Цели урока:
Образовательные
а) закрепить изученный материал;
б) развивать общеучебные умения и навыки;
в) заинтересовать детей, используя материалы устного народного творчества.
Развивающие
а) развивать познавательную активность, самостоятельность учащихся;
б) развивать умения детей применять полученные знания в новых условиях, творчески мыслить;
в) развивать интеллектуальные и логические способности учащихся.
Воспитательные
а) воспитывать ответственное отношение к выполнению задания;
б) воспитывать настойчивость и трудолюбие;
в) воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, культуру взаимоотношений, взаимовыручку.
Оборудование:
- плакаты-иллюстрации к русской народной сказке “Гуси-лебеди”: (печка, яблоня, молочная река кисельные берега),
- раздаточный материал: (карточки в форме пирожка для самостоятельной работы),
- плакат с краткой записью задачи,
- плакат для устного счёта “Набери 20”,
- линейки,
- карандаши,
- медиапроектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели урока.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”Будем мы считать, писать, и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.Много сказок знаем, и не наугад.
Сочинили сказку, мы на новый ладНа полянке дети играли, как могли,
Налетели гуси, братца унесли (показ иллюстрации к сказке).Девочка расстроена, девочка спешит,
И в дорогу дальнюю, с волнением бежит.Трудно ей, конечно, быть одной в пути,
Поможем ей, ребята, Ванюшку найти?Горы и озёра нужно ей пройти,
Но на счастье девочки, печка на пути (показ иллюстрации к сказке).- Печка, моя матушка, милая, скажи:
Куда же гуси- лебеди, братца унесли?И сказала печка, важно ей в ответ:
- Выполнишь задания, и найдёшь ответ.
IIII. Устный счёт.
(Задания проектируются на экран с помощью медиапроектора)
- Назовите число, в котором
3 дес. 4 ед., 6 дес. 8 ед. 2 дес. 1ед., 8 дес. 9ед.
- Считайте от
28 до 34
82 до 76
14 до 10
- Я назову числа, и среди них пропущено одно число. Какое?
21, 22, 24, 25.
- Назовите соседей числа … 28, 65, 70.
- Я задумала число. Прибавила к нему 6, и у меня получилось 9. Какое число я задумала?
- Я задумала два однозначных числа. Их сумма равна 11. Какие это числа?
- Я задумала двузначное число. Число десятков равно числу единиц. Угадайте, какое число я задумала?
- Нет, моё число больше, (меньше), (пока не угадают).
- На спортивной площадке играли девочки и 5 мальчиков. Сколько детей играло на площадке? (Это не задача, потому что в ней недостаточно данных).
- У Васи в портфеле 2 тетради в клетку и 2 тетради в линейку.
а) Он вытащил одну. Какую?
б) Он вытащил 2. Какие?
в) Он вытащил 3. Какие?
- У Кати 9 карандашей. А у Люды на 3 больше.
Сколько карандашей у Люды?
- Придумайте сами задачу, используя слово “меньше”.
Печенька довольная похвалила нас
И в дорогу дальнюю проводила вас.
IV. Решение задачи с использованием чертежа.
Когда девочка пробежала 48 метров, ей осталось пробежать ещё 13 метров. Найди длину дорожки от печки до яблони (показ иллюстрации к сказке).
V. Поставь знаки “<” “>” или “=”.
- Яблонька, зелёная, милая, скажи:
Куда же гуси – лебеди братца унесли?
- Знаки в выражениях ты скорей расставь,
А помочь в решениях ты ребят заставь!
90 – 45*90 – 47
48 + 20*70 – 2
VI. Выполни действия, проверь вычитание сложением, а сложение вычитанием.
(Показ следующей иллюстрации к сказке).
- Реченька, молочная, кисельны берега
Подскажи, родимая, где живёт Яга?
- Выполни с ребятами заданье №3, а потом направо сразу поверни.
VII. Физминутка.
Гуси- лебеди летели, братца Ванюшку несли,
То взлетали, то взмывали, то спускали до земли.Побежим и их догоним, братца Ванюшку спасём
Сядем тихо, все вздохнём, и опять считать начнём.
VIII. Набери 20. (устно)
Повернув направо, заглянем мы под ель
В избе на курьих ножках Яга прядёт кудель (показ иллюстрации к сказке).Число мы 20 быстро все вместе наберём,
Откроем дверцу в домик, и Ванюшку возьмём!
IX. Решение задачи по краткой записи.
(Показ иллюстрации к сказке)
Отправимся все вместе, теперь в обратный путь,
Решить по краткой записи, задачу не забудь.
Составь задачу по краткой записи и реши её разными способами
Было – 35 гусей
Улетело:
Белых 10 гусей
Серых 12 гусей
X. Решение текстовой задачи.
Оставляя горы, реки позади, бежит, спешит та девочка,
Но речка на пути (показ иллюстрации к сказке).
- Речка, моя реченька, крутые берега,
Спрячь меня и братца, как спасла тогда!- Вот решишь задачу, о рыбках на реке,
Тогда тебя я спрячу, помогу тебе”.
Задача.
Братец Иванушка поймал 18 рыбок, а сестрица Алёнушка на 8 рыбок меньше. Сколько всего рыбок поймали брат и сестра? (Запись решения в тетрадь.)
– Яблонька кустистая, ветви опусти,
Спрячь детей, ветвистая, от гусей спаси! (показ иллюстрации к сказке).- Начерти с ребятами, схему ты пути,
А потом позволю мимо я пройти.
Начерти схему дорожки от избушки Бабы Яги до печки с помощью ломаной, состоящей из трёх звеньев, длины которых 3 см, 2 см, 4 см.
XI. Самостоятельная работа учащихся с шифрограммой.
– Ваш путь к концу подходит, но печка на пути,
Не можем мы, естественно, мимо здесь пройти (показ иллюстрации к сказке).
- Отведайте, ребята, печного пирожка,
А я за это время, отдохну пока. (каждому учащемуся раздаются карточки в форме пирожка)
44-1= 80+10= 56+1= 9+3= 24+4= 86+3=
к в н с о у 90 43 28 12 89 57
Ключ к шифрограмме
Получили слово
XII. Итог урока
- Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих весёлых глаз.
Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!
Вернулись из райцентра с базара мать, отец,
Кто получил “пятёрки” сегодня молодец!
А это Люда, Катя, Виталий, Алексей,
Ну и, конечно, Вася, в другой раз не робей!
“4” ставлю Саше, ты хорошо считал,
А как поставить знаки в выражениях – не знал!
А как работал Женя, он просто чемпион,
Без хитрости и лени, решал задачи он!
Поставлю я четыре сегодня и ему,
Не ставить же “удовлетворительно”, Жене одному!
XII. Домашнее задание.
Домашнее задание в учебнике смотри,
Страница 99, задача №3.
Ты при её решении рисунок сделай к ней,
А запиши по действиям, смелее, не робей!
Ещё реши примеры, заданье №5,
И не забудь проверку, их надо проверять!
А всё ли вам понятно? – Я тут же объясню.
Вопросов нет? – Приятно! Смышленых, я люблю.
Желаю всем здоровья, его надо беречь!
Ну, что же, до свидания! До наших новых встреч!