Цели урока.
Обучающие:
- Учить сравнивать дроби с одинаковыми числителями и дроби с одинаковыми знаменателями.
- Применение алгоритма сравнения и опорных схем на практике.
- Тренировать навыки решения текстовых задач, неравенств.
- Обучение мыслительной операции “Сравнение”.
Развивающие:
- Развивать мышление, память, речь, познавательный интерес.
- Учить исследовательской работе, делать выводы.
Оборудование: игра “Внимание”, карточки, цветные карандаши у каждого ученика, рисунки, схемы, таблицы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Организация класса.
Прозвенел звонок, начинается урок
Время тратить зря не будем,
В сказку вовремя прибудем.
II. Актуализация знаний.
1. Игра “Внимание”
Рис.1
Учитель:
Посмотрите в течение 5 секунд на рисунки.
В каком порядке они расположены?
Что общего?
Дети:
Это герои народной сказки “Колобок”.
Это все маски.
У: Маски мы можем видеть на карнавале, в театре.
А вы любите бывать в театре?
Так как урок необычный я приглашаю вас в театр.
(3 звонка. Открывается занавес над доской)
У: Актерами в нашем театре, кроме героев, будут числа, а управлять ими будете вы.
Жил на свете Колобок. Он был веселым и любопытным. Скучно ему стало, решил мир посмотреть и покатился по дорожке.
У: Найдите закономерность и продолжите ее дальше.
Д:
У: Как называются такие числа?
Д: Дроби.
У: Что такое дробь?
Д: Это одна или несколько долей от
целого.
У: Что показывает число над чертой? Как
называется?
Д: Числитель. Он показывает сколько
частей взяли.
У: Что показывает число под чертой? Как
называется?
Д: Знаменатель. Он показывает на сколько
частей (долей) делили.
У: Что интересного заметили в наших
дробях?
Д: Знаменатели уменьшаются на 3 и числа
расположены в порядке убывания.
У: Покатился Колобок дальше, видит,
Михайло Потапыч идет грустный.
Развеселите его, решив задачу.
Задача. Со своей пасеки Михайло Потапыч собрал 15кг меда. 1/5 всего меда решил дать Кролику. Да не знает сколько это. Сколько килограммов меда он даст Кролику?
Д: Чтобы узнать часть от числа, надо
15:5*1= 3кг
3кг меда даст Мишка Кролику.
У: Дальше покатился Колобок. А навстречу ему Лиса и Волк опечаленные. Сложили весь улов в сундук, а он с секретом.
Выполните задание и сундук откроется.
Сравните:
750 315 и 99 999
1/7 и 1/15
52 608 043 и 52 609 043
1% и 1/60
У: Как сравнить два натуральных числа
с разным количеством знаков в записи?
Д: Смотрим, где больше знаков.
У: А с одинаковым количеством знаков в
записи?
Д: Смотрим на разряд и класс.
У: Как сравнить две доли?
Д: Чем на большее количество долей мы
делим, тем меньше каждая доля.
У. Очень хорошо получается у вас
управлять числами, да и Лисе с Волком помогли.
Высоко на Олимпе узнала богиня Клио, покровительница науки и искусств, о нашем театре и отправила помощниц показать свои выступления.
Рис.2
Одна из богинь прошла 3/8 пути и подарила 5/12 билетов. Другая прошла 7/8 пути и подарила 5/6 билетов.
У: Запишите эти дроби в тетрадь
Разбейте их на группы. Что интересного заметили?
По каким критериям разбили?
Д: 1 группа с одинаковыми числителями
5/12 и 5/6;
2 группа с одинаковыми знаменателями 3/8 и 7/8;
III. Постановка проблемы.
У. Сравните дроби первой группы и второй группы.
3/8 и 7/8; 5/12 и 5/6
Д. Высказывают свои суждения.
Объявляется тема урока: “Сравнение дробей”.
IV. Открытие детьми нового знания.
У: Побудем исследователями и сравним дроби на практике.
Практическая работа по вариантам
1 вариант
Карточка №1
1. Даны два круга. Закрась указанные части.
2. Сравните закрашенные части и сделайте вывод для данных дробей: 3/8 и 7/8
3. Вывод:
Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та,_____
2 вариант
Карточка №1
1. Даны два круга. Закрась указанные части.
2. Сравните закрашенные части и сделайте вывод для данных дробей: 5/6 и 5/12
3. Вывод:
Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та,__________________
У. По каким критериям сравнивали
дроби?
Д. Да мы сравнивали дроби с одинаковыми
числителями и одинаковыми знаменателями.
У. Ваши выводы запишем с помощью
алгоритма и опорного конспекта.
У: Повторим вывод. Вернемся к богиням.
Кто больше подарил билетов?
Кто меньше всего проделал путь?
Сравним дроби на доске и в тетради
8/11 и 4/11
9/16 и 9/20
а/15 и а +2/15
7/в и 7/в -2
V. Физминутка. (Антракт)
У: Хотите узнать, какие представления
покажут нам богини?
Откройте учебник на стр. 82 упр. №2. Выполним в
парах (1(а), 2(б))
Внимательно прочитайте.
Расшифруйте названия театральных представлений,
расположив дроби:
1 вариант в порядке возрастания:
2 вариант в порядке убывания:
У: Чтобы расположить дроби в порядке
возрастания или убывания, что надо сделать?
Д: Дроби надо сравнить.
У: Какие дроби вам даны.
Д: С одинаковыми знаменателями.
У: Посмотрим на алгоритм сравнения.
Воспользуемся опорным конспектом.
1 вариант – вы начнете с какой дроби?
Д: С дроби с наименьшим числителем.
У: 2 вариант – а вы?
Д: С дроби с наибольшим числителем.
У: Какие же представления покажут нам
богини?
Д: Комедию и трагедию.
У: Имена богинь – покровительниц
комедии и трагедии в греческой мифологии
расшифруйте аналогично.
Упр. №4 стр. 83, варианты – поменяйте буквы.
Прочитайте.
Какие дроби вам даны в этом задании?
Д: С одинаковыми числителями.
У: Воспользуйтесь опорным конспектом, сравните дроби и расположите их:
1 вариант в порядке возрастания:
2 вариант в порядке убывания:
У. Какие имена у вас получились?
Д. Талия и Мельпомена.
Учителем дается справка о театре в Древней Греции (материал из истории Древнего мира).
У. Решим задачу, которая подходит к нашей теме.
Карточка №2. (1 и 2 вариант)
Задача.
Для постановки сценки в школьном театре надо выучить 160 слов. Руслан выучил 1/4 всех слов, а Тимур 3/4 всех слов. Кто из мальчиков выучил больше слов и на сколько?
У: На какой вопрос мы можем ответить,
не решая ее?
Д: Тимур выучил больше Руслана, т.к. 3/4 >
1/4.
У: А можем ли ответить на вопрос на
сколько больше?
Д: Нет, для этого надо решить задачу.
У: Запишем решение задачи в тетради и на
доске.
Проверим решение и ответ.
VI. Итог урока
У. Чему учились на уроке?
Д. Сравнивать дроби с одинаковыми
числителями и знаменателями.
У. К какому выводу пришли?
Д. Повторяют вывод по алгоритму
сравнения и опорному конспекту.
Дополнительная работа
У: Как вы поняли сегодняшнюю тему я узнаю из самостоятельной работы по карточкам.
- Сравните дроби.
- Решите неравенства.
- Закрасьте шкалу личного участия и обозначьте дробью.
1 вариант
Карточка №3
1. Сравни:
2/9 и 2/3;
8/36 и 24/36;
6/11 и 6/15;
а +3/57 и а/57.
2. Найди множество решений неравенств:
x /8 < 3/8____________________________
5/y > 5/9____________________________
3. Шкала личного участия на уроке.
2 вариант
Карточка№3
1. Сравни:
7/8 и 4/8;
17/48 и 17/21;
5/19 и 12/19;
42/в+5 и 42/в.
2. Найти множество решений неравенств:
х/6 < 4/6___________________________
9/у > 9/12__________________________
3. Шкала личного участия на уроке.