Цель: учить детей обозначать на письме мягкость согласных на конце слова буквой мягкий (ь) знак.
Задачи:
- формирование умения различать на слух и в собственном произношении твёрдость и мягкость согласных, обозначать на письме мягкость согласных на конце слова буквой мягкий (ь) знак;
- коррекция зрительного и слухового восприятия, внимания;
- воспитание познавательной активности и интереса к учению.
Оборудование:
- предметные картинки,
- табличка со словарным словом,
- схема-опора,
- лепестки цветка со словами,
- карточки для индивидуальной работы,
- круги,
- сигнальные карточки.
ХОД УРОКА
I. Организация урока.
- Внимательно послушайте загадку и подарите отгадку друг другу.
Есть у радуги подруга
В виде полукруга,
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится.
Грусть, тоска её боится (улыбка)
II. Упражнение на развитие мелкой моторики.
- Чтоб красиво написать, надо пальчики размять.
1). Упр. “ Ладошки на столе”.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
Ладошки на бочок
И сжали в кулачок.
2). – Послушайте стихотворение и выложите на стол столько кружков, сколько раз в стихотворении вы услышите звук [к].
Катя с Колей
Кулёк муки
У купца купили.
И в кадушке тесто замесили.
Ну-ка, Дуня,
Слазь с печи.
Напеки нам калачи.
- Сколько раз вы в стихотворении услышали звук [к]? (10)
- Какой это звук: гласный или согласный?
- Звонкий или глухой?
- Какой буквой на письме обозначаем звук [к]?
(Запись в тетради заглавной и строчной буквы К)
- Подберите слова, которые начинаются со звука [к].
- Есть ли среди них словарное слово? Какое?
III. Словарная работа.
1). - Сегодня, я подарю вам новое словарное слово, которое начинается со звука [к].
А какое это слово, определите сами.
Среди цифр спрятались буквы. Найдите их, прочитайте, и вы узнаете, что растёт на огороде.
3 К 7 9 4 А 1 5 Р 2 9 Т 3 8 2 3 1 О 7 6 7 3 7 Ф 2 9 Е 6 5 Л 4 3 Ь (картофель)
2). – Запишите слово картофель в тетради.
- Сколько в слове слогов?
- Который по счёту ударный?
- Назовите безударный слог.
- Какую гласную в слове нужно запомнить?
- Сколько в слове звуков?
- Сколько букв?
- Почему звуков меньше, чем букв?
- Назовите по порядку гласные.
- Назовите по порядку все согласные в этом слове.
- Какой звук они обозначают по твёрдости – мягкости?
- Какие гласные указывают на мягкость согласного?
(е, ё, ю, я, и)
IV. Введение в тему.
- Назовите согласный на конце слова.
- Какой это звук: твёрдый или мягкий?
- Что на письме указывает на мягкость согласного звука [л]?
- Устно составьте предложение с новым словарным словом.
V. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы будем учиться определять твёрдый и мягкий согласный звук на конце слова, обозначать мягкость согласного на письме мягким (ь) знаком.
VI. Работа над новым материалом.
1. – Отгадайте загадку:
а).
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки.
Дарит мягкие пушинки (гусь)
- Произнесите согласный на конце слова.
- Как он произносится: твёрдо или мягко?
- Какая буква обозначает мягкость согласного на письме? (ь)
- Запишите слово. Выделите согласную вместе с мягким (ь) знаком.
б).
Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как гудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор (пылесос)
- Какой звук слышим на конце слова: твёрдый или мягкий?
- Запишите слово.
- Почему в слове гусь мы написали мягкий (ь) знак, а в слове пылесос
- Не написали?
2. – Ребята, у двери нашего класса я нашла письмо.
- Что же в нём?
К вам, ребята, мы спешили,
Познакомиться решили.
Но вчера упали с кочки
И распались на кусочки.
Помогите! Помогите!
Из кусочков нас сложите.
Цветы.
- Давайте все вместе соберём цветы. Для этого прочитайте слово на лепестке цветка.
- Какой звук мы слышим в конце слова: твёрдый или мягкий?
- К какому цветку отнесём этот лепесток? Почему?
- ТЬ - Т
Слова на лепестках:
КРОВА…, БЛОКНО…, СКАТЕР…, АВГУС…, КОМПО…, ШЕС…, ХАЛА…, ДЕСЯ…
VII. Физминутка.
- А теперь отдохнём.
Мишка шёл, шёл, шёл
И картофель нашёл.
Раз картошка,
Два картошка,
Три картошка –
Положи её в лукошко.
- Какое словарное слово вы услышали в нашей физминутке?
- Какую букву будем писать на конце этого слова? Почему?
VIII. Закрепление.
1. Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр. 81.
- Найдите упр. 7.
а). – Прочитайте похожие слова?
б). – Назовите различные звуки в словах.
- Укажите различные буквы.
- Как надо читать согласную, если рядом мягкий знак?
- Объясните значение каждого слова.
в). – Вставьте эти слова в предложения и запишите их. Согласную рядом с мягким знаком выделите.
2. Игра “Внимательные руки”.
- Поднять сигнальную карточку, если в слове на конце слышен согласный мягкий.
ПЕНАЛ, СУХАРЬ, УГОЛЬ, КОВЁР, МЕЛ, ПЕНЬ, ЛЕНЬ, ГОЛОС, ДЕНЬ, ТЕНЬ.
3. – Буквы “заспорили”, кому из них место в слове.
А вы буквам помогите,
Место в слове укажите.
- Запишите предложение. Выделите согласную вместе с мягким (ь ) знаком.
4. Работа по карточкам.
I – вариант – (карточка красного цвета)
- Вставьте букву мягкий знак после согласных.
БУКВАР…, ПОРТФЕЛ…, ПЕНАЛ…, ТЕТРАД… - учебные вещи.
II – вариант – (карточка синего цвета)
КРОВАТ…, ДИВАН…, СТОЛ… - МЕБЕЛЬ,
III – вариант – (карточка зелёного цвета)
- Выдели мягкий согласный с буквой ь знак.
КАРТОФЕЛЬ, МОРКОВЬ - ОВОЩИ.
IX. Итог урока.
- Чему мы учились на уроке?