Цели игры:
- расширение кругозора учащихся, повышение интеллекта, общей культуры;
- развитие интереса к изучению математики, мышления, творческих способностей, инициативы, познавательного интереса;
- формирование дружеских отношений, умений работать командой; ознакомление с некоторыми вопросами исторического характера.
- дать учащимся немного отвлечься, повеселиться, соревноваться с пользой.
Оборудование:
- магнитофон,
- кассета с записью мелодии “Счастливого случая” (включается перед началом и в конце игры, перед каждым геймом),
- 2 набора цифр (для подсчета очков каждой команды),
- магнитная доска с магнитами (для показа количества набранных очков при помощи набора цифр).
- плакаты:
- “Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию” (Я.А. Каменский).
- “Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным” (Блез Паскаль).
- “Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий!”.
- “Если хочешь быть умен - состязайся!”.
- плакаты с названиями геймов,
- подкова на подставке,
- одноминутные песочные часы,
- бочка с бочонками,
- черный ящик,
- доска 8х8 с расчерченными клетками и фигуры в виде букв Т и П,
- листочки с буквами на них Д, П, С или другими буквами,
- чистые листы и ручки для решения задач,
- призы для гейма “Будь внимательным”,
- плакат с изображением лошади,
- звездочки, вырезанные из фольги.
Названия геймов
- “Разминка”
- “Спешите ответить”
- “Темная лошадка”
- “Заморочки из бочки”
- Мини-гейм “Ты – мне, я – тебе”
- “Спешите видеть”
- “Спешите решить”
- “Будь внимательным”
- “Гонка за лидером”.
Ход игры
Ведущий. Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Я рада приветствовать всех на игре “Счастливый случай”.
Мой юный друг!
Сегодня ты пришел вот в этот класс,
Чтоб посидеть, подумать, отдохнуть,
Умом своим на все взглянуть.
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может быть,
Но будешь ты рабочим, а может и ученым
И будешь математику любить.
Вы уже неоднократно, ребята, принимали участия в разных играх, но вот в математической викторине “Счастливый случай” многие из вас участвуют впервые. И поэтому сегодняшнюю игру я хочу продолжить следующими словами:
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело -
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден.
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
Наши команды уже приготовились идти по этому нелегкому пути к победе. И сегодня они будут бороться не только за победу, но и за счастливый случай. Ваша активность, сообразительность украсят нашу встречу, сделают ее интересной, содержательной, запоминающейся. Принимать участие в игре должен весь зал: участники игры, болельщики, гости.
Мы немного отвлечемся и повеселимся, лучше узнаем таланты и способности друг друга, подумаем над вопросами и ответами. Я хочу, чтобы болельщики проявили солидарность с командами, а все участники и зрители повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования, в общем, провели время с пользой.
1 гейм “РАЗМИНКА”
Ведущий.
Чтобы все в игре прошло без заминки,
Его мы начнем…
Ну конечно, с разминки!
1-й гейм – первый в жизни математический гейм команд – участников. Каждой команде, по очереди, задаются 10 вопросов. Время на обдумывание не дается. Отвечать надо сразу. Один правильный ответ – 1 балл.
Вопросы первой команде.
- Трое играли в шашки и сыграли три партии. Сколько партий сыграл каждый? (две)
- Горело семь свечей. Две свечи погасли. Сколько свечей осталось? (две, остальные сгорели)
- Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбаков? (11)
- Сколько земли в дыре глубиной 2 м, шириной 2 м, длиной 2 м? (нисколько)
- Что означало “тьма” в математике? (много)
- Соперник нолика? (крестик)
- Сколько козлят было у многодетной козы? (7)
- Треугольный платок. (косынка)
- Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)
- Шоколадка стоит 10 руб. и еще полшоколадки. Сколько стоит шоколад? (20 руб.)
Вопросы второй команде.
- Женщина несла в корзине 100 яиц, а дно выпало. Сколько яиц осталось? (ни одного)
- Летели гуси: один впереди и два позади, один позади и два впереди, один между двумя и три в ряд. Сколько летело гусей? (3)
- Горело семь электрических лампочек. Две погасили. Сколько лампочек осталось? (7)
- Летели 100 уток. Одну убили. Сколько осталось? (одна, остальные улетели)
- Исчезающая разновидность учеников? (отличники)
- Три котенка, сколько лап? (12)
- Сколько лет спал Илья Муромец? (33)
- Метод Эратосфена, в котором простые числа “отсеиваются” от остальных? (решето)
- Цифра – тонкая как спица? (1)
- Что больше: 52 или 10? (52=25)
2 гейм “СПЕШИТЕ ОТВЕТИТЬ”
Ведущий.
Ну, а теперь команды, стоп!
Математический калейдоскоп!
Кто в терминах не знает затрудненья,
Напишет все сейчас без промедленья!
Каждая команда получает листы с написанной, только одной, буквой. В течение одной минуты вы должны написать на этих листах как можно больше математических терминов, первой буквой которых является та буква, которая указана на листе. Сколько терминов напишете, столько же баллов заработаете, т.е. один правильно названный термин – 1 балл.
(Например: С: стереометрия, синус, степень, секущая, сумма, свойства, сечение, симметрия, сфера, середина, соотношение, средняя линия, сектор, сегмент, …)
3 гейм “ТЕМНАЯ ЛОШАДКА”
Ведущий. В роли “темной лошадки” на нашей игре выступают девочки, учащиеся одного и того же класса нашей школы, ударницы учебы, которые поют и танцуют в группе…(команды должны отгадать, кто они; кто вперед ответить, получит один балл.).
1 девочка:
Математику учить, что по бурну морю плыть:
Коль не знаешь, как грести,
То тебе не вылезти.
2 девочка:
Мы пришли сегодня к вам, друзья,
Нам без знаний жить никак нельзя.
И пусть кризисы вокруг
Будем мы учиться, друг,
И станет шире знаний наших круг!
3 девочка: Уважаемые игроки. Мы желаем вам находчивости, сообразительности и чтоб вам сопутствовала удача. Какими бы каверзными не показались наши вопросы, мы думаем, что сегодня выиграют все. Итак, послушайте, пожалуйста, наши вопросы.
4 девочка: Внимание! Черный ящик! То, что лежит в темном ящике, изобрел очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу. Под пеплом Помпей, археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В Древней Греции, умение пользоваться этим предметом, считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью – признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в строительстве и архитектуре. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой старшеклассник. Вопрос: Что лежит в черном ящике? (Циркуль, 2 балла)
1 ученик: Внимание! Второй черный ящик! В 1974 году одним архитектором была придумана игра, которая является наглядным пособием по алгебре, комбинаторике, программированию. Эту игру называют “игрой столетия”. Если играть без системы, то для достижения потребуются миллионы лет. Использую определенную систему, можно достичь цели за 23 секунды. Эта игра – полезный спутник в дальней дороге. Вопрос: Что это за игра, и какова фамилия ее создателя? Или: Что лежит в черном ящике? (Кубик Рубика, 2 балла).
2 ученик: Как вы знаете, значение слов указываются в толковом словаре. Но бывает интересным узнать и о происхождении слов. У математических слов оно сразу понятно. Например, “делимое” - ясно, так назвали число, которое делят на другое число, т.е. это слово происходит от глагола “делить”. Еще пример: “вычитаемое”. Это слово происходит от глагола “вычитать”. Внимание, вопрос! А от какого слова произошло слово “точка”? (От русского слова “ткнуть” - как бы результат мгновенного прикосновения, укола. Н.И. Лобачевский, впрочем, считал, что слово “точка” происходит от глагола “точить” - как результат прикосновения острия отточенного пера. 2 балла).
3 ученик: В каждой клетке доски 99 х 99, сидит жук. В некоторый момент времени, каждый жук переполз на соседнюю (по горизонтали или по вертикали) клетку. Верно ли, что после этого на доске останется хотя бы одна пустая клетка? (Верно, т.к. если раскрасить клетки доски в шахматном порядке, то каждый жук должен переползти в клетку другого цвета, но белых и черных клеток на доске – разное количество, следовательно, хотя бы одна клетка доски должна остаться пустой. 2 балла).
Каждой команде, по очереди, задаются по 2 вопроса. При правильном ответе, команда зарабатывает 2 балла (в каждом случае), а если команда отвечает неправильно, то у их соперников есть шанс заработать дополнительные баллы. Если же ни одна из команд не ответила на вопросы, то они задаются болельщикам. Они, в случае решения, передают баллы своей команде (команде, за которую болеют).
4 ученик: Пришло время проститься. Нам было очень весело с вами. Вы хорошие, знающие математику игроки. Мы убедились в этом. На прощание мы хотим спеть песню “Гимн математике” (на музыку песни “Чему учат в школе?”)
Уравнения решать, радикалы вычислять –
Интересная у алгебры задача!
Интегралы добывать,
Дробь делить и умножать
Постараешься – придет к тебе удача!Геометрия нужна, но она ведь так сложна!
То фигуры, то тела – не разберешься!
Аксиомы там нужны,
Теоремы так важны,
Их учи – и результата ты добьешься!Есть, науки хороши
Для развития души,
Их и сами все вы знаете, конечно.
А для развития ума предназначена она –
Математика.
Это было, это будет, это вечно!
4 гейм “ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ”
Ведущий. Вопрос командам. Какое геометрическое тело представляет собой бочка? (цилиндр). Кто быстрее назовет, тот и будет отвечать первым. (Участник команды достает бочонок и называет номер, ведущий читает вопрос. В бочке 7 бочонков, один из них содержит изображение подковы – это “счастливый случай”. За нее команда получает два балла, не отвечая на вопрос. За другой правильный ответ, присуждается один балл).
ВОПРОСЫ-ЗАМОРОЧКИ.
1. В переводе на древнегреческий язык слово “столик” или словосочетание “обеденный стол” означает один из геометрических терминов. Назовите этот термин. (Трапеция, трапеза, трапезная).
2. Назовите первого олимпийского чемпиона по кулачному бою, философа, который ныне более известен как математик, именем которого названа теорема геометрии. (Пифагор).
3. Что дороже: килограмм монет номиналом в 1 рубль или полкилограмма монет номиналом в 2 рубля? (Килограмм металла всегда дороже, чем полкилограмма того же металла).
4. Прилетели галки, сели на палки.
Сели по одной – галка лишняя,
Сели по две – палка лишняя.
Сколько было галок,
Сколько было палок? (4 галки и 3 палки).
5. В музее изобразительных искусств в Москве хранится древнеегипетский папирус, которому около 4 тысяч лет. Люди в глубокой древности так же, как и вы, решали математические задачи. Вот одна из задач, содержащаяся в этом папирусе. “Число и его половина составляют 9. Найти число”. Решите и вы эту древнюю задачу. (6)
6. Задача иранского ученого 15 века Бэхаэддина: разделить 10 на 2 части, разность которых 5”? (2,5 и 7,5)
(Если команда не ответить на вопрос, то он передается другой команде, а если и они не ответят, то болельщикам).
5 гейм “ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ”.
Ведущий. Команды обмениваются вопросами. Это домашнее задание команд-участников. Каждая команда должна была приготовить вопрос для другой команды. Правильный ответ – 1 балл. Если же участники не сумеют ответить, то вопрос передается болельщикам.
6 гейм “СПЕШИТЕ ВИДЕТЬ”.
Ведущий. У каждой команды на столе лежат квадраты 8 х 8, расчерченные на клетки, выполненные на плотной основе и фигуры, выполненные в виде букв П и Т (более 10). Вам нужно расположить на этой доске (без наложений), как можно больше фигур. (Одна из команд размещает фигуры в виде буквы П, другая – в виде буквы Т. Правильный ответ оценивается 2-мя баллами. Время – две минуты).
Пока команды работают проведем игру с болельщиками.
ИГРЫ С БОЛЕЛЬЩИКАМИ.
1.
Число - как много в этом звуке.
Для математики, друзья!
Но и в простой, обычной жизни
Без чисел нам никак нельзя!
Вопрос: В заглавии, каких литературных произведений встречаются названия чисел? (3 поросенка, три мушкетера, 12 стульев, 20 лет спустя, 80000 лье под водой, 1000 и 1 ночь,…)
2. Числа вторгаются в каждый наш день: встать в 7 часов, успеть к 9 часам. Мы все привыкаем к этому и не придаем числам особого значения, но так было не всегда: древние люди считали числа особым кодом, часто придавали им сказочный и мифический смысл. Например “7” считалось счастливым магическим числом (7 цветов радуги, 7 тонов музыки,…); “13”- наоборот, число несчастливое (чертова дюжина); “2” лежит в основе противопоставлений (жизнь – смерть, холодно – горячо, день – ночь и т.д.); число “3” получило значение священного. Древние пифагорейцы считали его совершенным, т.к. оно имеет начало, середину и конец, и обозначают его в виде треугольника. Итак, конкурс посвящен числам и для болельщиков.
Сейчас для болельщиков конкурс у нас,
Они пусть покажут смекалку и класс.
Команды свои пусть поддержать хоть баллом
Ведь им от команд отставать не пристало!
Угадайте мелодию и скажите фразу, в которой будет математический термин.
- “Учат в школе” (к 4+2…)
- “Вместе весело шагать по просторам” (раз дощечка, два дощечка…)
- “Крокодил Гена” (… и подарит 500 эскимо…)
- В траве сидел кузнечик” (он ел одну лишь травку…)
- “Там вдали за рекой” (сотня юных бойцов)
- “Школьные годы” (здесь 10 классов пройдено)
- “Дважды два четыре” (2 х 2 = 4).
………………………………………………………….
3. Назовите математические термины на букву (можно назвать любую букву).
4. Отгадайте.
- Меня ты знаешь с древних времен
Со мною был связан сам фараон.
В мое основание заглянешь – квадрат.
Я знаю, узнать меня будешь ты рад! - Меня очень часто ты видишь вокруг:
Углы все прямые имею я, друг.
Ты в руки коробочку спичек берешь,
Меня ты, дружок, узнаешь?
(1 – правильная 4 – угольная пирамида, 2 - прямоугольный параллелепипед).
3. Решите.
а) У двух матерей по 5 сыновей, одно имя всем. (руки и пальцы).
б) Шли две матери с дочерью, да бабушка с внучкой, нашли полтора пирога. Помногу ли досталось? (по полпирога).
в) Один человек купил трех коз и заплатил 3 руб. Спрашивается: по чему каждая коза пошла? (по земле).
г) Мельник пришел на мельницу. В каждом из 4-х углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Сколько ног было на мельнице? (две ноги мельника).
7 гейм “СПЕШИТЕ РЕШИТЬ”.
Ведущий. Надо решить задачу. Кто быстрее и правильно решит, тот получит 2 балла. Время - две минуты. Вы сейчас получите условие задачи на листочках. Задача одна и та же для обеих команд.
Задача. “Два человека варили кашу. Один дал для этого две кружки крупы, другой три кружки. Когда каша была готова, подошел третий человек и попросил разрешения съесть вместе с ними кашу за плату. После еды он уплатил свою долю – 5 рублей. Как разделили эти деньги варившие кашу”.
(5 х 3 = 15; 15 руб. стоимость всей каши;
15: 5 = 3; 3 руб. стоит одна кружка крупы;
3 х 2 = 6; 6 руб. стоит крупа 1-го человека;
3 х 3 = 9; 9 руб. стоит крупа 2-го человека;
6 – 5 = 1; 1 руб. составляет доля 1-го человека;
9 – 5 = 4; 4 руб. составляет доля 2-го человека).
Пока участники решают, проводится игра со зрителями.
8 гейм “БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ”.
Ведущий.
Как песня не может прожить без баяна,
Команда не может без капитана.
Сейчас будет конкурс капитанов – конкурс на самого внимательного. Этот конкурс не оценивается – капитан команды, сам “добывает” приз. Т.к. в конце игры приз получит только победитель, здесь мы даем возможность, до конца игры, заработать утешительные призы.
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка раз
Лишь скажу я слово “три”-
Приз немедленно бери
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри
Рыбешек мелких увидали
И не одну, а целых… две.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом
Смотри на старте не хитри,
А жди команду: “Раз, два,…марш!”
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри, до поздней ночи,
А про себя, их повтори,
Разок, другой, но лучше… пять.
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж, друзья, вы приз не взяли
Когда была возможность взять!
(Призами могут быть сладкие призы).
9 гейм “ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ”
Ведущий. “Гонка за лидером”, “Дальше, дальше,…”. Это самый азартный гейм, ведь здесь каждая команда отвечая на вопросы может заработать свои победные баллы.
Вопросы:
- Третья буква греческого алфавита? (?)
- Чему равен 1 пуд? (16 кг)
- Единица измерения скорости на море? (узел)
- Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получилось число большее 2-х, но меньшее 3? (запятая)
- Как называется сотая часть числа? (1%)
- Можно ли при умножении чисел получить 0? (да)
- Единица массы драгоценных камней? (карат)
- Первая женщина-математик в Росси? (Ковалевская)
- Наименьшее натуральное число? (1)
- Одно яйцо варят 4 мин. Сколько варят 5 яиц? (4 мин)
- На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
- Чему равен угол в квадрате? (900)
- Сумма длин всех сторон? (периметр)
- Как называется постоянная величина? (константа)
- Что надо искать прежде, чем корни квадратного уравнения? (дискриминант)
- Проверка учеников на выживание? (контрольная)
- Автор самой знаменитой теоремы? (Пифагор)
- Какую часть часа составляет 20 мин? (1/3)
- Чему равен 1 фунт? (400 г)
- Что означает греческого слова “градус”? (шаг, ступень)
- Что высечено на могильной плите у Архимеда? (шар, вписанный в цилиндр)
- Есть у любого растения, и может быть у уравнения? (корень)
- Что означает ничего в математике? (0)
- Назовите самое большое число? (нельзя назвать)
- Курица весит на одной ноге 3 кг. Сколько весит курица на двух ногах? (3 кг)
- Единица с 12-тью нулями? (триллион)
- Самая распространенная оценка знаний учащейся молодежи? (3)
- Продолжите сказанное: “Думай голова…? (картуз куплю)
- Как называется геометрия, изучаемая нами? (Евклидова)
- Назовите поэта, у которого по математике было 2? (Пушкин)
- Сколько раз в году встает солнце? (365; 366)
- Сколько музыкантов в квартете? (4)
- Какой вал изображен на картине Айвазовского? (девятый)
- Сколько пьес во “Временах года” Чайковского? (12)
- Кто подарил человечеству восклицание “Эврика”? (Архимед)
- Результат вычитания? (разность)
- Утверждения, которые не доказываются? (аксиомы)
- Отношение противолежащего катета к гипотенузе? (синус)
- Очень плохая оценка знаний? (1)
- Сколько концов у 3,5 палок? (8)
- На что похожа половина яблока? (на другую половину)
- Чертова дюжина? (13)
- Равенство с переменной? (уравнение)
- Чему равно 34? (81)
- Другое название независимой переменной? (аргумент)
Каждая команда отвечает на вопросы в течении одной минуты, один правильный ответ – 1 балл.
По окончании 9 гейма счет игры… (объявляется счет игры). “Счастливый случай” сегодня выпал команде… (называется команда-победитель)
Ведущий.
Продолжается век.
И другой приближается век.
По кремнистым ступеням
Взбираясь к опасным вершинам,
Никогда, никогда, никогда
Не отдаст человек
Своего превосходства
Умнейшим машинам.
(Победители и участники награждаются памятными подарками).
Ведущий. На этом наша игра завершается. Спасибо всем! До новых встреч!
Литература
- Великие жизни в математики: Кордемский Б.А. Книга для учащихся 8-11 кл.-М: Просвещение, 1995 г.
- Учитель Башкортостана. Ежемесячный научно-педагогический и методический журнал министерства народного образования республики Башкортостан. №9 – 2000 г., стр. 61.
- Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете “Первое сентября”. №45 – декабрь 1998 г., №45 – декабрь 2000 г.