Урок математики в 5-м классе "Путешествие в страну дроби"

Разделы: Математика


Цели урока.

1. Образовательные:

  • приобщение учащихся к разнообразным формам и методам повторения материала;
  • систематизация и обобщение знаний учащихся по темам “Сравнение, сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел”, “Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей”.
  • применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации;
  • формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
  • формировать умение осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности.

2. Развивающие:

  • формирование умения осуществлять самоконтроль;
  • формирование умения рационально планировать работу;
  • развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
  • формирование представления о компьютере как о средстве обучения.

3. Воспитательные:

  • воспитание организованности, сосредоточенности, внимательности
  • положительного отношения к учёбе.
  • расширение общего кругозора.

Мотивация урока: стимулировать интерес к изучению математики.

Приёмы:

  • создание на уроке ситуации занимательности, удивления;
  • создание ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение своих обязанностей;
  • оперативный контроль над выполнением требований.
  • наглядность обучения
  • прием сравнения
  • позитивная эмоциональная окраска.

Технологии: игровая, индивидуальная, коллективная, групповая, компьютерные технологии, самостоятельная работа.

Урок сопровождается презентацией – Приложение 1.

Подготовка доски к уроку:

   
   
   
 
     
   

Заготовить на внутренней стороне доски краткое условие задачи “Режим дня” (см. далее)

Ход урока:

Слово учителя: сегодня я хочу провести у вас необычный урок. Наш урок называется….. А вот как он называется, вы мне сейчас скажете сами, если постараетесь разгадать ребус. Вы разгадывали когда-нибудь ребусы? Ребус это – зашифрованное с помощью букв и рисунков слово. Запятые справа означают, что мы убираем последние буквы в написании слова справа (дети угадывают название урока).

Постановка целей урока.

- Наш урок повторительно-обобщающий. А что мы сегодня повторим на уроке, разгадайте? (дроби, смешанные числа).

- Также мы с вами вспомним помимо обыкновенных дробей и смешанных чисел десятичные дроби.

- Следующий ребус поможет вам разгадать, какие действия мы сегодня повторим.

- Итак, ребята, вы сами мне рассказали, что же мы сегодня повторяем и обобщаем.

- Сегодня на уроке мы вместе с вами восхитимся глубокими знаниями по теме “Обыкновенные дроби”, вытащим из тайников нашей памяти все ценное по теме “Сложение и вычитание смешанных чисел”, потренируем свои головы и расшевелим мозговые извилинки, складывая и вычитая десятичные дроби (Детям демонстрируется на слайде план урока – Приложение 1)

Вспомним непременно дробь обыкновенную
Сложим, вычтем быстро смешанные числа.
Дроби десятичные будем мы считать
Навыки отличные сможем показать
Будем руку поднимать и ответим все на 5.
Нас ждет веселая разминка, а также испытание,
На компьютере проверить сможешь свои знания.
Дроби будете считать – в марафоне побеждать
Степе мы решим задачи, вот он бедный горько плачет
Физкультурная минутка точно всем понравится
И магический квадрат разгадать представится.
Завершим мы наш урок в хорошем настроении,

От работы все получат удовлетворение!

- За свою работу на уроке вы сможете получать поощрительные карточки, которые мы будем называть пятерики (Приложение 3 – жетоны), поэтому давайте работать активно, те ребята, которые получат самое большое количество пятериков, в конце урока, получат самые настоящие пятерки. Еще у вас на партах конверт с раздаточным материалом. В него мы будем заглядывать только по моей команде, ничего заранее доставать не нужно. Еще у вас на партах лежат индикаторы вашего настроения – тучка, если ваше настроение сегодня не очень хорошее и солнышко, если ваше настроение прекрасное.

(Учащиеся открывают тетради, записывают дату и название урока – “Путешествие в страну дроби”).

ЭТАП 1 – УСТНАЯ РАБОТА:

Задание 1:

- Какой дробью можно представить часть треугольника, закрашенного красным цветом?

- Какая часть треугольника закрашена синим цветом?

- Желтым цветом?

(Самые активные награждаются карточками-пятериками)

Задание 2 – “Гадание на ромашке” (Приложение 1)

В серединке дробь, которую нужно найти от числа, записанного на лепестке (при нажатии на лепесток, лепесток отлетает).

- Найдите от 36? (8); Как нашли?

от 99? (22); от 270? (60);

от 9000? (2000); от 189? (42)

(Учащиеся, ответившие верно, получают пятерики)

Задание 3: А сейчас, ребята, необходима ваша помощь Степе Смекалкину. Степа Смекалкин, тоже ученик 6 класса, очень готовился, чтобы продемонстрировать вам свои знания по теме “Нахождение дроби от числа”. Степа придумал карточки с одинаковыми ответами. Положил их себе в портфель, а они перепутались, он забыл, на каких из них написаны равные результаты. Он расстроился горько плачет. Ребята, помогите Степе разобраться с карточками. Укажите карточки с равными результатами.

(Ответы: ; )

Учащиеся, ответившие верно получают карточки-пятерики.

Задание 4: Раз уж вы такие замечательные помощники, помогите и Незнайке расставить в числах запятые (на слайде презентации запятые не проставлены и появляются после ответа учащихся).

Задание 5: “Счетная машина”

Дикобраз в подарок сыну
Сделал счетную машину.
К сожалению, она
Недостаточно точна
Результаты перед вами,
Быстро все исправьте сами.

ЭТАП 2 – ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА В ТЕТРАДЯХ

- Наша разминка закончилась и мы работаем письменно в тетрадях.

Задание 1: На земном шаре обитают птицы – безошибочные составители прогноза погоды на лето. Название этих птиц вы прочтете, если расположите эти дроби в порядке возрастания. Что значит расположить дроби в порядке возрастания? Выполните это задание в тетрадях.

ПРОВЕРЯЕМ (на экране появляется правильная расстановка дробей и фотография фламинго)

Фламинго из песка строят гнезда в виде усеченного конуса и в верхнем основании делают углубление, в которое откладывают яйца. Высота гнезда зависит от того, каким будет лето: сухим или дождливым. Если лето ожидается дождливым, то гнезда строятся высокими, чтобы их не могла затопить вода. Если засушливым, то более низкими.

Задание 2: Ребята, посмотрите, перед вами магический квадрат. Во времена Средневековья в Европе свойства магических квадратов считались волшебными. Они служили талисманами. Считалось, что они защищают тех, кто их носил, от разных бед. Сейчас мы научимся составлять магические квадраты. В магическом квадрате сумма чисел по всем горизонталям, по всем вертикалям и по всем диагоналям равняется одному и тому же числу. Нашим числом будет . Переведите смешанное число в неправильную дробь. Ответ .

А сейчас работаем самостоятельно. Достаньте из своих конвертов магические квадраты (Приложение 4 – магический квадрат). У разных вариантов – квадраты разные. Магическое число для первого варианта , а магическое число для второго варианта – . Можно делать вспомогательные расчеты прямо в тетради, если это необходимо, кто может устно считать, считает устно, заполняем клеточки магического квадрата. Трое первых ребят, заполнивших правильно свой магический квадрат, получают карточки-пятерики и почетное право пройти испытание на компьютере. (Магический квадрат проверяем на доске на заранее заготовленных таблицах).

Приложение 5

3 этап: Физкультминутка с папой Гомером Симпсоном:

(Физкультминутка сопровождается презентацией, на которой герои мультфильмов двигаются под музыку и на слайде прописываются команды упражнений)

Руки: вверх, на плечи, вниз, на плечи;

Голова: влево, вправо, вперед, назад;

Туловище: влево, вправо, вперед, назад.

Стали мы теперь бодрее,
Будем думать мы быстрее.
А теперь на место сядем.
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.

ЭТАП 4 – “ИСПЫТАНИЕ НА КОМПЬЮТЕРЕ” (Приложение 2 – тест)

Шесть учащихся, первыми заполнившие магические квадраты, проходят испытание на компьютере парами – по 2 человека за одним компьютером. Для проведения этого этапа на последние парты устанавливаются переносные ноутбуки, на которых загружен интерактивный тест. Учащиеся, ответив на вопросы теста сразу же видят свою оценку.

С остальными учащимися решаем задачу “Режим дня”.

Давайте решим задачу, в которой сказано, как правильно распределить свое время.

Учащиеся решают задачу в тетрадях и затем идет ее обсуждение.

4 ЭТАП – ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ МАРАФОН (САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА)

Приложение 5 – вычислительный марафон

Наш герой из мультфильма “Симпсоны” Бард Симпсон должен подняться по вычислительной лестнице. Объясняю правила: результат пишем наверху ступеньки и складываем или вычитаем с числом, написанным под следующей ступенькой и так поднимаемся наверх. Последнее число записываем в кружок (Приложение 1).

Достаем из своего конверта карточки для вычислительного марафона, подписываем фамилии и выполняем самостоятельно. Вспомогательные расчеты и действия нужно делать в тетради, на карточку пишем только результат (работы сдаются учителю).

(Пока учащиеся проводят самостоятельные вычисления, у учителя есть возможность посмотреть, результаты испытаний на компьютере).

ИТОГ УРОКА:

Урок сегодня завершён,
И каждый должен знать:
Кто поработал хорошо
Получит точно пять.

- Ребята, вы сегодня все хорошо потрудились на уроке.

Давайте выясним, у кого больше всех пятериков, посчитайте. Мы сегодня очень много повторили. Кто скажет, что же мы сегодня вспомнили?

Объявление оценок.

Возьмите в одну сторону тучку, в другую – солнышко и поднимите вверх только ту фигурку, которая соответствует вашему настроению в конце урока.

Записывается домашнее задание.

Мне было приятно сегодня с вами работать. Спасибо за урок!