в ответах
букву, соответствующую числовому значению:
12,4 · 0,2 = а 0,008 · 1000 = а
(а – 0,48) · 4 = в (а + 2,05) · 3 = в
в · 0,05 + 6,36 = д (в - 0,15) ·0,15 = д
Ответы: и) 30,15; н) 8; а)6,76; з) 2,48; е) 3,36; я) 4,5; о) 0,45; л) 3,015.
З Н А Н И Я

Правильно “Человек вооруженный знаниями непобедим”. (Приложение 1, слайд 9)

Ученица выступает с индивидуальным домашним заданием из истории десятичных дробей (Приложение 3. Мультимедийная презентация)

Обрадовались жители королевства, закатили они пир на весь мир, но как же без весельчаков клоунов надо их пригласить на праздник.

Конкурс художников (работа в группе, после выполнения каждая группа вывешивает свой рисунок на доске):

Решите задачи, найдите на палитре правильные ответы, раскрасьте картинку.

Цифры 1,2…соответствуют номерам задач, а цвета красок правильным ответам на них.

1). Скорость катера 16,8км/ч. Какое расстояние пройдет катер за 2 часа.

2) Вычисли площадь прямоугольника по его длине а, ширине в, если

а = 7,8см ; в = 5,5см

3) Найди значение выражения, используя переместительное и сочетательное свойства умножения: 69,8 · 25 · 0,4.

Используя данное равенство: 894 · 37 = 33078. Найди значения произведений.

4) 0,894 · 0,37 =________

5) 89,4 · 0,037 = _______

6) Сравни: 7,5 · 79,6…79,6 · 75.

(Приложение 1, слайд10)

клоун (вставка)

7. Этап.

Задание на дом: (Приложение 1, слайд12)

1) на 3-4 № 943, 941.

2) на 5. Представь себя автором учебника, составь текстовые задачи на применение правила умножения десятичных дробей.

Индивидуальная работа. Расшифруй название самого крупного в мире острова. Для этого выполните вычисления, запишите в таблицу буквы, соответствующие найденным ответам:

А. 3,7 • 10 = Р. 7,02 • 10 = Г. 0,067 • 1000 =

Д. 0,08 ?10 = Л. 34,06 •100 = Е. 123,1 ? 10 =

И. 34,0 ? 100 = Н. 0,034 ?1000 = Я. 0,037 •10 =

67 70,2 12,31 3406 37 0,000034 0,008 0,34 0,37
Г Р Е Л А Н Д И Я

8. Этап.

Рефлексия (подведение итога урока):

  • Какая задача стояла перед нами в начале урока?
  • Можно ли считать, что мы её решили?
  • А, история эта составлена по вашим ребята сказкам. Показываю сказки, написанные учащимися.
  • Оцени всю свою работу на уроке, используя уровни успешности.

(Приложение 1, слайд 11, 12)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3