Цели урока.
1. Образовательные:
- приобщение учащихся к разнообразным формам и методам повторения материала;
- систематизация и обобщение знаний учащихся по темам “Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел”, “Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей”.
- применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации;
- формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
- формировать умение осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности.
2. Развивающие:
- формирование умения осуществлять самоконтроль;
- формирование умения рационально планировать работу;
- развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
- формирование представления о компьютере как о средстве обучения.
3. Воспитательные:
- воспитание организованности, сосредоточенности, внимательности
- положительного отношения к учёбе.
- расширение общего кругозора.
Мотивация урока: стимулировать интерес к изучению математики.
Приёмы:
- создание на уроке ситуации занимательности, удивления;
- создание ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение своих обязанностей;
- оперативный контроль над выполнением требований.
- наглядность обучения
- прием сравнения
- позитивная эмоциональная окраска.
Технологии:
игровая, индивидуальная, коллективная, групповая, компьютерные технологии, самостоятельная работа.Урок сопровождается презентацией – Приложение 1.
Подготовка доски к уроку:
Заготовить на внутренней стороне доски краткое условие задачи “Режим дня” (см. далее)
Ход урока:
Слово учителя: сегодня я хочу провести у вас необычный урок. Наш урок называется….. А вот как он называется, вы мне сейчас скажете сами, если постараетесь разгадать ребус. Вы разгадывали когда-нибудь ребусы? Ребус это – зашифрованное с помощью букв и рисунков слово. Запятые справа означают, что мы убираем последние буквы в написании слова справа (дети угадывают название урока).
Постановка целей урока.
- Наш урок повторительно-обобщающий. А что мы сегодня повторим на уроке, разгадайте? (дроби, смешанные числа).
- Также мы с вами вспомним помимо обыкновенных дробей и смешанных чисел десятичные дроби.
- Следующий ребус поможет вам разгадать, какие действия мы сегодня повторим.
- Итак, ребята, вы сами мне рассказали, что же мы сегодня повторяем и обобщаем.
- Сегодня на уроке мы вместе с вами восхитимся глубокими знаниями по теме “Обыкновенные дроби”, вытащим из тайников нашей памяти все ценное по теме “Сложение и вычитание смешанных чисел”, потренируем свои головы и расшевелим мозговые извилинки, складывая и вычитая десятичные дроби (Детям демонстрируется на слайде план урока – Приложение 1)
Вспомним непременно дробь обыкновенную
Сложим, вычтем быстро смешанные числа.
Дроби десятичные будем мы считать
Навыки отличные сможем показать
Будем руку поднимать и ответим все на 5.
Нас ждет веселая разминка, а также испытание,
На компьютере проверить сможешь свои знания.
Дроби будете считать – в марафоне побеждать
Степе мы решим задачи, вот он бедный горько плачет
Физкультурная минутка точно всем понравится
И магический квадрат разгадать представится.
Завершим мы наш урок в хорошем настроении,
От работы все получат удовлетворение!
- За свою работу на уроке вы сможете получать поощрительные карточки, которые мы будем называть пятерики (Приложение 3 – жетоны), поэтому давайте работать активно, те ребята, которые получат самое большое количество пятериков, в конце урока, получат самые настоящие пятерки. Еще у вас на партах конверт с раздаточным материалом. В него мы будем заглядывать только по моей команде, ничего заранее доставать не нужно. Еще у вас на партах лежат индикаторы вашего настроения – тучка, если ваше настроение сегодня не очень хорошее и солнышко, если ваше настроение прекрасное.
(Учащиеся открывают тетради, записывают дату и название урока – “Путешествие в страну дроби”).
ЭТАП 1 – УСТНАЯ РАБОТА:
Задание 1:
- Какой дробью можно представить часть треугольника, закрашенного красным цветом?
- Какая часть треугольника закрашена синим цветом?
- Желтым цветом?
(Самые активные награждаются карточками-пятериками)
Задание 2 – “Гадание на ромашке” (Приложение 1)
В серединке дробь, которую нужно найти от числа, записанного на лепестке (при нажатии на лепесток, лепесток отлетает).
- Найдите от 36? (8); Как нашли?
от 99? (22); от 270? (60);
от 9000? (2000); от 189? (42)
(Учащиеся, ответившие верно, получают пятерики)
Задание 3: А сейчас, ребята, необходима ваша помощь Степе Смекалкину. Степа Смекалкин, тоже ученик 6 класса, очень готовился, чтобы продемонстрировать вам свои знания по теме “Нахождение дроби от числа”. Степа придумал карточки с одинаковыми ответами. Положил их себе в портфель, а они перепутались, он забыл, на каких из них написаны равные результаты. Он расстроился горько плачет. Ребята, помогите Степе разобраться с карточками. Укажите карточки с равными результатами.
(Ответы: ; )
Учащиеся, ответившие верно получают карточки-пятерики.
Задание 4: Раз уж вы такие замечательные помощники, помогите и Незнайке расставить в числах запятые (на слайде презентации запятые не проставлены и появляются после ответа учащихся).
Задание 5: “Счетная машина”
Дикобраз в подарок сыну
Сделал счетную машину.
К сожалению, она
Недостаточно точна
Результаты перед вами,
Быстро все исправьте сами.
ЭТАП 2 – ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА В ТЕТРАДЯХ
- Наша разминка закончилась и мы работаем письменно в тетрадях.
Задание 1: На земном шаре обитают птицы – безошибочные составители прогноза погоды на лето. Название этих птиц вы прочтете, если расположите эти дроби в порядке возрастания. Что значит расположить дроби в порядке возрастания? Выполните это задание в тетрадях.
ПРОВЕРЯЕМ (на экране появляется правильная расстановка дробей и фотография фламинго)
Фламинго из песка строят гнезда в виде усеченного конуса и в верхнем основании делают углубление, в которое откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода. Если засушливым, то более низкими.
Задание 2: Ребята, посмотрите, перед вами магический квадрат. Во времена Средневековья в Европе свойства магических квадратов считались волшебными. Они служили талисманами. Считалось, что они защищают тех, кто их носил, от разных бед. Сейчас мы научимся составлять магические квадраты. В магическом квадрате сумма чисел по всем горизонталям, по всем вертикалям и по всем диагоналям равняется одному и тому же числу. Нашим числом будет . Переведите смешанное число в неправильную дробь. Ответ .
А сейчас работаем самостоятельно. Достаньте из своих конвертов магические квадраты (Приложение 4 – магический квадрат). У разных вариантов – квадраты разные. Магическое число для первого варианта , а магическое число для второго варианта – . Можно делать вспомогательные расчеты прямо в тетради, если это необходимо, кто может устно считать, считает устно, заполняем клеточки магического квадрата. Трое первых ребят, заполнивших правильно свой магический квадрат, получают карточки-пятерики и почетное право пройти испытание на компьютере. (Магический квадрат проверяем на доске на заранее заготовленных таблицах).
3 этап: Физкультминутка с папой Гомером Симпсоном:
(Физкультминутка сопровождается презентацией, на которой герои мультфильмов двигаются под музыку и на слайде прописываются команды упражнений)
Руки: вверх, на плечи, вниз, на плечи;
Голова: влево, вправо, вперед, назад;
Туловище: влево, вправо, вперед, назад.
Стали мы теперь бодрее,
Будем думать мы быстрее.
А теперь на место сядем.
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
ЭТАП 4 – “ИСПЫТАНИЕ НА КОМПЬЮТЕРЕ” (Приложение 2 – тест)
Шесть учащихся, первыми заполнившие магические квадраты, проходят испытание на компьютере парами – по 2 человека за одним компьютером. Для проведения этого этапа на последние парты устанавливаются переносные ноутбуки, на которых загружен интерактивный тест. Учащиеся, ответив на вопросы теста сразу же видят свою оценку.
С остальными учащимися решаем задачу “Режим дня”.
Давайте решим задачу, в которой сказано, как правильно распределить свое время.
Учащиеся решают задачу в тетрадях и затем идет ее обсуждение.
4 ЭТАП – ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ МАРАФОН (САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА)
Приложение 5 – вычислительный марафон
Наш герой из мультфильма “Симпсоны” Бард Симпсон должен подняться по вычислительной лестнице. Объясняю правила: результат пишем наверху ступеньки и складываем или вычитаем с числом, написанным под следующей ступенькой и так поднимаемся наверх. Последнее число записываем в кружок (Приложение 1).
Достаем из своего конверта карточки для вычислительного марафона, подписываем фамилии и выполняем самостоятельно. Вспомогательные расчеты и действия нужно делать в тетради, на карточку пишем только результат (работы сдаются учителю).
(Пока учащиеся проводят самостоятельные вычисления, у учителя есть возможность посмотреть, результаты испытаний на компьютере).
ИТОГ УРОКА:
Урок сегодня завершён,
И каждый должен знать:
Кто поработал хорошо
Получит точно пять.
- Ребята, вы сегодня все хорошо потрудились на уроке.
Давайте выясним, у кого больше всех пятериков, посчитайте. Мы сегодня очень много повторили. Кто скажет, что же мы сегодня вспомнили?
Объявление оценок.
Возьмите в одну сторону тучку, в другую – солнышко и поднимите вверх только ту фигурку, которая соответствует вашему настроению в конце урока.
Записывается домашнее задание.
Мне было приятно сегодня с вами работать. Спасибо за урок!