Изготовление эмблемы к 70-летию города Белово (открытый урок в 7-м классе)

Разделы: Технология


Только по - настоящему любя свое дело, отдавая работе всю душу, любовь к детям и желание помочь им найти себя в труде и творчестве, можно добиться весомого успеха и ощутить в полной мере свою значимость в жизни

Тема: “Изготовление эмблемы к 70-летию города Белова”

Цель урока:

Выполнить 1-й этап и начало второго этапа проектной деятельности (постановка проблемы, выбор материала, алгоритм работы, подбор инструментов, оборудования и приспособлений, рабочий рисунок).

Задачи:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Применение знаний о видах и свойствах тканей для решения практической задачи: изготовление изделия (эмблемы города).
  2. РАЗВИВАЮЩАЯ: Развитие практических навыков работы с тканями, а также учебно-интеллектуальных навыков в овладении приемами умственной деятельности (сравнение, анализ. Моделирование, мыслительный эксперимент), развитие логического и системного мышления. Развитие коммуникативных умений, навыков коллективной работы.
  3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Формирование интереса к истории родного города, воспитание гражданственности, ориентация на социализацию личности школьниц. Эстетическое воздействие на учащихся, формирование художественного вкуса.

Материалы демонстрационные:

  • Герб, флаг и гимн России, эмблема г. Белова, книга “Белово”;
  • образцы разных видов тканей: х/б, шерсть, синтетические;
  • емкость с водой, спички
  • таблицы “Свойства тканей”, “Маркетинг”, “Проект”,
  • тема урока “Выполнение эмблемы города Белова”;
  • ученический проект, занявший первое место на олимпиаде;
  • герб России и эмблема Белова в технике ткачества;
  • карточки с мордочками (радость, печаль, безразличие);
  • торт в форме эмблемы города Белова.

Раздаточный материал:

  • карточки с наименованиями тканей, инструментов, алгоритм работы, номера бригад, контрольные листы бригад;
  • листы опроса, таблица экономического расчета материала;
  • образцы тканей,
  • цветная бумага самоклеющаяся, картон,
  • ножницы, клей, карандаш простой, ластики, линейки.

Ход урока:

(Перед началом урока разделить группу девочек на тир бригады)

Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, девочки.

Урок начнем со строк стихотворения ученицы гимназии № 1 нашего города Кудрявцевой Вероники:

Родился ты в тридцать восьмом,
В холодном, лютом декабре,
Родился в западной Сибири.
Тебя назвали простым словом
Красиво, ласково – Белово.

Вы уже догадались, урок посвящен родному городу.

Тема урока: “Изготовление эмблемы города Белова” (на доске).

Ваша задача: “Выполнить первый и часть второго этапов творческого проекта по изготовлению эмблемы города Белова”.

ПРОЕКТ - совокупность всех материалов, само изделие и фотодокументы (на доске). Показать ученический проект, занявший первое место.

Довелось мне проводить урок по теме “Ты тоже родился в России”. Государственные Герб, Флаг и Гимн нашей Родины России я смогла купить в книжном магазине (на доске). Но ни в одном магазине не смогла найти эмблему нашего города Белова.

Это ПРОБЛЕМА 1 (прикрепить к доске – “изготовить эмблему”).

Выход из проблемы – выполнить ее своими руками. Рисунок эмблемы есть. Он был утвержден к 60-летию нашего города в 1998 году.

Новая ПРОБЛЕМА 2. Какой материал использовать? (прикрепить к доске, проблему 1 снять).

Этому поможет нам МАРКЕТИНГ – изучение спроса и предложения. Мне нужны три девочки, по одной из каждой бригады. (Раздать листы опроса). Ваша задача: смело подойти к гостям и задать вопросы, кратко вписать ответы, подсчитать результат.

Пока девочки заняты, посмотрим, что же есть у вас в запасе на столе? Может что-нибудь нам пригодится?

(В шкатулке лежат: пряжа, драп, бисер, дерево, пуговицы, х/б и синтетическая ткань, пластилин, соленое тесто, глина, цветное стекло, крашенный рис, цветная бумага, цветной картон, нитки мулине.)

Подумайте, как все это можно использовать?

Рассмотрим каждый материал отдельно:

  • Пластилин – от тепла тает, значит непрактично, будем использовать? Нет.
  • Соленое тесто – может случайно размокнуть или разбиться, будем использовать? Нет.
  • Пряжа, нитки мулине – подойдет, можно связать, соткать, сплести, вышить.
  • Дерево – подойдет, будем использовать? Можно, но предложим мальчикам.
  • Глина – подойдет, но нет муфельной печи для обжига.
  • Бисер – подойдет, но будет очень дорого.
  • Ткань – подойдет, можно выполнить изделие в технике лоскутного шитья и аппликации.

Материал выбрали – это пряжа и ткань.

Подведем итоги маркетинга:

  • Желают приобрести эмблему – все, мы все – патриоты;
  • Материал - самый разнообразный, но в основном ткань.
  • Размер – небольшой, в формат альбома;
  • Цена - недорого, договорная, а лучше в подарок.

(Оценка бригаде – красный жетон на таблицу.)

Подведя итоги маркетинга и рассмотрев запасы, сделаем вывод: будем выполнять эмблему из пряжи и ткани – и доступно и не дорого.

  • Назовите натуральные ткани: хлопок, лен, шелк, шерсть.
  • Назовите ткани химического производства: капрон, нейлон, лавсан, нитрон, эластик, лайкра, кримплен, трикотин, виноловые кожи.
  • Какое сырье используют для выработки синтетических тканей?

Нефть, газ, каменный уголь.

  • Назовите положительные свойства синтетических тканей:

Высокая механическая прочность;
Высокая упругость
Высокая стойкость к микроорганизмам
Высокая стойкость к химическим веществам
Хорошая драпируемость
Эстетичность

Назовите отрицательное свойство: низкая гигроскопичность.

Каким способом можно определить вид ткани (визуально - с лупой, тактильно – на ощупь и опытным путем – опаливание спичками, на “зуб”)?

Проведение опыта учителем: при помощи опаливания кусочков разных тканей определить их волокнистый состав (искусственная, хлопчатобумажная, натуральные шелк и шерсть, синтетическая).

ЗАДАНИЕ 1: определить вид ткани визуально и на ощупь. Приклеить названия тканей к образцам тканей, наклеенных на лист бумаги. Готовое задание повесить на доску. (За правильный ответ оценка – красный жетон на таблицу каждой бригаде).

Как вы думаете, какая ткань лучше подходит для эмблемы: бархат, вельвет, драп, трикотин, кримплен, синтетические ткани, виноловые кожи?

Материал подобрали. Новая проблема – составление последовательности работы изготовления изделия - ПРОБЛЕМА 3 (повесить на доску, снять проблему 2 с доски)

ПРОБЛЕМА 3: – составление алгоритма работы.

ЗАДАНИЕ 2: Составить алгоритм работы изготовления эмблемы из драпа, из пряжи и мулине (карточки с последовательностью выполнения работы лежат на столе в конверте). (Оценка – жетон на таблицу).

Первая бригада составляет алгоритм изготовления эмблемы в технике “Лоскутного шитья”:

  • Выполнить цветной рисунок эмблемы;
  • Изготовить по цветному рисунку шаблоны в натуральную величину с прибавкой на швы;
  • Подготовить ткань: почистить, отутюжить, при необходимости продублировать клеевой тканью;
  • Разложить шаблоны на изнаночной стороне ткани, сколоть английскими булавками;
  • Обвести шаблоны портновским мелом, выкроить детали;
  • Сметать детали, стачать детали на машинке;
  • Разутюжить швы готового изделия и само изделие;

Вторая бригада составляет алгоритм изготовления эмблемы в технике “Ткачество”:

  • Изготовить цветной рисунок в натуральную величину;
  • Изготовить рамку на 30-50 см больше с каждой стороны, чем эмблема;
  • Натянуть на рамку прочные нити для основы;
  • Заготовить цветную пряжу для оплетения нитей основы;
  • Подложить цветной рисунок под рамку и ткать по рисунку цветными нитями;
  • Готовое тканое полотно аккуратно снять с рамки, обрезав нити основы;
  • Нити основы аккуратно подшить к изнаночной стороне готового полотна.

Третья бригада составляет алгоритм изготовления эмблемы в технике “Вышивка”:

  • Изготовить цветной рисунок эмблемы в натуральную величину;
  • Подготовить ткань для вышивки – накрахмалить;
  • Перевести рисунок с кальки на ткань через копировальную бумагу;
  • Натянуть ткань на пяльцы, расправляя по долевой нити и нити утка.
  • Подобрать нитки для вышивки: мулине, гарус, шерсть, ирис;
  • Выполнить вышивку гладью или крестиком.
  • Снять готовую вышивку с пяльцев;
  • Отутюжить готовое изделие с изнаночной стороны через влажный проутюжильник.

Проблему № 3 решили. (Снять проблему 3 с доски).

Готовые алгоритмы работы прикрепить на доску.

(Оценка – жетон на таблицу каждой бригаде).

ЗАДАНИЕ 3: Какие инструменты, приспособление и оборудование необходимы для работы? Карточки лежат на столе. Из них выбрать необходимые инструменты.

Линейка, карандаш, ластик, сантиметр, мелок;
ножницы, иголка для ручного шитья, иголки для вышивки,
английские булавки, наперсток;
швейная машина, пяльцы, рамка.

(Оценка – жетон на таблицу).

Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при выполнении работ с ножницами? Иглами? Утюгом? (Оценка – жетон на таблицу).

ЗАДАНИЕ 4: Теперь вам надо выполнить рабочий рисунок – ЭСКИЗ для дальнейшего выполнения творческого проекта. Работа в бригадах по составлению рабочего эскиза из выкроенных деталей и фиксация их клеем на листе бумаги. (Раздать готовые шаблоны). Готовые работы приклеить на контрольный лист.

(Оценка – жетон на таблицу).

Подведем ИТОГ вашей работы: 1 этап и начало второго этапа творческого проекта вы выполнили, рабочий эскиз к следующему этапу работы над проектом готов. Подсчитаем жетоны. Молодцы! Всем за урок – “отлично”.

Предлагаю вашему вниманию “Герб России” в технике “Ткачество”, который выполнила группа учащихся 7-х классов школы № 10 под руководством учителя изобразительного искусства Шадриной Татьяны Борисовны.

А вот этот творческий проект - торт Эмблема города Белова испекла группа девочек 10 “Б” класса.

Любимый город! – поздравляю с юбилеем!
Желаю, чтоб красивым был всегда!
Белово – города, милее не бывает,
Я – беловчанка и праздник у меня!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Составить таблицу “Экономический расчет материальных затрат по изготовлению эмблемы города Белово в разной технике изготовления”.

Девочки, у вас на столе есть человечки. Если вам урок понравился, то наклейте на этот лист радостных человечков. Если урок не понравился, то – грустных. Если урок был обычным, то наклейте человечков в нулевом состоянии. Спасибо за урок. До свидания.