Урок математики в 4-м классе на тему "Изучение площади фигур с помощью палетки"

Разделы: Начальная школа


Тема: Измерение площади фигур с помощью палетки.

Цель: Познакомить детей со способом нахождения площади фигур различной формы с помощью палетки; закреплять умения учащихся заменять крупные единицы мелкими, а мелкие крупными, совершенствовать умение решать задачи, воспитывать аккуратность, взаимоуважение друг другу.

Материал: учебник, слайды числами, с геометрическими фигурами, палеткой (Приложение №1); индивидуальные карточки (Приложение№2), палетки.

Ход урока

I. Организационный момент.

-Здравствуйте ребята. Сегодня у нас не обычный урок. К нам пришли гости. Давайте улыбнемся друг другу, гостям и мне. Садитесь. Начнем свою работу.

-Мы сегодня познакомимся со способом нахождения площади фигур различной формы; вспомним единиц измерения длины и единиц измерения площади; закрепим знания по решению задач.

II. Устный счет:

а) Взяли математические тренажеры. Сегодня мы с вами повторим умножение и деление на круглых чисел. (Дети читают выражение выговаривая каждое число и говорят ответ)

б) Прочитайте числа (Показ на компьютере) 5000000; 400030; 2720532; 603010; 1005000; 100001.

-Хорошо. Вспомните, какие единицы измерения длин вы знаете? (см, мм, дм, км, м)

-Назовите самую маленькую: (мм). Назовите самую большую (км).

-А мы на уроках пользуемся, какими единицами измерения длин? (мм, см)

-А какими единицами измерения площади пользуемся? (см2, мм2)

Самостоятельная работа

-Теперь выполним задание самостоятельно. (Работа с карточками). Замените мелкие единицы крупными, крупные мелкими.

Карточки:

3 км2= га

20 км2= га

1000 км2= га

1200а= га

45000а= га

800дм2= м2

5км2= м2

4км2= м2

1км2 20м2= м2

Проверка фронтально с помощью сигнальных карточек

-В геометрии встречаются различные фигуры. Назовите, какие вы знаете? (треугольник, круг, прямоугольник, квадрат) (Показ на компьютере) Среди данных фигур выберите те, площадь которых умеете находить.

Теперь вспомним, как мы находим площадь квадрата? Напишите формулу на доске. S=a*a Как находим площадь прямоугольника? S=a*b. А что делать с остальными фигурами? Нам на этот вопрос предстоит ответить. Будем учиться находить площади тех фигур, которые мы не можем вычесть известными нам способами. Мы будем находить площадь разных фигур с помощью палетки (Показ). Она и у вас есть, возьмите посмотрите внимательно. Она из чего сделана? (из пленки) А на пленке что мы видим? (Разделена на квадраты) На какие квадраты? (Они все равны) Измерьте, чему равна сторона одного квадрата? (1 см). Значит, на какие квадратные единицы разделена ваша палетка? (на квадратные сантиметры)

-А как работать с ней? Может у вас есть какие-то задумки (ответы детей).

Объяснение учителя

-Чтобы найти, например площадь овала (показ на компьютере), палетку ложем на овал. И считаем полных квадратных сантиметров. Давайте считаем вместе (дети считают, учитель записывает на доске). Их 12. Потом считаем неполных. Их 16. А что же неполными делать? Как считать? (ответы детей). Договорились два неполных квадратных сантиметров считать за один полный. Значит, разделим 16:2=8. И теперь это число прибавляем к числу полных см2. 12+8=20 см2. Вот мы и нашли. Приблизительная площадь овала равна 20 см2.

-Теперь прочитаем параграф на стр. 49.

-Как вы будете вычислять площадь такой фигуры? (показ на компьютере, объяснение детей)

Физкультминутка

Мы считали, мы считали
И немного мы устали
Дружно все тихонько встали
И друг друга не задели
Встали, сели, сели, встали
И опять считать начнем

-Повторяем алгоритм нахождения площади фигуры с помощью палетки (Дети составляют алгоритм).

Практическая работа

-У вас на столах палетки и разные фигуры. Вы сами попробуйте найти площадь этих фигур с помощью палетки (У детей разные разноцветные геометрические фигуры. Дети находят, отвечают).

-А как вы узнали? Составьте алгоритм нахождения.

1. Палетку положим на фигуру.

2. Считаем полных см2.

3. Считаем неполных см2 разделим на 2.

4. Число полных см2 прибавим к числу неполных и находим площадь данной фигуры

-Какой можно сделать вывод (повторение хором).

Закрепление

а) Теперь решим задачу. Смотрим № 262. Читаем про себя (Громко считает 1 ученик). Работа по содержанию

- О чем задача? Сколько было яблок? Груш? К закрытию сколько осталось? Что спрашивает задача.

- Выполнение схематичного рисунка и составление программы решения (На доске условие пишет 1 ученик, а решение самостоятельно)

  1. 380-295=85кг (яблок).
  2. 180-106=74кг (груш).
  3. 85-74=11кг (на >).

б) Дифференцированная работа:

1 уровень - №266 (Юлия, Артур).

2 уровень - №265 (Ранис, Вика).

3 уровень - №267 (Зиля, Ника).

Каждая пара объясняет свою работу, доказывают.

Работа с тестами

У каждого ученика тестовые задания. Проверка фронтально.

Домашнее задание

№ № 261, 269 стр.50.

Итог урока

С чем мы занимались на уроке? Что нового узнали?

Литература

1. И.К.Глушков. Методика работы над задачей в начальной школе. - Йошкар-Ола: Редакция журнала “Марий Эл учитель”.1999.

2. Н.Г. Кувашова. Тематический тестовой контроль по математике в нач. шк. - Волгоград: Учитель 2003.

3. Т.А. Лаврененко. Как научить детей решать задачи - Саратов: “Лицей”, 2001.

4. М.И. Моро, М.А. Бантова. Математика Учебник для 4 кл. нач. шк. - М.: Просвещение, 2003.

Приложение 2