Цели урока:
- обобщение и систематизация изученного по теме “Имя существительное”;
- формирование языковой и речевой компетенций;
- совершенствование практических навыков в определении основных признаков
- данной части речи;
- воспитание любви к русскому языку.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Технологии: уровневая дифференциация; ИКТ
Оборудование:
- мультимедиапроектор;
- таблицы;
- разноуровневые карточки для индивидуальной работы;
- рабочая тетрадь “Комплексный анализ текста. 6 класс”.
Ход урока.
1. Оргмомент
- проверяется готовность к уроку;
- записывается число.
2. Сообщение темы и целей урока
Сегодняшний урок я хочу начать словами К.Г. Паустовского.
Слайд № 1
________________________________________________________________________________
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
________________________________________________________________________________
Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира.
Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием. Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного. Основная цель нашего урока – обобщить и систематизировать изученное.
Слайд № 2
________________________________________________________________________________
Имя существительное как часть речи
- Значения существительных
- Признаки существительных
- Синтаксическая роль
________________________________________________________________________________
3. Актуализация опорных знаний
- Один из лингвистов сказал об этой части речи так: “Имя существительное – дирижёр грамматического оркестра”.
- Что он хотел сказать этим сравнением?
- Что такое имя существительное?
- Уточните, что конкретно могут обозначать существительные.
(После ответов учащихся на слайде появляется схема)
Слайд № 3
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Совместными усилиями делается вывод о том, что при всём смысловом многообразии общее значение существительных – предметное.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Индивидуальная работа у доски по карточке. Класс выполняет задание со слайда № 4 .
Слайд № 4
___________________________________________________________________________
Распределите существительные в соответствии с их значением.
Краснота, бегство, ливень, нежность, прыжок, смелость, туман, мороз, обход, белизна, отдых, весна.
Явления действительности | Признак как предмет | Действие как предмет |
_____________________________________________________________________________
- Самопроверка (по слайду).
- Проверка индивидуального задания (способы образования существительных).
- Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. Какими обладает имя существительное?
(После ответов учащихся появляется слайд № 5)
Слайд № 5
_____________________________________________________________________________
Постоянные признаки:
- Собственное/ нарицательное
- Одушевлённое/ неодушевлённое
- Род
- Склонение
Непостоянные признаки:
- Число
- Падеж
______________________________________________________________________________
- Почему одни признаки называются постоянными, а другие непостоянными?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Морфологический разбор существительного ( в рабочей тетради “Комплексный анализ текста” текст № 11, задание 9)
- Какие существительные называются собственными?
- Как они пишутся?
2. Объяснительный диктант.
В романе Пушкина “Дубровский”, теплоход “Александр Пушкин”, живём на Волге, купили “Волгу”, молодой орёл, город Орёл, газета “Парус”, программа “Время”.
3. Индивидуальная работа у доски (выписать из текста № 1 (рабочая тетрадь) имена собственные)
- Почему в определении существительного указывается два вопроса?
- Какие существительные называются одушевлёнными?
(После ответов учащихся появляется слайд № 6)
Слайд № 6
_________________________________________________________________________
Одушевлённые имена существительные:
- Названия живых существ: мальчик, бабочка
- Названия сказочных и мифологических персонажей: кентавр, леший
- Названия детских игрушек: кукла, волчок, мишка
- Название шахматных и карточных фигур: пешка, валет
_________________________________________________________________________
- Какие существительные называются неодушевлёнными?
Слайд № 7
__________________________________________________________________________
Неодушевлённые имена существительные:
Предметы действительности: книга, стол
__________________________________________________________________________
- Существует грамматический способ определения этой категории у существительных. Назовите его.
Совместными усилиями делается вывод:
у одушевлённых существительных совпадают формы Р.п. и В.п. (кого?), а у неодушевлённых существительных – И.п. и В.п. (что?)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1 Индивидуальная работа у доски. ( 1 ученик)
2 Индивидуальная работа в тетрадях “Комплексный анализ текста” (3 ученика)
3.Класс выполняет тест (слайд № 8)
Слайд № 8
__________________________________________________________________________
Тест
1. Запишите строку, в которой все существительные одушевлённые:
а) пароход, лошадь, кино, кнопка;
б) лес, окно, табун, стекло;
в) кукла, лисица, студент, Снегурочка.
2. Запишите строку, в которой все существительные неодушевлённые:
а) армия, листва, тюльпан, урок;
б) стадо, иволга, веретено, медведь;
в) ученик, карандаш, рассвет, год.
__________________________________________________________________________
3. Проверка индивидуальных заданий.
4. Самопроверка теста (по слайду)
- Изменяются ли существительные по родам?
- Что нового узнали об этой категории?
- У всех ли существительных легко определить род?
- Как определить род у несклоняемых существительных?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Индивидуальная работа у доски по карточкам (2 ученика)
2. Парная работа (слайд № 9)
Слайд № 9
__________________________________________________________________________
Составьте и запишите предложения, связанные по смыслу, используя следующие словосочетания:
школьн.. кафе, вкусн.. салями, горяч.. кофе, разварист.. пюре, овощн.. рагу, свеж.. безе.
__________________________________________________________________________
4. Чтение получившихся текстов, определение рода несклоняемых существительных.
5. Проверка индивидуальных заданий у доски.
- Есть ли окончания у несклоняемых существительных?
- Почему существительные на –мя и слово путь называются разносклоняемыми?
5. Работа с таблицей “Падежные окончания существительных”
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Буквенный диктант
на берёзе о профессии по аллее
о времени в стремени в планетарии
в имени у дочери на заседании
на лекции об опасности из милиции
в инее по территории в брошюре
2. Взаимопроверка ( по слайду № 10)
Слайд № 10
_______________________________________________________________________
е и е
и и и
и и и
и и и
е и е
_______________________________________________________________________
- В современном русском языке 6 падежей. Но в прошлом был ещё один падеж – звательный. Сейчас мы называем это обращением.
- Что вы знаете о категории числа в русском языке?
- В древности ,кроме единственного и множественного числа, было двойственное число, которое обозначало парные предметы.
- Мы обобщили знания о постоянных и непостоянных признаках существительного. Каким членом предложения оно может быть?
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Синтаксический разбор предложения
В саду крапива занимала целый угол цветника.
4. Обобщение и комментирование оценок за урок.
5. Домашнее задание.
6. Заключительное слово
- Я вновь обращаю, ребята, ваше внимание на высказывание Паустовского о русском языке (слайд № 1).Не случайно 2007 год объявлен годом русского языка, красоту и волшебство которого вы постигаете на каждом уроке. Успехов вам и новых открытий.