Цель: Создать условия для самостоятельного поиска новых сведений об окружающем мире и применении их в быту.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире;
- Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности;
- Ввести детей в экспериментальную деятельность: где живет и как оно помогает человеку.
Развивающие:
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
- Вызвать радость от открытий, полученных от опытов.
Материалы к занятию:
- Две игрушки: одна с батарейкой, вторая без батарейки (мышка, руль).
- Линейки (по количеству детей), пластмассовые шарики (по количеству детей).
- Платочки различной ткани (по количеству детей).
- Пенопласт, бумажные салфетки
- На подставке оргстекло, под которым лежат разноцветные шарики из пенопласта.
- Обручи, карточки к игре “Найди себе пару”. (Ковер-пылесос, швейная машина-платье рваное, миксер-торт, вентилятор-солнце, фен-волосы, холодильник-колбаса, электробритва-борода, электроплита-кастрюля).
- Карточки “Правила пользования с электроприборами”. Мокрыми руками трогать провода – запрещается. Пальцы, различные предметы засовывать в розетку – запрещается. Трогать руками включенные электроприборы (утюг, электроплиту, паяльник) - запрещается. Руки не засовывать во включенные электроприборы приборы (вентилятор, швейная машина, стиральная машина, миксер) - запрещается.
Ход занятия
1)
- Ребята, я вас приглашаю поиграть. У меня есть игрушки, посмотрите как с этой мышкой можно игра. А что эта за игрушка? (Руль)
- Как с ним можно поиграть? (Высказывания детей)
- Давайте с ним поиграем. Ой, а почему он не работает? (Нет батарейки)
- А у меня где-то были батарейки, но давайте сначала посмотрим его, может дело совсем не в батарейках. Точно, место для батареек есть, а их внутри нет. (Ставим батарейки) Заработала!!!
- Скажите, что такое прячется в батарейках, что от этой силы игрушки работают? (ответы детей)
- Электрический ток? Скажите, где еще есть электрический ток? А оно опасно?
- Сегодня, ребята я хочу показать электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Хотите с ним познакомиться?
- Ну, тогда давайте сядем за столы. Закройте, пожалуйста, глаза, я покажу вам фокус.
2)
Натираю линейку о ткань и говорю: “Открывайте глазки”.
- Смотрите дети, вот как я умею (шарики пенопласта прилипли).
- А вы так сможете? Посмотрите на столах, сколько разных предметов, вы можете их использовать и попробовать сделать такой же фокус как я.
- Как у вас это получилось?
Вывод: Когда натираешь предметы о ткань, они получают энергию, поэтому начинают притягивать предметы более легкие, например кусочки бумажных салфеток, шарики пенопласта.
3)
- Давайте, я еще покажу вам фокус, хотите? Смотрите, что я делаю, (натираю оргстекло тканью), что происходит? (шарики пенопласта шевелятся).
- А, что я делала? (Терла стекло тканью, оно зарядилось энергией и поэтому шарики зашевелились).
- Вот ребята как можно играть с неопасным, тихим электричеством.
- А какое электричество считают люди опасным? (То, что протекает по проводам).
- У меня есть игра с картинками, сыграем?
4)
- Подойдите к стульчикам и каждый возьмите себе по картинке. С помощью картинок найдите себе пару и встаньте возле свободного обруча.
- Посмотрите на своих товарищей и оцените, все ли верно нашли себе пару, если да то сделайте шаг вперед, если нет, то стойте на месте.
- Молодцы! Я тоже с вами согласна.
- Скажите, пожалуйста, почему вы встали именно так, пылесос и ковер, фен и волосы? (Потому что электроприборы помогают людям в труде).
Вывод: Да, электроприборы наши помощники, без них человеку было бы трудно.
- Давайте еще поиграем. (Давайте)
5)
- Вы нашли себе пару не случайно. В обручах лежат картинки разрезные, ваша задача их сложить и рассказать о чем они говорят.
- О чем картинки говорят? (О неосторожном обращении с электричеством).
Вывод: Нужно быть всегда внимательными и осторожными с электричеством. Оно опасно! При неправильном обращении наши помощники могут превратиться во врагов. Нужно всегда помнить об этом и соблюдать правила пользования с электроприборами!
6)
- Расскажите ребята, что вы узнали сегодня интересного?
- Что вы узнали полезного об электричестве?
- Что вы узнали опасное для жизни и здоровья человека?
Звучит музыка, дети поют песню “Пусть всегда будет солнце”, танцуют.