Только по - настоящему любя свое дело, отдавая работе всю душу, любовь к детям и желание помочь им найти себя в труде и творчестве, можно добиться весомого успеха и ощутить в полной мере свою значимость в жизни
Тема:
“Изготовление эмблемы к 70-летию города Белова”Цель урока:
Выполнить 1-й этап и начало второго этапа проектной деятельности (постановка проблемы, выбор материала, алгоритм работы, подбор инструментов, оборудования и приспособлений, рабочий рисунок).
Задачи:
Материалы демонстрационные:
- Герб, флаг и гимн России, эмблема г. Белова, книга “Белово”;
- образцы разных видов тканей: х/б, шерсть, синтетические;
- емкость с водой, спички
- таблицы “Свойства тканей”, “Маркетинг”, “Проект”,
- тема урока “Выполнение эмблемы города Белова”;
- ученический проект, занявший первое место на олимпиаде;
- герб России и эмблема Белова в технике ткачества;
- карточки с мордочками (радость, печаль, безразличие);
- торт в форме эмблемы города Белова.
Раздаточный материал:
- карточки с наименованиями тканей, инструментов, алгоритм работы, номера бригад, контрольные листы бригад;
- листы опроса, таблица экономического расчета материала;
- образцы тканей,
- цветная бумага самоклеющаяся, картон,
- ножницы, клей, карандаш простой, ластики, линейки.
Ход урока:
(Перед началом урока разделить группу девочек на тир бригады)
Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, девочки.
Урок начнем
со строк стихотворения ученицы гимназии № 1 нашего города Кудрявцевой Вероники:Родился ты в тридцать восьмом,
В холодном, лютом декабре,
Родился в западной Сибири.
Тебя назвали простым словом
Красиво, ласково – Белово.
Вы уже догадались, урок посвящен родному городу.
Тема урока:
“Изготовление эмблемы города Белова” (на доске).Ваша задача: “Выполнить первый и часть второго этапов творческого проекта по изготовлению эмблемы города Белова”.
ПРОЕКТ - совокупность всех материалов, само изделие и фотодокументы (на доске). Показать ученический проект, занявший первое место.
Довелось мне проводить урок по теме “Ты тоже родился в России”. Государственные Герб, Флаг и Гимн нашей Родины России я смогла купить в книжном магазине (на доске). Но ни в одном магазине не смогла найти эмблему нашего города Белова.
Это ПРОБЛЕМА 1 (прикрепить к доске – “изготовить эмблему”).
Выход из проблемы – выполнить ее своими руками. Рисунок эмблемы есть. Он был утвержден к 60-летию нашего города в 1998 году.
Новая ПРОБЛЕМА 2. Какой материал использовать? (прикрепить к доске, проблему 1 снять).
Этому поможет нам МАРКЕТИНГ – изучение спроса и предложения. Мне нужны три девочки, по одной из каждой бригады. (Раздать листы опроса). Ваша задача: смело подойти к гостям и задать вопросы, кратко вписать ответы, подсчитать результат.
Пока девочки заняты, посмотрим, что же есть у вас в запасе на столе? Может что-нибудь нам пригодится?
(В шкатулке лежат: пряжа, драп, бисер, дерево, пуговицы, х/б и синтетическая ткань, пластилин, соленое тесто, глина, цветное стекло, крашенный рис, цветная бумага, цветной картон, нитки мулине.)
Подумайте, как все это можно использовать?
Рассмотрим каждый материал отдельно:
- Пластилин – от тепла тает, значит непрактично, будем использовать? Нет.
- Соленое тесто – может случайно размокнуть или разбиться, будем использовать? Нет.
- Пряжа, нитки мулине – подойдет, можно связать, соткать, сплести, вышить.
- Дерево – подойдет, будем использовать? Можно, но предложим мальчикам.
- Глина – подойдет, но нет муфельной печи для обжига.
- Бисер – подойдет, но будет очень дорого.
- Ткань – подойдет, можно выполнить изделие в технике лоскутного шитья и аппликации.
Материал выбрали – это пряжа и ткань.
Подведем
итоги маркетинга:- Желают приобрести эмблему – все, мы все – патриоты;
- Материал - самый разнообразный, но в основном ткань.
- Размер – небольшой, в формат альбома;
- Цена - недорого, договорная, а лучше в подарок.
(Оценка бригаде – красный жетон на таблицу.)
Подведя итоги маркетинга и рассмотрев запасы, сделаем
вывод: будем выполнять эмблему из пряжи и ткани – и доступно и не дорого.- Назовите натуральные ткани: хлопок, лен, шелк, шерсть.
- Назовите ткани химического производства: капрон, нейлон, лавсан, нитрон, эластик, лайкра, кримплен, трикотин, виноловые кожи.
- Какое сырье используют для выработки синтетических тканей?
Нефть, газ, каменный уголь.
- Назовите
Высокая механическая прочность;
Высокая упругость
Высокая стойкость к микроорганизмам
Высокая стойкость к химическим веществам
Хорошая драпируемость
Эстетичность
Назовите отрицательное свойство:
низкая гигроскопичность.Каким способом можно определить вид ткани (визуально - с лупой, тактильно – на ощупь и опытным путем – опаливание спичками, на “зуб”)?
Проведение опыта учителем: при помощи опаливания кусочков разных тканей определить их волокнистый состав (искусственная, хлопчатобумажная, натуральные шелк и шерсть, синтетическая).
ЗАДАНИЕ 1:
определить вид ткани визуально и на ощупь. Приклеить названия тканей к образцам тканей, наклеенных на лист бумаги. Готовое задание повесить на доску. (За правильный ответ оценка – красный жетон на таблицу каждой бригаде).Как вы думаете, какая ткань лучше подходит для эмблемы: бархат, вельвет, драп, трикотин, кримплен, синтетические ткани, виноловые кожи?
Материал подобрали. Новая проблема – составление последовательности работы изготовления изделия - ПРОБЛЕМА 3 (повесить на доску, снять проблему 2 с доски)
ПРОБЛЕМА 3: – составление алгоритма работы.
ЗАДАНИЕ 2: Составить алгоритм работы изготовления эмблемы из драпа, из пряжи и мулине (карточки с последовательностью выполнения работы лежат на столе в конверте). (Оценка – жетон на таблицу).
Первая бригада составляет алгоритм изготовления эмблемы в технике “Лоскутного шитья”:
- Выполнить цветной рисунок эмблемы;
- Изготовить по цветному рисунку шаблоны в натуральную величину с прибавкой на швы;
- Подготовить ткань: почистить, отутюжить, при необходимости продублировать клеевой тканью;
- Разложить шаблоны на изнаночной стороне ткани, сколоть английскими булавками;
- Обвести шаблоны портновским мелом, выкроить детали;
- Сметать детали, стачать детали на машинке;
- Разутюжить швы готового изделия и само изделие;
Вторая бригада составляет алгоритм изготовления эмблемы в технике “Ткачество”:
- Изготовить цветной рисунок в натуральную величину;
- Изготовить рамку на 30-50 см больше с каждой стороны, чем эмблема;
- Натянуть на рамку прочные нити для основы;
- Заготовить цветную пряжу для оплетения нитей основы;
- Подложить цветной рисунок под рамку и ткать по рисунку цветными нитями;
- Готовое тканое полотно аккуратно снять с рамки, обрезав нити основы;
- Нити основы аккуратно подшить к изнаночной стороне готового полотна.
Третья бригада составляет алгоритм изготовления эмблемы в технике “Вышивка”:
- Изготовить цветной рисунок эмблемы в натуральную величину;
- Подготовить ткань для вышивки – накрахмалить;
- Перевести рисунок с кальки на ткань через копировальную бумагу;
- Натянуть ткань на пяльцы, расправляя по долевой нити и нити утка.
- Подобрать нитки для вышивки: мулине, гарус, шерсть, ирис;
- Выполнить вышивку гладью или крестиком.
- Снять готовую вышивку с пяльцев;
- Отутюжить готовое изделие с изнаночной стороны через влажный проутюжильник.
Проблему № 3 решили. (Снять проблему 3 с доски).
Готовые алгоритмы работы прикрепить на доску.
(Оценка – жетон на таблицу каждой бригаде).
ЗАДАНИЕ 3:
Какие инструменты, приспособление и оборудование необходимы для работы? Карточки лежат на столе. Из них выбрать необходимые инструменты.Линейка, карандаш, ластик, сантиметр,
мелок;
ножницы, иголка для ручного шитья, иголки для
вышивки,
английские булавки, наперсток;
швейная машина, пяльцы, рамка.
(Оценка – жетон на таблицу).
Какие правила техники безопасности необходимо соблюдать при выполнении работ с ножницами? Иглами? Утюгом?
(Оценка – жетон на таблицу).ЗАДАНИЕ 4:
Теперь вам надо выполнить рабочий рисунок – ЭСКИЗ для дальнейшего выполнения творческого проекта. Работа в бригадах по составлению рабочего эскиза из выкроенных деталей и фиксация их клеем на листе бумаги. (Раздать готовые шаблоны). Готовые работы приклеить на контрольный лист.(Оценка – жетон на таблицу).
Подведем ИТОГ вашей работы: 1 этап и начало второго этапа творческого проекта вы выполнили, рабочий эскиз к следующему этапу работы над проектом готов. Подсчитаем жетоны. Молодцы! Всем за урок – “отлично”.
Предлагаю
вашему вниманию “Герб России” в технике “Ткачество”, который выполнила группа учащихся 7-х классов школы № 10 под руководством учителя изобразительного искусства Шадриной Татьяны Борисовны.А вот этот творческий
проект - торт “Эмблема города Белова” испекла группа девочек 10 “Б” класса.Любимый город! – поздравляю с юбилеем!
Желаю, чтоб красивым был всегда!
Белово – города, милее не бывает,
Я – беловчанка и праздник у меня!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Составить таблицу “Экономический расчет материальных затрат по изготовлению эмблемы города Белово в разной технике изготовления”.Девочки, у вас на столе есть человечки. Если вам урок понравился, то наклейте на этот лист радостных человечков. Если урок не понравился, то – грустных. Если урок был обычным, то наклейте человечков в нулевом состоянии. Спасибо за урок. До свидания.