Цели:
- Продолжить формирование знаний о районах России на примере Поволжья. Показать районообразующую роль Волги.
- Изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие и размещение хозяйства Поволжья.
- Сформировать представление о населении Поволжья.
Оборудование: карта “Экономика Поволжья”, контурная настенная карта России, атласы и контурные карты, дидактический материал (приложения №1,2,3), проектор.
(на доске план урока:
1. Состав ПЭР
2. ЭГП района.
3. Природные условия.
4. Приодные ресурсы.
5. Население.)
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Изучение нового материала.
1) . ЭГП района.
А) Название района связано с рекой - величайшей реки Русской равнины , самой длинной реки Европы – Волги.
- Состав Поволжского экономического района: один ученик работает на настенной контурной карте, учитель на проекторе показывает субъекты , входящие в состав района, все- на к/к отмечают границы ПЭР
- Что такое ЭГП района?
(ЭГП - отношение экономико-географического объекта к природным и историко-экономическим объектам, находящимся вне него, но оказывающим влияние на его развитие.
План характеристики ЭГП района.
1. Положение в стране (окраинное , пограничное, центральное, к каким морям имеет выход); конфигурация территории.
2. Положение по отношению к другим субъектам РФ.
3. Положение по отношению к другим государствам.
4. Транспортные связи
5. Положение по отношению к сырьевым и энергетическим базам.
6. Влияние ЭГП на развитие и размещение хозяйства территории.)
Б) Обсуждение ЭГП по плану , показ территории Поволжья на проекторе, затем учащиеся заполняют таблицу:
“Заполните пропуски:
1. Стержень района –_______________,связующее звено субъектов федерации , образующих экономический район.
2. Район вытянут с _______________________________ (около 1500 км.).
3. Находится между двумя индустриальными ядрами: ___________________________________ и Уралом.
4. Граничит с ________________________________ районом,
Северо-Кавказским районом, Уральским районом, __________________________________ районом, ____________________районом
(Пензенская область.)
5. Имеет внешние границы с _____________________________, но граница “прозрачная”-_________________________________________, ________________________________________________, рынок сбыта; наркотики.
6. Транспортное положение:
А) ___________________________________________________;
Б) транзитные_____________________________________________________, ____________________проводы и газопроводы;
В) вдоль Волги -Поволжская железная дорога;
Г) По Волге и системе волжских каналов выход к морям: Каспийскому, ____________________________________________________________________
Сделайте вывод : ________________________________________________________
Вывод: Поволжье имеет выгодное ЭГП.
2) Природные условия ПЭР. (в презентации даны особенности природы после их обсуждения заполняют таблицу и делают выводы.)
Природные условия.
Природные условия | Характеристика природных условий |
1. Рельеф | |
2. Климат | |
3. Природные зоны |
Вывод: условия достаточно благоприятны для хозяйственной деятельности и проживания людей.
В) Природные ресурсы ПЭР. (в презентации показаны основные виды ресурсов , после обсуждения и заполнения таблицы , делают вывод)
Работа с Приложением №4.
Ресурсы ПЭР
Заполните таблицу:
Ресурсы | Местонахождение | Отрасли специализации (эта часть таблицы заполняется на втором уроке , посвященном хозяйству Поволжья) |
Вывод: ресурсы есть , но их недостаточно.
Г) Население. (презентация и работа с приложением №5) :
Население.
1.Назовите коренные народы
Поволжья:___________________________
____________________________________________________________.
2.Какие государства существовали на территории
Поволжья?__________
_____________________________________________________________
3.Какое значение имел выход к Волге ,для формирующегося Русского государства ?
а) _____________________________________________________;
б) _____________________________________________________;
в) ______________________________________________________.
4.Какие опорные пункты возникли в Поволжье в ?vІ
веке?_____________
_____________________________________________________________________.
5. Когда в Поволжье появились немцы? ___________________________________.
6. Найдите соответствие :
народ религия а) русские А) ислам б) калмыки Б) православие в) татары В) буддизм
7. Заполните таблицу:
Численность населения Поволжья | |
Плотность населения | |
% урбанизации | |
Города -миллионеры |
8. Проанализируйте таблицы и сделайте вывод.
Регион | Численность населения 2002 год (по данным переписи населения) | Численность населения 2005 год |
Татарстан | 3 779 265 | 3 768 500 |
Пензенская | 1 452 941 | 1 408 000 |
Самарская | 3 239 737 | 3 195 100 |
Саратовская | 2 668 310 | 2 608 300 |
Ульяновская | 1 382 811 | 1 329 000 |
Астраханская | 1 005 276 | 992 100 |
Волгоградская | 2 699 223 | 2 718 157 |
Калмыкия | 292 410 | 314 300 |
Название региона | рождаемость | смертность | Естественный прирост (естественная убыль) | Миграционный прирост | |
Татарстан | 10,2% | 13,8 % | 2,1% | ||
Пензенская | 8,6% | 17,3% | -0,8% | ||
Самарская | 9,7% | 16,8% | 4,5% | ||
Саратовская | 8,2% | 16,3% | -0,2% | ||
Ульяновская | 8,7% | 16,4% | 0,5 % | ||
Астраханская | 8,6% | 15,3% | 4,2% | ||
Волгоградская | 8,4% | 17,5% | 5,7% | ||
Калмыкия | 13,5% | 11,9% | -0,9% |
Посчитайте естественный прирост, сделайте
столбчатую диаграмму, сделайте
вывод._______________________________________________________________________
______________________________________________________________
Вывод: население многонационально, территория одна из самых освоенных и густозаселенных, но много проблем.
IIІ. Заключение.
1. Сколько субъектов РФ. входят в состав ПЭР?
2. Имеет ли преимущества в ЭГП ПЭР по сравнению с ЭГП Ленинградской области?
3. Основные черты природно-ресурсного потенциала ПЭР. (благоприятные природные условия для ведения хозяйства; много ресурсов, но запасы их истощаются)
4. Почему население ПЭР не сокращается так стремительно , при отрицательном естественном приросте?
ІV. Д/З : в к/к отметить минеральные ресурсы ПЭР, проработать записи в тетради.