Цель. Создать условия, в которых
учащиеся могли бы самостоятельно планировать и
анализировать собственные действия, реально
оценивать свои возможности и знания, а также пути
их совершенствования.
Задачи:
- Вырабатывать практические навыки, опираясь на
реальные достижения учащихся.
- Ликвидировать пробелы учащихся с перспективой
перехода на более высокий уровень.
Тип урока: урок совершенствования
знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок самостоятельных работ.
Методы обучения: коммуникативный,
наглядный, практический, словесный.
Принципы обучения: наглядности,
сознательности, развитие учебной деятельности.
Форма работы на уроке:
самостоятельная работа, работа в парах,
фронтальная работа, взаимоконтроль.
Оборудование: диск с материалами
урока, рабочий лист (каждому учащемуся), тетрадь
№ 2 с вклеенным листочком с домашней работой,
сигнальные карточки (с цифрами 1, 2, 3, 4; каждому
учащемуся).
Организационный момент. (1–2 мин)
Распределить детей таким образом, что бы они
седели в парах.
Проверка домашнего задания. (3–5 мин)
Домашним заданием был № 1270, № 1277 (а). № 1277 (а) –
слайд 1, № 1270 (а) – слайд 2, № 1277 (б) – слайд 3.
Проверка домашнего задания проходит
самопроверкой, проходит постепенно в 3 этапа. На
каждом слайде часть домашнего задания. Каждый
сам выставляет себе оценку. По системе: нет
ошибок – оценка пять. Одна ошибка – оценка
четыре; две, три ошибки – оценка три; более ошибок
– оценка два. Тетрадь сдается на проверку, далее
идет работа в рабочем листе.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3
Учитель |
Учащиеся |
- Обратите внимание на слайд 1, это номер 1277 (а).
- Слайд 2 и 3 это номер 1270, в решениях этих примеров
допущены ошибки.
- Может быть, кто-то выполнил по-другому?
- Как вы считаете, почему в этих примерах допущены
ошибки?
- Что же нужно сделать, что бы справить ошибки?
- Из ваших ответов делаю вывод,
что бы устранить ошибки в
домашней работе нам необходимо,
повторить правило и научиться его
применять Тема нашего
сегодняшнего урока?
- Что же вы знаете по этой теме?
- Что же вы умеете?
- А чего не знаете?
- Значит цель нашего урока?
|
Проверяют путем сверки. Сверяют со
своими работами, находят ошибки.
- Ошибки, в примерах 4 и 8.
- Не применили правило.
- Не поняли тему урока.
- Примеры с избытком.
- Не умеют округлять.
- Выучить правило.
- Научиться округлять.
- Быть внимательным на уроке.
- “Округление дробей”.
- Правило.
- Избыток и недостаток.
- Классы и разряды.
- Умеем округлять.
- Не умеем округлять примеры № 4 и № 8.
- Путаем окончание в разрядах.
- Научиться отличать окончания в
названиях разрядов.
- Повторить правило.
- Ликвидировать пробелы в знаниях.
- Отрабатывать навыки округления.
|
Устная работа (5–8 мин)
Учитель |
Учащиеся |
На доске 2 варианта примеров, каждый
устно решает свой вариант, на решение отводится 1
минута. |
Решают примеры устно. |
Данная таблица начерчена на доске, задание
“Выполните действия с десятичными
дробями”.
Вариант 1 |
Вариант 2 |
0,21 + 12 |
11 + 0,4 |
2 – 0,4 |
8,4 – 4,8 |
0,43 + 0,7 |
0,26 + 9,4 |
0,58 – 0,2 |
9,1 – 0,4 |
1,5 – 0,11 |
0,7 + 8 |
Учитель |
Учащиеся |
Отведенное время закончилось. Давайте
проверим. Отвечает первый вариант, затем второй.
(В данный момент проходит фронтальный опрос) |
Отвечают согласно требованию учителя
- 0,21 + 12 = 12,21
- 11 + 0,4 = 11,4
- 2 – 0,4 = 1,6
- 8,4 – 4,8 = 3,6
- 0,43 + 0,7 =1,13
- 0,26 + 9,4 = 9,66
- 0,58 – 0,2 = 0,38
- 1,5 – 0,11 = 1,39
- 0,7 + 8 = 8,7
|
Приложение 4
Учитель |
Учащиеся |
- Уберите лишнее слово.
- Почему?
- А какие еще классы и разряды в них вы знаете?
|
- Миллиарды
- Так, как это класс, а остальные разряды.
- Тысячи
- Единицы тысяч.
- Сотни тысяч.
- Десятки тысяч.
|
Приложение 5
Учитель |
Учащиеся |
- Дополните пропуски в схеме.
|
- Если первая отброшенная при округлении цифра 0,
1, 2, 3, 4, то данную цифру оставляем без изменений.
Округляем с недостатком.
- Если первая отброшенная при округлении цифра 5,
6, 7, 8, 9, то к данной цифре прибавляем 1.
- Округляем с избытком.
|
Приложение 6
Учитель |
Учащиеся |
- Назовите цифру из числа обозначающую разряд
|
- Сотни 5
- Десятки 7
- Единицы 6
- Целое 8
- Десятые 3
- Сотые 4
- Тысячные 5
|
Закрепление (17–20 мин)
Учитель |
Учащиеся |
- У каждого из вас есть рабочий лист. В нем таблица
1 заполните эту таблицу, вписывая в нее числа
соответственно своему классу.
|
Заполняют таблицу 1 рабочего листа. Проверяют
по слайду 8 |
Приложение 7, Приложение 8
Учитель |
Учащиеся |
- Чем отличаются 2 и 4 пункты?
- А есть ли еще пункты, в которых мы можем найти
эти же различия?
- В таблице 1 вашего рабочего листа подчеркните ту
цифру, до которой необходимо округлить число.
- Поменяйтесь тетрадями сами проверьте работу
соседа.
- Сейчас сверим правильность вашей проверки.
|
- Окончанием
- Занимают разные места в таблице
классов.
- Десятки стоят до запятой, а десятые после.
- 1 и 5
Подчеркивают цифру, до которой необходимо
округлить число, в таблице 1 рабочего листа.
Меняются тетрадями и проверяют правильность
подчеркнутой цифры.
Сверяют правильность заполнение таблиц со
слайдом 9. |
Приложение 9
Учитель |
Учащиеся |
- Если ошибки в заполнении таблицы?
- А в чем причина?
- Как исправить полученные ошибки?
- Что значит с избытком?
- С недостатком?
- В таблице 1 подчеркните номер
примера с избытком.
- Самостоятельно проверьте, вашу
работу.
- Сравните с правильными ответами.
|
- Нет.
- Переставили местами целые и
- дробные части
- Поменяли местами разряды.
- Перепутали окончания в разрядах.
- Подчеркнули не ту цифру, до которой необходимо
подчеркнуть.
- Сместили пример.
- Не внимательно заполняли таблицу.
- Не обратили, внимание на окончания в названиях
разрядов.
- Внимательней быть на уроке.
- Исправит полученные ошибки.
- Запомнить правило.
- Если первая отброшенная при округлении цифра 5,
6, 7, 8, 9, то к данной цифре прибавляем 1.
- Если первая отброшенная при округлении цифра 0,
1, 2, 3, 4, то данную цифру оставляем без изменений.
Работают с таблицей 1 рабочего листа.
Проверяют по правилам, самостоятельно.
Проверяют по слайду 10. |
Приложение 10
Физкультминутка (7–2 мин)
(К доске выходит физорг класса, начинает
проговаривать слова и выполнять упражнения,
остальные повторяют за ним.)
Вышел раз гусак на кладку,
Приготовился к зарядке,
Повернулся влево, вправо,
Наклонился взад, вперед,
Перевел немного дух
И с разбегу в воду – плюх.
А утяточки на кладке
Рассуждают: “Так, так, так, –
Физкультурник наш гусак”.
Учитель |
Ученик |
- Перед вами слайд № 11 задание “Округлите эти же
числа до ... ”, округляете числа до данного
разряда. Записываете результат в таблицу 2
рабочего листа.
|
Работают с таблицей 2 рабочего листа. |
Приложение 11
Учитель |
Ученик |
- Проверьте самостоятельно ваши работы.
- Проверьте правильность выполнения задания с
соседом по варианту.
- Перед тем как начнем проверять это задание, если
у вас вопросы?
- Проверьте правильность заполнения таблицы 2.
|
Самостоятельно проверяют заполнение
таблицы 2 рабочего листа. Взаимопроверка
учеников одного варианта.
Проверяют таблицу 2. |
Приложение 12
Учитель |
Ученик |
- Если ошибки в округлении?
- Причина этих ошибок?
- А как исправить ошибки?
|
- Не дописали нули
- Не прибавили единицу
- Прибавили единицу
- Не обратил, внимание на названия в окончаниях.
- Не обратил, внимание на количество мест до
запятой.
- Не применил правило
- Перепутал местами цифры
- Окончания в разрядах.
- Если в разрядах название
- оканчиваются утвердительно, то есть -ен, -ов, то
это число округляется в целой части.
- Если в разрядах название оканчиваются
утвердительно, на -ых, то число округляется в
дробной части.
- При округлении оставшееся место заполняется
нулями.
|
В это время за компьютером работает один из
учащихся, остальные на месте. Учащийся выбирает
каждому примеру правильный ответ и придает им
один и тот же цвет.
Ученик |
Учитель |
- Отведенное время истекло, проверим ваши работы.
|
Проверяют правильность заполнения
таблицы 3 рабочего листа |
Выполненная работа Миши проецируется на экран.
Ученик |
Учитель |
- Может быть, кто-то выполнил по-другому?
- Причина ваших ошибок?
- А как исправить?
|
- Округлили в порядке, что был на экране.
- Округление шло не по порядку.
- Путаница в окончаниях разрядов.
- Обратить внимание на название в окончаниях
разрядов.
|
Приложение 13
Учитель |
Ученик |
- Если ошибки?
- Что нужно сделать, чтобы исправить ошибки?
- Таблица 4 рабочего листа.
Заполняют таблицу 4 рабочего листа.
Выполните округление чисел самостоятельно. На
работу отведено 2 минуты. После чего листы
сдаются.
|
- Не прибавил единицу.
- Прибавил единицу.
- Не дописал нуль.
- Применить правило.
- каждого свой вариант.
Заполняют таблицу 4 рабочего листа.
У каждого свой вариант. |
Таблица 4 рабочего листа проверяется, ошибки
систематизируются учителем, для анализа и
исправления на следующем уроке.
Ученик |
Учитель |
- Откройте тетради, которые вам выдали, там
домашнее задание.
- Прочитайте.
- Если вопросы?
|
Читают домашнюю работу.
- Округлять числа нужно в том прядке, который
задан или можно произвольно?
- В дополнительной части можно взять любые числа?
|
Домашнее задание (1–2 мин)
Обязательная часть: округлите данное число 5394,
50824 до Сотен, Десятых, Целого, Сотых, Десятков,
Тысячных, Единиц, Тысяч, Десятитысячных.
Дополнительная часть, составить самостоятельную
работу из 5 примеров на округление, с ответами.
Учитель |
Ученик |
- Сейчас тест, приготовьте сигнальные карточки.
- Ваша задача выбрать номер правильного ответа и
поднять его на сигнальной карточке.
Если ученик поднял не верный ответ, необходимо
попросить его прокомментировать данный выбор. |
У каждого сигнальные карточки. |
Подведение итогов урока. (3–4 мин)
Приложение 14–19
Учитель |
Ученик |
- Что нового вы узнали на уроке?
- Ребята скажите, кто не смог достичь целей
сегодняшнего урока?
- Почему?
- Чему научились на уроке?
- Чем отличаются окончания в названиях разрядов?
- Какую оценку вы поставили себе за работу на
уроке?
|
- Мы учились округлять числа до заданного
разряда.
- Научились отличать окончания в названиях
разрядов.
- Повторили правило.
- Стали округлять без ошибок.
- Если в разрядах название оканчиваются
утвердительно, то есть -ен, -ов, то это число
округляется в целой части.
- Если в разрядах название оканчиваются
утвердительно, на -ых, то число округляется в
дробной части.
|
Приложения можно получить у автора статьи.