Если вы умеете проектировать работу коллектива, организовывать выполнение намеченного, стимулировать людей на творческую, добросовестную работу, контролировать процесс и анализировать результаты – значит Вы владеете умением управлять.
М.Поташник
Кто владеет информацией – тот владеет всем.
Ли Якокка
Логика педагогического руководства школой такова, что невозможно работать, если мы не будем постоянно анализировать связь настоящего с прошлым и будущим.
В.А.Сухомлинский
В философском словаре встречаем слово аналитика. Оно происходит от греческого – искусство анализа – искусство расчленения понятий, логика. В словаре иностранных слов найдем определение аналитический – относящийся к анализу, свойственный ему, применяющий анализ.
Что же такое анализ? Педагогическая энциклопедия определят анализ, происходящий от греческого слова разложение, расчленение изучаемого предмета или явления на характерные для него составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, изучение каждого элемента или стороны явления в отдельности как части единого целого. Анализ существует в двух формах 1) как мыслительная операция, 2) как практическое действие.
В трудах профессора, доктора педагогических наук В.В. Третьякова мы встречаем определение педагогический анализ – как функция, направленная на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств, воздействий по достижению целей, результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов.
Профессор, доктор педагогических наук В.И.Зверева рассматривает педагогический анализ как важную функцию управления. Цель которого заключается в том, чтобы обеспечить глубину познавательного аспекта управления педагогическим процессом в школе и содействовать на основе этого развитию школы и всех ее подсистем, а также развитию личности ученика, учителя, руководителя, родителя.
Проблемам теории и методики педагогического анализа в процессе внутришкольного управления посвятили свои труды – монографии, брошюры, статьи – доктора педагогических наук, профессора Т.И.Шамова, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, В.В. Третьяков, Н.Ю.Ерофеева. В журналах “Завуч”, “Народное образование” есть рубрики “Аналитическая деятельность завуча”.
Аналитическая работа помогает извлечь уроки прошлого для будущего. Для проведения анализа необходимо выработать в себе аналитические мыслительные умения, такие как расчленение на части, сравнение (и с тем, что должно быть, и с тем, как было, чтобы увидеть динамику процесса управления, его развития, повышение эффективности или же снижение его уровня), обобщение, выделение главного, существенного, абстрагирование, классификация, систематизация.
Каждый ли человек способен к аналитической деятельности? За умение анализировать отвечает головной мозг. Левое полушарие отвечает за конкретно – логическое мышление, т.е. связано с умением анализировать. Правое полушарие – за творчество, образное мышление. Если соотношение 70/30 это нормально, 80/20 – ярко выражено. Но большинство людей 50/50, таких называют амбитекторами. Чтобы определить к какому типу принадлежит человек. Богуславский предлагает провести эксперимент: возьмитесь за кончики ушей и подержите их 3 минуты. Если горячей левое ухо – вы правополушарный человек. Если правое – левополушарный. Несмотря на то, какое полушарие более развито, по долгу своей службы каждому заместителю директора приходится заниматься аналитической работой.
В изученной нами литературе по данному вопросу выделяются следующие направления аналитической деятельности:
- анализ итогов года;
- внутришкольный контроль;
- мониторинг;
- анализ урока.
Рассмотрим, как реализуются три первых направления аналитической деятельности в нашей школе (Приложение 1).
Аналитическая работа является неотъемлемой частью управленческой деятельности на всех уровнях функционирования и развития нашей школы (Приложение 2).
Информационно-аналитическая функция – сбор информации, определение ее объема, содержания.
Мотивационно-целевая – функция: необходимо всем членам коллектива четко выполнять работу в соответствии с делегированными им обязанностям и планам, сообразуясь с потребностями в достижении целей, удовлетворение потребностей всех участников педагогического процесса. Постановка целей и задач.
Планово-прогностическая – перспективное прогнозирование, текущее планирование. Согласование планов и прогнозов на всех уровнях.
Организационно-исполнительная – связи людей по распределению полномочий, личностный подход. Научность и практичность в распределении функций, рациональная организация труда.
Контрольно диагностическая – сочетание общественного и административного контроля, внутришкольный контроль. Диагностика на основе информационно – аналитического метода.
Регулятивно-коррекционная – внесение корректив с помощью оперативных способов, средств воздействия в процессе управления школой.
Аналитической работой необходимо заниматься постоянно, в процессе реализации всех функций и после завершения. Овладение аналитическими функциями управления важно для заместителя директора. Анкета кандидата педагогических наук Сергея Митина, опубликованная в журнале “Народное образование” 2002, № 9 приведем выдержку из анкеты:
Управленческая
процедура, |
Высокая | Оценка Средняя | Низкая |
I. Оцените уровень ваших умений в области педагогического анализа |
|||
1. Оперативно анализировать учебно-воспитательный процесс. | |||
2. Проводить итоговый анализ учебно-воспитательного процесса на основе сопоставления запланированных и достигнутых результатов. | |||
3. Но основе онализа определять состояние учебно-воспитательного процесса на данный период. | |||
4. Прогноэировоть будущее состояние учебно-воспитательного процесса. | |||
5. Анализировать социально-психологическое состояние ученического коллектива. | |||
6. Прогнозировать потенциальные возможности коллектива и необходимые коррективы его социально-психологического климата. | |||
7. Видеть сильные и слабые стороны своего труда, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей. | |||
8. Осознавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля. | |||
II. Дайте оценку вашим действиям, связанным с постановкой целей |
|||
9. Видеть проблему и оформить её в виде педагогической цели и задачи. | |||
10. Создавать условия принятия цели и формировать у членов коллектива мотивы деятельности по достижению цели. | |||
11. Превращать цели в конкретные задачи. | |||
12. Диагностически формулировать цели и задачи.. | |||
13. Гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации |
Заполнив анкету, можно оценить свои способности, проставив баллы высокий, средний, низкий по указанным критериям. Определите по числу более низких оценок, какая функция представляет для вас наибольшую проблему. Именно над этой проблемой необходимо будет работать, читать соответствующую литературу.
Педагогический анализ проводится в 4 этапа
1 этап. Определение предмета, состава, содержания анализа (сбор информации).
- Классифицировать по блокам.
- Определить цель.
2 этап. Структурно-функциональное описание предмета анализа.
- Изучить способ связей, педагогических условий, способов взаимодействия по достижению целей.
3 этап. Анализ причинно – следственных связей в логической цепочке:
ЯВЛЕНИЕ – ПРИЧИНА – УСЛОВИЕ – СЛЕДСТВИЕ
4 этап. Установление фактов достижения целей.
- Подготовка материалов на педагогический совет по итогам года.
- Формулирование целей, задач на новый год.
Источниками для педагогического анализа являются:
- Данные внутришкольного контроля и оперативной информации (таблицы, графики, диаграммы, качественные характеристики).
- Школьная документация.
- Анализ посещенных уроков и воспитательных мероприятий.
- Анализ административных контрольных работ, учебного мониторинга, итоговой аттестации учащихся.
- Журналы посещаемости обучающихся.
- Организационные проблемы основного и полного среднего образования.
- Управленческая деятельность администрации школы.
- Работа с педагогическими кадрами.
- Материалы анкетирования обучающихся, учителей, родителей.
- Статистические данные.
Не зная реального положения дел, нельзя упреждать негативные тенденции, оперативно управлять УВП, своевременно оказывать помощь педагогам, ученикам, влиять на организацию и конечные результаты в работе.
Успешное выполнение аналитической функции в процессе управления позволяет своевременно обнаруживать возникающие противоречия, правильно их оценивать, находить ответы, ставить объективно необходимые цели и задачи, выбрать наиболее целесообразные пути и средства их решения. Все управленческие решения основываются на результатах аналитической деятельности, это способствует научной обоснованности управления.
Аналитическая работа представляет собой исследование. Изучение любого вопроса начинается с постановки целей и задач. Они определяют направленность и методы анализа. Важное значение имеет выдвижение гипотезы (обоснованное предположение относительно причин, связей, причинно-следственной зависимости изучаемого явления). Составляется план, программа направленности на решение проблем. Осуществляется контроль, вносятся необходимые изменения, коррективы, анализируются результаты, проектируются новые проблемы, для решения которых выдвигаются новые цели и задачи. Это процессный подход к управлению, раскрытый М.Поташником. Можно применять системный подход к управлению, раскрытый В.И. Зверевой. (Приложение 3)
Успешное выполнение аналитической функции в процессе управления позволяет своевременно обнаружить возникающие противоречия, правильно их оценить, найти ответы на нужные вопросы, ставить объективно необходимые цели и задачи, выбирать наиболее целесообразные пути и средства их решения. Все управленческие решения основываются на результатах информационно-аналитической работы, являющейся важнейшим условием обеспечения научной обоснованности управления в целом.
Выделяют несколько видов анализа.
- Текущий анализ – за период контроля (неделю, месяц). Обеспечивает потребности оперативного управления, призван выявить причины и условия, способствовавшие негативным проявлениям и своевременно реагировать на них. Результат – справка.
- Анализ состояния за отчетный период – (четверть, полугодие). Цель – периодическая оценка положения дел, обнаружение нежелательных отклонений и принятие своевременных мер. Результат используется при подготовке отчетов в вышестоящие органы.
- Анализ за длительный период (год, 3 года, 5 лет). Цель – изучить определенные тенденции, характерные для УВП и фактов их обуславливающих. На его основе решаются задачи, связанные с изучением явлений во времени, прогнозированием возможностей развития. Это отражается в составлении анализа работы за год, образовательной программы, в работе итогового педсовета.
Суть анализа итогов учебного года – одного из важных видов педагогического анализа, можно представить формулой: результат (чего достигли) – причины (почему это оказалось возможным) – факторы (что этому способствовало, препятствовало). Цель итогового педагогического анализа – дать объективную оценку фактического состояния педагогического процесса в школе и его результатов, выявить перспективу развития школы и внешние резервы. Анализ итогов года представляет структуру, сочетающую сравнительный анализ, установление динамики процессов и тенденций в школе, выявление резервов и продвижения вперед в предстоящем году, определяет вытекающие из анализа обоснованные задачи. Разработали алгоритм составления анализа итогов учебного года, представленный в схеме. Отразили элементы, из которых складывается анализ итогов работы за год и постарались раскрыть каждый из них (см. Приложение 4). По алгоритму строится работа итогового педагогического совета и пишется анализ итогов года в план школы.
- Анализ выполнения задач учебного года.
- Контент-анализ (соответствие деятельности школы решениям нормативных документов вышестоящих органов).
- Анализ деятельности направленной на получение бесплатного и среднего (полного) образования.
- Анализ внутришкольного инспектирования.
- Анализ состояния итогов успеваемости.
- Анализ работы с педагогическим кадрами.
- Анализ внеклассной учебной деятельности.
- Анализ воспитательной работы.
- Анализ деятельности служб школы.
- Анализ реализации дополнительных платных услуг.
Анализ учебно-воспитательного процесса проведем по 5 показателям.
1. Анализ успеваемости. Подробнее остановимся на анализе состояния успеваемости, т.к. проблема снижения качества знаний стоит перед нашей школой несколько лет. Исходя из анализа итогов успеваемости, по разным направлениям выделяется много проблем, которые необходимо решать сообща. Мы анализируем итоги успеваемости по классам. Сравнительный анализ по годам обучения показывает продвижение класса в процессе обучения. Классным руководителем заводится папка достижений класса, фиксирующая динамику движения класса. Строим графики успеваемости текущего года по классу и классам в параллели. Используем рейтинговую шкалу. Анализируем успеваемость по предметам школьного, базисного, национально – регионального компонентов. Подводим итоги по обученности учащихся по образовательным областям. Данные отражаем в виде таблиц, графиков, диаграмм. Выставляем уровень обученности, выводим сравнительный коэффициент, определяем уровень мотивации обучающихся. У учеников имеется портфолио – портфель лучших личностных достижений. Анализ проходит на уровне ученика и класса. Проводим конкурс “Презентация портфолио”.
Заместителем директора отслеживается количество медалистов и отличников, успешность их обучения после окончания школы, есть альбом школьных стипендиатов. Для проведения диагностики привлекаем психолога, учителей. Анализ полученной информации осуществляется на классных часах, инструктивно-методических совещаниях, малых педсоветах, круглых столах, педагогических советах.. Проводим линейки по итогам успеваемости с обучающимися. Полученные результаты разъясняются. Даются рекомендации по работе с классом и индивидуально со слабоуспевающими и одаренными обучающимися, с родителями. Такое подведение итогов ставит учителя в ситуацию, когда постоянное повышение профессионального мастерства становится необходимостью. Педагоги тоже ведут портфолио. Переходим в диагностике от анализа результатов к анализу действий учителя, взаимоотношений: “учитель – ученик”, “класс – учитель”, это позволяет предотвратить конфликты на всех уровнях. Но есть затруднения – не все педагоги применяют данные психологом и администратором рекомендации.
Для учителя диагностической информацией является результат контрольно-методических срезов (КМС), их динамика в продвижении от нулевого результата к промежуточному, от него к итоговому качеству. Проведение КМС позволяет выявить недостатки в работе отдельных учителей и оперативно оказать им помощь и выяснить.
- Достигается ли цель образовательного процесса?
- Существует ли динамика в развитии учащегося по сравнению с предыдущим годом
- Какие предпосылки есть для совершенствования работы преподавателя?
Результаты срезов оформляются в виде таблиц, диаграмм, графиков, в которых хорошо прослеживается динамика. Используются презентации на электронных носителях. Материалы КМС собраны в сборники, результаты КМС каждый учитель анализирует по утвержденной схеме.
Возникла необходимость в проверке надежности обучения за год (если коэффициент надежности 0,9 – это европейский уровень, дает возможность поступить в вуз каждому 4 ученику, 0,85 – гимназический, 0,8 массовый). Уровень надежности удовлетворил: 0,8 – массовая школа и европейский – 0,9. Как определить уровень надежности можно прочитать в статье В.Зайцева, напечатанной в журнале “Народное образование”, 2002, № 9. В начале года многие дети не справились с заданиями в тестовой форме. Выявлено отсутствие опыта, стали чаще использовать тесты. Составили КМС в тестовой форме по всем предметам, приобрели сборники по подготовке к ЕГЭ. Система анализа КМС упростилась.
С целью выявления проблем в содержании программ начальной школы и среднего звена по русскому языку и математике были проведены совместные МО учителей начальных классов с языковедами и математиками. На заседаниях МО учителей русского языка и математики были разработаны диагностические таблицы классификации ошибок. На заседаниях МО привлекается внимание учителей к слабоизученным разделам, совместно продумываются действия по ликвидации пробелов знаний, предусматривается индивидуальная работа.
2. Уровень мотивации. Исследовали уровень мотивации обучения. Выявили ее падение. Чем ниже уровень обученности, тем больше снижается мотивация. 65% обучающихся высокого уровня обученности имели среднюю мотивацию к учебе. 28% с низкой обученностью имели низкую мотивацию, а у 14% отсутствовала мотивация. Была выявлена группа “риска”, им необходима помощь. Разработали программы обучения школьников с низкой мотивацией к учению.
3. Уровень познавательного интереса. Предстоит выяснить в 3 четверти. Анкету рекомендует профессор Н.Ю.Ерофеева в ст. Управление проектами в образовании. “Народное образование”, 2002, №5
4. Определяем уровень развития общеучебных умений и навыков (ОУУН):
- организационные умения (рабочее место, труд);
- информационные умения (текст, темп чтения, письма, способы получения информации, вычислительные навыки);
- коммуникативные умения (письменная и устная речь).
В школе была разработана программа “Формирование и развитие ОУУН”. Составлены диагностические карты ОУУН по ученику, классу, параллели. Данные позволяют учителю вести коррекционную работу индивидуально и с группой обучающихся. Введены дни диагностики ОУУН. Проверяется темп письма, чтения, вычислительные навыки, умения устной и письменной речи, составление конспекта…
Классные руководитель определили темы классных часов “Учись учиться”. В помощь учителю и классному руководителю выпускается методический бюллетень “Учительская жизнь”. Для учеников и жителей микрорайона выпускается общешкольная газета “Пяточка”.
5. Состояние здоровья отслеживаем с 1-го класса. Выявляем динамику по группам здоровья и медицинским, по основным заболеваниям.
При посещении уроков анализируется методика учебного процесса. Тесную связь между знаниями обучающихся и качеством преподавания выявляет мониторинг профессионального мастерства педагогов. Мониторинг знаний одновременно является диагностикой профессионального мастерства. Сравнение результатов предыдущего года обучения с текущим одного учителя дает возможность оценить успешность его работы, прочность усвоения материала классом. Рост профессионального мастерства педагога включает овладение всеми видами самоанализа, схемы есть в школе.
Посещение уроков показало – новые технологии ведения урока используют лишь несколько учителей. На уроках обучающиеся мало работают самостоятельно. По мнению Дистервега “воспитание достигает своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществить”. У многих нет достаточных знаний по современным образовательным технологиям, недостаточная психологическая подготовка.
Автор концепции “постоянного улучшения” качества Эдвардс Деминг считал, что 155 отклонений в качестве зависит от непосредственных исполнителей, а 85% дефектов определяются недостатками управления. Встала проблема: в чем у нас недостатки?
- Необходимость внедрения новых технологий. Определили методическую тему “Реализация требований к современному уроку как средство повышения качества образования”, проводим школьный круглогодичный педагогический семинар “Современные педагогические технологии”.
- Встала задача перехода от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, от статической модели знаний к динамической системе умственных действий. Составили график “Повышения квалификации и курсовой переподготовки педагогов”. Через 3 года планируется, что весь педагогический коллектив обучится на курсах.
- Дифференцированное обучение, удовлетворение запросов даже малых групп обучающихся. Ввели систему дополнительных образовательных услуг, курсов по выбору.
Ученический коллектив не пассивный потребитель наших воспитательных воздействий, он влияет на учителей, регулирует выбор форм и методов обучения и воспитания, корректируют деятельность педагогов, оценивая их. Мы убеждаемся, чем внимательнее относимся к критическим замечаниям и предложениям школьников, тем эффективнее наше взаимодействие с учениками. Чтобы получить обратную связь с родителями обучающихся проводится “Горячая линия” представителями администрации, “Дни открытых дверей”, “Общественный смотр знаний” с привлечением представителей родительских комитетов.
Деятельность приводит к результату, а результат выявляет проблемы. Анализируя показатели, приходим к новым целям, чтобы их решить – расчленяем на подцели.
Выводы
В данной статье раскрывается система аналитической деятельности заместителя директора в нашей школе, делается попытка представить ее в виде схем и таблиц. Основными компонентами аналитической деятельности являются анализ итогов за год, внутришкольный контроль, мониторинг.
В последние годы вышли на проблему обучения самоанализу каждого участника образовательного процесса и составление целевых программ, на основе результатов анализа учебной и воспитывающей деятельности.
Анализ работы школы –
- это тот управленческий урок, который мы извлекаем из прошлого для будущего, выдвижения новых целей и задач, модель движения вперед;
- это тот канал, по которому учителю можно показать логику перехода от многочисленных фактов повседневного труда к обобщающим истинам и от общих истин к конкретным фактам;
- это соединительное звено, объединяющее годовые циклы обучения и воспитания школьников в единый цикл, к концу которого школа должна достичь целей, поставленных перед ней государством.
Давайте повернемся друг к другу, поставим свои ладошки к ладошкам соседа, передадим тепло и энергию, заряд и бодрость друг другу. Спасибо за работу на семинаре.
Тезауру.
Акмеологический анализ – системное изучение и измерение вершин, высших достижений, наиболее высоких результатов педагогических и образовательных систем. Максимова В.Н. Акмеология. Завуч//2004, № 8.
Анализ – метод исследования, состоящий в выделении и рассмотрении отдельных сторон. Составных частей предмета, а также само такое исследование. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка. М, 1990.
Анализ (от греч. analysis – разложение, расчленение) – разложение изучаемого предмета или явления на характерные для него составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, изучение каждого элемента или стороны явления в отдельности как части единого целого. Анализ существует в двух формах: 1) как практическое действие, 2) как мыслительная операция.
Анализ развивается от наглядно – конкретного к наглядно – образному и впоследствии к словесно – логическому.
Аналитическое мышление развивается от элементарного анализа предметов и явлений ко все более широкому, глубокому, исчерпывающему аналитическому изучению их у сторон, т. е. от элементарного и первоначального к углубленному. Педагогическая энциклопедия. М.,1964.
Аналитика (от греч. analytike – искусство анализа) – искусство расчленения понятий, логика. Акт анализа называют анализированием, а способ проведения анализа – аналитическим методом. Философский энциклопедический словарь. М.,1997.
Контентанализ – анализ, содержащий коммуникации (передачу сообщений от одной стороны к другой), предполагающий такую его классификацию, которую позволяет выявить свойственная ему структура. Социологический словарь. М., 2000.
Педагогический анализ – функция, направленная на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств, воздействий по достижению целей, результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов. Третьяков П.И. Практика управления современной школой. М., 1995.
Педагогический анализ итогов года – целенаправленная аналитическая деятельность директора, заместителя, учителя, ученика, родителя, направленная на выделение основного, существенного в сложной, многогранной работе школьного коллектива за год, установление причинно-следственных связей путем расчленения ее на отдельные направления, оценки каждого из них; определения его места и роли в целостной системе школьной жизни и, наконец, выявления связей между самими направлениями и между ними и всей работой школы в целом. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М.,1997, с 149–150.
Литература
- Акопова С. Муниципальная аттестационно-диагностическая служба. Экспертиза как средство развития школы. //Народное Образование, 2003, № 9.
- Вафин Д. Не контролируйте учителя, контролируйте процесс. // Народное Образование, 2002, №1.
- Внутришкольное управление: вопросы теории и практики. Под редакцией Шамовой Т.И. М.,1991.
- Ерофеева Н.Ю. Планирование работы школы. Ижевск,1997.
- Ерофеева Н.Ю., Чикурова М.В. Модель оценивания ОУ. Ижевск, 2004.
- Ерофеева Н.Ю. Управление проектами в образовании. // Народное Образование, 2002, № 5.
- Зайцев В. Мониторинг как способ управления качеством обучения. //ародное Образование, 2002, № 9.
- Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М.,1997.
- Ибряева Т. Аналитическая деятельность завуча. Уроки прошлого для будущего. // Народное Образование, 2002, № 6.
- Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. М.,1992
- Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования. // Завуч. 2004, №8
- Мартос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н.Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.,1999.
- Митин C. Диагностика и решение профессионально-личностных проблем учителя с позиций психотерапевтического подхода. //Народное Образование, 2002, № 9.
- Планирование и организация деятельности начальной школы. Под ред. Лизинского В.М. М.,1997.
- Третьяков П.И. Практика управления современной школой. М., 1995.
- Управление современной школой. Под редакцией М. Поташника. М., 1992.
- Щуркова Н.Е. Педагогический анализ воспитательного процесса. // Классный руководитель. М, 1998.