План-конспект урока по теме "Округление чисел"

Разделы: Математика


Цель. Создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, реально оценивать свои возможности и знания, а также пути их совершенствования.

Задачи:

  1. Вырабатывать практические навыки, опираясь на реальные достижения учащихся.
  2. Ликвидировать пробелы учащихся с перспективой перехода на более высокий уровень.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок самостоятельных работ.

Методы обучения: коммуникативный, наглядный, практический, словесный.

Принципы обучения: наглядности, сознательности, развитие учебной деятельности.

Форма работы на уроке: самостоятельная работа, работа в парах, фронтальная работа, взаимоконтроль.

Оборудование: диск с материалами урока, рабочий лист (каждому учащемуся), тетрадь № 2 с вклеенным листочком с домашней работой, сигнальные карточки (с цифрами 1, 2, 3, 4; каждому учащемуся).

Организационный момент. (1–2 мин)

Распределить детей таким образом, что бы они седели в парах.

Проверка домашнего задания. (3–5 мин)

Домашним заданием был № 1270, № 1277 (а). № 1277 (а) – слайд 1, № 1270 (а) – слайд 2, № 1277 (б) – слайд 3. Проверка домашнего задания проходит самопроверкой, проходит постепенно в 3 этапа. На каждом слайде часть домашнего задания. Каждый сам выставляет себе оценку. По системе: нет ошибок – оценка пять. Одна ошибка – оценка четыре; две, три ошибки – оценка три; более ошибок – оценка два. Тетрадь сдается на проверку, далее идет работа в рабочем листе.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

Учитель Учащиеся
  • Обратите внимание на слайд 1, это номер 1277 (а).
  • Слайд 2 и 3 это номер 1270, в решениях этих примеров допущены ошибки.
  • Может быть, кто-то выполнил по-другому?
  • Как вы считаете, почему в этих примерах допущены ошибки?
  • Что же нужно сделать, что бы справить ошибки?
  • Из ваших ответов делаю вывод,
    что бы устранить ошибки в
    домашней работе нам необходимо,
    повторить правило и научиться его
    применять Тема нашего
    сегодняшнего урока?
  • Что же вы знаете по этой теме?
  • Что же вы умеете?
  • А чего не знаете?
  • Значит цель нашего урока?
Проверяют путем сверки.

Сверяют со своими работами, находят ошибки.

  • Ошибки, в примерах 4 и 8.
  • Не применили правило.
  • Не поняли тему урока.
  • Примеры с избытком.
  • Не умеют округлять.
  • Выучить правило.
  • Научиться округлять.
  • Быть внимательным на уроке.
  • “Округление дробей”.
  • Правило.
  • Избыток и недостаток.
  • Классы и разряды.
  • Умеем округлять.
  • Не умеем округлять примеры № 4 и № 8.
  • Путаем окончание в разрядах.
  • Научиться отличать окончания в
    названиях разрядов.
  • Повторить правило.
  • Ликвидировать пробелы в знаниях.
  • Отрабатывать навыки округления.

Устная работа (5–8 мин)

Учитель Учащиеся
На доске 2 варианта примеров, каждый устно решает свой вариант, на решение отводится 1 минута. Решают примеры устно.

Данная таблица начерчена на доске, задание “Выполните действия с десятичными
дробями”.

Вариант 1 Вариант 2
0,21 + 12 11 + 0,4
2 – 0,4 8,4 – 4,8
0,43 + 0,7 0,26 + 9,4
0,58 – 0,2 9,1 – 0,4
1,5 – 0,11 0,7 + 8
Учитель Учащиеся
Отведенное время закончилось. Давайте проверим. Отвечает первый вариант, затем второй. (В данный момент проходит фронтальный опрос) Отвечают согласно требованию учителя
  • 0,21 + 12 = 12,21
  • 11 + 0,4 = 11,4
  • 2 – 0,4 = 1,6
  • 8,4 – 4,8 = 3,6
  • 0,43 + 0,7 =1,13
  • 0,26 + 9,4 = 9,66
  • 0,58 – 0,2 = 0,38
  • 1,5 – 0,11 = 1,39
  • 0,7 + 8 = 8,7

Приложение 4

Учитель Учащиеся
  • Уберите лишнее слово.
  • Почему?
  • А какие еще классы и разряды в них вы знаете?
  • Миллиарды
  • Так, как это класс, а остальные разряды.
  • Тысячи
  • Единицы тысяч.
  • Сотни тысяч.
  • Десятки тысяч.

Приложение 5

Учитель Учащиеся
  • Дополните пропуски в схеме.
  • Если первая отброшенная при округлении цифра 0, 1, 2, 3, 4, то данную цифру оставляем без изменений. Округляем с недостатком.
  • Если первая отброшенная при округлении цифра 5, 6, 7, 8, 9, то к данной цифре прибавляем 1.
  • Округляем с избытком.

Приложение 6

Учитель Учащиеся
  • Назовите цифру из числа обозначающую разряд
  • Сотни 5
  • Десятки 7
  • Единицы 6
  • Целое 8
  • Десятые 3
  • Сотые 4
  • Тысячные 5

Закрепление (17–20 мин)

Учитель Учащиеся
  • У каждого из вас есть рабочий лист. В нем таблица 1 заполните эту таблицу, вписывая в нее числа соответственно своему классу.
Заполняют таблицу 1 рабочего листа.

Проверяют по слайду 8

Приложение 7, Приложение 8

Учитель Учащиеся
  • Чем отличаются 2 и 4 пункты?
  • А есть ли еще пункты, в которых мы можем найти эти же различия?
  • В таблице 1 вашего рабочего листа подчеркните ту цифру, до которой необходимо округлить число.
  • Поменяйтесь тетрадями сами проверьте работу соседа.
  • Сейчас сверим правильность вашей проверки.
  • Окончанием
  • Занимают разные места в таблице
    классов.
  • Десятки стоят до запятой, а десятые после.
  • 1 и 5

Подчеркивают цифру, до которой необходимо округлить число, в таблице 1 рабочего листа.

Меняются тетрадями и проверяют правильность подчеркнутой цифры.

Сверяют правильность заполнение таблиц со слайдом 9.

Приложение 9

Учитель Учащиеся
  • Если ошибки в заполнении таблицы?
  • А в чем причина?
  • Как исправить полученные ошибки?
  • Что значит с избытком?
  • С недостатком?
  • В таблице 1 подчеркните номер
    примера с избытком.
  • Самостоятельно проверьте, вашу
    работу.
  • Сравните с правильными ответами.
  • Нет.
  • Переставили местами целые и
  • дробные части
  • Поменяли местами разряды.
  • Перепутали окончания в разрядах.
  • Подчеркнули не ту цифру, до которой необходимо подчеркнуть.
  • Сместили пример.
  • Не внимательно заполняли таблицу.
  • Не обратили, внимание на окончания в названиях разрядов.
  • Внимательней быть на уроке.
  • Исправит полученные ошибки.
  • Запомнить правило.
  • Если первая отброшенная при округлении цифра 5, 6, 7, 8, 9, то к данной цифре прибавляем 1.
  • Если первая отброшенная при округлении цифра 0, 1, 2, 3, 4, то данную цифру оставляем без изменений.

Работают с таблицей 1 рабочего листа.

Проверяют по правилам, самостоятельно.

Проверяют по слайду 10.

Приложение 10

Физкультминутка (7–2 мин)

(К доске выходит физорг класса, начинает проговаривать слова и выполнять упражнения, остальные повторяют за ним.)

Вышел раз гусак на кладку,
Приготовился к зарядке,
Повернулся влево, вправо,
Наклонился взад, вперед,
Перевел немного дух
И с разбегу в воду – плюх.
А утяточки на кладке
Рассуждают: “Так, так, так, –
Физкультурник наш гусак”.

Учитель Ученик
  • Перед вами слайд № 11 задание “Округлите эти же числа до ... ”, округляете числа до данного разряда. Записываете результат в таблицу 2 рабочего листа.
Работают с таблицей 2 рабочего листа.

Приложение 11

Учитель Ученик
  • Проверьте самостоятельно ваши работы.
  • Проверьте правильность выполнения задания с соседом по варианту.
  • Перед тем как начнем проверять это задание, если у вас вопросы?
  • Проверьте правильность заполнения таблицы 2.
Самостоятельно проверяют заполнение таблицы 2 рабочего листа.

Взаимопроверка учеников одного варианта.

Проверяют таблицу 2.

Приложение 12

Учитель Ученик
  • Если ошибки в округлении?
  • Причина этих ошибок?
  • А как исправить ошибки?
  • Не дописали нули
  • Не прибавили единицу
  • Прибавили единицу
  • Не обратил, внимание на названия в окончаниях.
  • Не обратил, внимание на количество мест до запятой.
  • Не применил правило
  • Перепутал местами цифры
  • Окончания в разрядах.
  • Если в разрядах название
  • оканчиваются утвердительно, то есть -ен, -ов, то это число округляется в целой части.
  • Если в разрядах название оканчиваются утвердительно, на -ых, то число округляется в дробной части.
  • При округлении оставшееся место заполняется нулями.

 В это время за компьютером работает один из учащихся, остальные на месте. Учащийся выбирает каждому примеру правильный ответ и придает им один и тот же цвет.

Ученик Учитель
  • Отведенное время истекло, проверим ваши работы.
Проверяют правильность заполнения таблицы 3 рабочего листа

Выполненная работа Миши проецируется на экран.

Ученик Учитель
  • Может быть, кто-то выполнил по-другому?
  • Причина ваших ошибок?
  • А как исправить?
  • Округлили в порядке, что был на экране.
  • Округление шло не по порядку.
  • Путаница в окончаниях разрядов.
  • Обратить внимание на название в окончаниях разрядов.

Приложение 13

Учитель Ученик
  • Если ошибки?
  • Что нужно сделать, чтобы исправить ошибки?
  • Таблица 4 рабочего листа.
    Заполняют таблицу 4 рабочего листа.
    Выполните округление чисел самостоятельно. На работу отведено 2 минуты. После чего листы сдаются.
  • Не прибавил единицу.
  • Прибавил единицу.
  • Не дописал нуль.
  • Применить правило.
  • каждого свой вариант.

Заполняют таблицу 4 рабочего листа.

У каждого свой вариант.

Таблица 4 рабочего листа проверяется, ошибки систематизируются учителем, для анализа и исправления на следующем уроке.

Ученик Учитель
  • Откройте тетради, которые вам выдали, там домашнее задание.
  • Прочитайте.
  • Если вопросы?
Читают домашнюю работу.
  • Округлять числа нужно в том прядке, который задан или можно произвольно?
  • В дополнительной части можно взять любые числа?

Домашнее задание (1–2 мин)

Обязательная часть: округлите данное число 5394, 50824 до Сотен, Десятых, Целого, Сотых, Десятков, Тысячных, Единиц, Тысяч, Десятитысячных. Дополнительная часть, составить самостоятельную работу из 5 примеров на округление, с ответами.

Учитель Ученик
  • Сейчас тест, приготовьте сигнальные карточки.
  • Ваша задача выбрать номер правильного ответа и поднять его на сигнальной карточке.

Если ученик поднял не верный ответ, необходимо попросить его прокомментировать данный выбор.

У каждого сигнальные карточки.

Подведение итогов урока. (3–4 мин)

Приложение 14–19

Учитель Ученик
  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Ребята скажите, кто не смог достичь целей сегодняшнего урока?
  • Почему?
  • Чему научились на уроке?
  • Чем отличаются окончания в названиях разрядов?
  • Какую оценку вы поставили себе за работу на уроке?
  • Мы учились округлять числа до заданного разряда.
  • Научились отличать окончания в названиях разрядов.
  • Повторили правило.
  • Стали округлять без ошибок.
  • Если в разрядах название оканчиваются утвердительно, то есть -ен, -ов, то это число округляется в целой части.
  • Если в разрядах название оканчиваются утвердительно, на -ых, то число округляется в дробной части.

Приложения можно получить у автора статьи.