Цель: привлечь внимание детей к новому способу изображения – пятном.
Задачи:
- учить детей видеть намёк – “видеть невидимое”, видеть не только то, что есть, но и то, что может быть;
- развивать наблюдательность, воображение; что можно сделать из того, что есть – даже из случайного пятна.
Материал:
- фотографии облаков,
- чешуйки сосновой коры.
ТСО:
- магнитофон,
- аудиозапись песни В. Шаинского “Облака”,
- видеомагнитофон для просмотра мультфильма при подготовительной работе.
Место проведения – территория школы.
Подготовительная работа: просмотр мультфильма “На что похоже?”
Ход урока
Учащиеся выходят во двор школы.
- Ребята, вы видели мультфильм, в котором щенок играет со своими друзьями в игру “Что на что похоже?” Сегодня мы с вами тоже поиграем в эту игру. Вы видели когда-нибудь, как облака меняют свою форму и становятся на что-нибудь похожи? Послушайте песенку про облака. (Прослушивается песня В. Шаинского “Облака, дети подпевают.)
- С кем сравниваются облака в этой песне? (с лошадками) Посмотрите, может быть, мы сегодня кого-нибудь увидим среди облаков. (Дети предлагают свои варианты.)
- А сейчас я вам покажу, какие облака я видела летом. (Показ фотографий. Дети угадывают образы.)
Рисунок 1.
Рисунок 2
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Рисунок 5.
- Облако – это пятно, напоминающее кого-то. Наблюдение пятен в природе и дофантазирование их – увлекательное занятие. А где еще можно найти пятна? (лужа, куст, камень, осыпь на стене)
Мы пойдем вокруг школы и будем внимательно смотреть вокруг, и попытаемся найти что-нибудь интересное. Кто больше найдет интересных пятен? (Дети предлагают свои варианты находок. При затруднении предложить им свою находку, чтобы назвали, на что она похожа.)
Отметить наиболее внимательного, наблюдательного.
- Там, где я отдыхала летом, росло много старых сосен. Под ними я собрала опавшие чешуйки сосновой коры. Посмотрите, что они вам напоминают? Что можно сделать, чтобы образ стал более четким? (Удалить лишние части, добавить недостающие части, подрисовать мелкие детали и т.д.)
Рисунок 6.
Рисунок 7.
Рисунок 8.
Рисунок 9.
Рисунок 10.
Рисунок 11.
Рисунок 12.
Рисунок 13.
Рисунок 14.
Рисунок 15.
Рисунок 16.
- Сегодня вы познакомились с пятном, узнали, что оно может быть на что-то похоже. На следующем уроке вы узнаете, как можно рисовать пятном.
В приложении даны образцы работ детей со второго урока по данной теме. (Приложение)