Урок "Поволжье; ЭГП и население", 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9


Цели:

  1. Продолжить формирование знаний о районах России на примере Поволжья. Показать районообразующую роль Волги.
  2. Изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие и размещение хозяйства Поволжья.
  3. Сформировать представление о населении Поволжья.

Оборудование: карта “Экономика Поволжья”, контурная настенная карта России, атласы и контурные карты, дидактический материал (приложения №1,2,3), проектор.

(на доске план урока:

1. Состав ПЭР
2. ЭГП района.
3. Природные условия.
4. Приодные ресурсы.
5. Население.)

Ход урока

Презентация

І. Организационный момент.

ІІ. Изучение нового материала.

1) . ЭГП района.

А) Название района связано с рекой - величайшей реки Русской равнины , самой длинной реки Европы – Волги.

- Состав Поволжского экономического района: один ученик работает на настенной контурной карте, учитель на проекторе показывает субъекты , входящие в состав района, все- на к/к отмечают границы ПЭР

- Что такое ЭГП района?

Приложение №1.

(ЭГП - отношение экономико-географического объекта к природным и историко-экономическим объектам, находящимся вне него, но оказывающим влияние на его развитие.

План характеристики ЭГП района.

1. Положение в стране (окраинное , пограничное, центральное, к каким морям имеет выход); конфигурация территории.

2. Положение по отношению к другим субъектам РФ.

3. Положение по отношению к другим государствам.

4. Транспортные связи

5. Положение по отношению к сырьевым и энергетическим базам.

6. Влияние ЭГП на развитие и размещение хозяйства территории.)

Б) Обсуждение ЭГП по плану , показ территории Поволжья на проекторе, затем учащиеся заполняют таблицу:

Приложение №2

“Заполните пропуски:

1. Стержень района –_______________,связующее звено субъектов федерации , образующих экономический район.

2. Район вытянут с _______________________________ (около 1500 км.).

3. Находится между двумя индустриальными ядрами: ___________________________________ и Уралом.

4. Граничит с ________________________________ районом,

Северо-Кавказским районом, Уральским районом, __________________________________ районом, ____________________районом

(Пензенская область.)

5. Имеет внешние границы с _____________________________, но граница “прозрачная”-_________________________________________, ________________________________________________, рынок сбыта; наркотики.

6. Транспортное положение:

А) ___________________________________________________;

Б) транзитные_____________________________________________________, ____________________проводы и газопроводы;

В) вдоль Волги -Поволжская железная дорога;

Г) По Волге и системе волжских каналов выход к морям: Каспийскому, ____________________________________________________________________

Сделайте вывод : ________________________________________________________

Вывод: Поволжье имеет выгодное ЭГП.

2) Природные условия ПЭР. (в презентации даны особенности природы после их обсуждения заполняют таблицу и делают выводы.)

Приложение №3

Природные условия.

Природные условия Характеристика природных условий
1. Рельеф  
2. Климат  
3. Природные зоны  

Вывод: условия достаточно благоприятны для хозяйственной деятельности и проживания людей.

В) Природные ресурсы ПЭР. (в презентации показаны основные виды ресурсов , после обсуждения и заполнения таблицы , делают вывод)

Работа с Приложением №4.

Ресурсы ПЭР

Заполните таблицу:

Ресурсы Местонахождение Отрасли специализации

(эта часть таблицы заполняется на втором уроке , посвященном хозяйству Поволжья)

     
     
     
     
     

Вывод: ресурсы есть , но их недостаточно.

Г) Население. (презентация и работа с приложением №5) :

Приложение №5.

Население.

1.Назовите коренные народы Поволжья:___________________________
____________________________________________________________.

2.Какие государства существовали на территории Поволжья?__________
_____________________________________________________________

3.Какое значение имел выход к Волге ,для формирующегося Русского государства ?

а) _____________________________________________________;

б) _____________________________________________________;

в) ______________________________________________________.

4.Какие опорные пункты возникли в Поволжье в ?vІ веке?_____________
_____________________________________________________________________.

5. Когда в Поволжье появились немцы? ___________________________________.

6. Найдите соответствие :

народ религия
а) русские А) ислам
б) калмыки Б) православие
в) татары В) буддизм

7. Заполните таблицу:

Численность населения Поволжья  
Плотность населения  
% урбанизации  
Города -миллионеры  

8. Проанализируйте таблицы и сделайте вывод.

Регион Численность населения 2002 год (по данным переписи населения) Численность населения 2005 год
Татарстан 3 779 265 3 768 500
Пензенская 1 452 941 1 408 000
Самарская 3 239 737 3 195 100
Саратовская 2 668 310 2 608 300
Ульяновская 1 382 811 1 329 000
Астраханская 1 005 276 992 100
Волгоградская 2 699 223 2 718 157
Калмыкия 292 410 314 300

 

Название региона рождаемость смертность Естественный прирост (естественная убыль) Миграционный прирост  
Татарстан 10,2% 13,8 %   2,1%  
Пензенская 8,6% 17,3%   -0,8%  
Самарская 9,7% 16,8%   4,5%  
Саратовская 8,2% 16,3%   -0,2%  
Ульяновская 8,7% 16,4%   0,5 %  
Астраханская 8,6% 15,3%   4,2%  
Волгоградская 8,4% 17,5%   5,7%  
Калмыкия 13,5% 11,9%   -0,9%  

Посчитайте естественный прирост, сделайте столбчатую диаграмму, сделайте вывод._______________________________________________________________________
______________________________________________________________

Вывод: население многонационально, территория одна из самых освоенных и густозаселенных, но много проблем.

IIІ. Заключение.

1. Сколько субъектов РФ. входят в состав ПЭР?

2. Имеет ли преимущества в ЭГП ПЭР по сравнению с ЭГП Ленинградской области?

3. Основные черты природно-ресурсного потенциала ПЭР. (благоприятные природные условия для ведения хозяйства; много ресурсов, но запасы их истощаются)

4. Почему население ПЭР не сокращается так стремительно , при отрицательном естественном приросте?

ІV. Д/З : в к/к отметить минеральные ресурсы ПЭР, проработать записи в тетради.