Современный подход в работе социального педагога с детьми и общественностью

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Социальная педагогика


Специфика работы социального педагога в специализированном ДС для детей с особыми образовательными потребностями, должна включать новые формы работы с родителями, детьми и общественностью. Современный подход обучения и воспитания, а также организации свободной деятельности детей, их отдыха и досуга не имеет прежних аналогов.

Вопросу организации деятельности детей уделяется особое внимание, поскольку именно для детей с различными физическими и соматическими заболеваниями, неврологическими нарушениями, психическими проблемами крайне важно поддерживать бодрый жизненный тонус, стремление и интерес к деятельности, чувство эмоциональной защищенности и комфорта, удовольствия от общения со сверстниками и взрослыми. Естественно, что и семья, и дошкольное учреждение заинтересованы в том, чтобы дети физически окрепли и что самое главное социально адаптировались в окружающем мире.

Помимо обеспечения эффективной организации пребывания воспитанников д/сада в дошкольном учреждении, необходимо охватывать проблему отдыха и досуга неорганизованных детей дошкольного и младшего школьного возраста с близлежащей к д/саду территории. Участие этих детей предусматривается в разнообразные массовых мероприятиях (праздниках, развлечениях, концертах, театрализованных представлениях, выставках и т.д.) и служит прекрасной пропагандой деятельности ДУ, повышает общественный статус учреждения и способствует облегчению адаптации у детей раннего возраста.

В соответствии с данным подходом были разработаны проекты и сценарии летних досуговых мероприятий - тематические праздники:

Ознакомительная акция для населения “Летнему парку – быть!”, включающая в себя: организацию субботника для детей и родителей по подготовке территории к работе и закладку кедрового питомника на территории ДС.

Результатом данной акции стало информирование о предстоящих мероприятиях, формирование чувства сопричастности населения к жизнедеятельности в районе. А также, закладка кедрового питомника, организация которого позволила соединить в воспитательных целях сразу несколько поколений от юных воспитанников ДС до ветеранов ВОВ. Проведение данного мероприятия носит глубокий воспитательный характер, формирует патриотическое отношение к родному краю и улучшает экологическую среду.

Фестиваль детского творчества “Мы живём в Тольятти”, посвящённый Дню города. Он способствует патриотическому воспитанию и знакомству с историей родного края. В рамках данного праздника запланированы:

  • выставка рисунков и поделок “Подарок городу”, с использованием символики, герба, эмблемы,
  • детский концерт “Тольятти – город наш родной” на открытой концертной площадке,
  • конкурс на лучший плакат, посявщённый родному городу,
  • акция “Почтовый ящик”- пожелания в подарок городу.
  • открытые тематические занятия на группах, по теме “Люби и знай свой отчий край”.
  • конкурс детского рисунка на асфальте “Мой подарок любимому городу”.
  • тематическая викторина “Люби и знай свой отчий край”.

Физкультурно-оздоровительный праздник “Летний День здоровья”. В рамках данного праздника запланированы:

  • летняя спартакиада для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста,
  • консультация для родителей по организации закаливания в летний период “Расти здоровым, малыш!”

Укрепление эмоционального и физического здоровья, личностное становление, паедагогическое просвещение, основные достижения этого праздника.

Итоговое летнее шоу “Волшебная страна – Детство” с элементами экологического праздника “Да здравствует мусор!” В рамках данного праздника запланированы:

  1. Конкурс песочных построек.
  2. Выставка поделок из бросового материала.
  3. Веселые развлечения для взрослых и детей.
  4. Шоу-дефиле костюмов из нетрадиционных материалов “Какой замечательный мусор”.

Данное шоу является итоговым,заключающим мероприятием лета. Участвовать в нем приходят прежние зрители и гости формируется преемственность идет активная обратная связь (анкетирование, опросы, ведение книги отзывов и предложений).

Театрализованные представления силами сотрудников д/сада на сцене летнего театра:

  • “Новые приключения Вини-Пуха и его друзей”,
  • “Хоровод сказок (по мотивам русских народных сказок),
  • “Колобок на новый лад” (детский мюзикл).

Формируется активная творческая позиция, раскрывается потенциал детей, укрепляется уверенность в себе.

Данная форма работы с населением продемонстрировала свою эффективность, что подтверждается отзывами участников. Следует отметить тот факт, что многие “неорганизованные” участники готовились заранее к объявленным мероприятиям. Например, готовили костюмы и поделки из бросового материала для участия в празднике “Какой замечательный мусор”, разучивали стихи и песни, а группа младших школьников подготовила для итогового шоу “Волшебная страна – Детство” костюмированную инсценировку на экологическую тематику.

Наибольшим интересом пользуются массовые мероприятия для детей: викторины, праздники, развлечения. Основными участниками являются: родители с детьми, не посещающими ДС, и младшие школьники, которые находились на каникулах.

Интересные сценарии, тематика викторин, задания, подобранные в соответствии с возрастом и особенностями всех участников, награждение участников по итогам каждого мероприятия (дипломы, призы, сувениры, медали) служат дополнительным стимулом для привлечения участников.

Возможность выйти на уровень непосредственной работы с населением позволяет привлечь в детский сад родителей детей раннего возраста в качестве потенциальных клиентов общеобразовательных и дополнительных платных услуг ДС. Повышает престиж ДС среди жителей. Позиционируйте ДС как организацию, предоставляющую разноплановые услуги, использующую инновационный подход в работе с населением, как с детьми, так и со взрослыми.

В результате использования данных форм работы, эффективно реализуются общие цели дошкольного учреждения – коррекция психо-речевого недоразвития воспитанников д/сада, повышение уровня их физического, интеллектуального и личностного развития, социальная адаптация в окружающем мире.