Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

  • обобщение и систематизация изученного по теме “Имя существительное”;
  • формирование языковой и речевой компетенций;
  • совершенствование практических навыков в определении основных признаков
  • данной части речи;
  • воспитание любви к русскому языку.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Технологии: уровневая дифференциация; ИКТ

Оборудование:

  • мультимедиапроектор;
  • таблицы;
  • разноуровневые карточки для индивидуальной работы;
  • рабочая тетрадь “Комплексный анализ текста. 6 класс”.

Ход урока.

1. Оргмомент

- проверяется готовность к уроку;
- записывается число.

2. Сообщение темы и целей урока

Сегодняшний урок я хочу начать словами К.Г. Паустовского.

Слайд № 1

________________________________________________________________________________

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

________________________________________________________________________________

Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира.

Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием. Мы закончили изучение одной из важнейших частей речи – имени существительного. Основная цель нашего урока – обобщить и систематизировать изученное.

Слайд № 2

________________________________________________________________________________

Имя существительное как часть речи

  • Значения существительных
  • Признаки существительных
  • Синтаксическая роль

________________________________________________________________________________

3. Актуализация опорных знаний

- Один из лингвистов сказал об этой части речи так: “Имя существительное – дирижёр грамматического оркестра”.

- Что он хотел сказать этим сравнением?

- Что такое имя существительное?

- Уточните, что конкретно могут обозначать существительные.

(После ответов учащихся на слайде появляется схема)

Слайд № 3

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Совместными усилиями делается вывод о том, что при всём смысловом многообразии общее значение существительных – предметное.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Индивидуальная работа у доски по карточке. Класс выполняет задание со слайда № 4 .

Слайд № 4

___________________________________________________________________________

Распределите существительные в соответствии с их значением.

Краснота, бегство, ливень, нежность, прыжок, смелость, туман, мороз, обход, белизна, отдых, весна.

Явления действительности Признак как предмет Действие как предмет
     

_____________________________________________________________________________

  • Самопроверка (по слайду).
  • Проверка индивидуального задания (способы образования существительных).

- Каждая часть речи имеет свои морфологические признаки. Какими обладает имя существительное?

(После ответов учащихся появляется слайд № 5)

Слайд № 5

_____________________________________________________________________________

Постоянные признаки:

  • Собственное/ нарицательное
  • Одушевлённое/ неодушевлённое
  • Род
  • Склонение

Непостоянные признаки:

  • Число
  • Падеж

______________________________________________________________________________

- Почему одни признаки называются постоянными, а другие непостоянными?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.   Морфологический разбор существительного ( в рабочей тетради “Комплексный анализ текста” текст № 11, задание 9)

- Какие существительные называются собственными?

- Как они пишутся?

2. Объяснительный диктант.

В романе Пушкина “Дубровский”, теплоход “Александр Пушкин”, живём на Волге, купили “Волгу”, молодой орёл, город Орёл, газета “Парус”, программа “Время”.

3. Индивидуальная работа у доски (выписать из текста № 1 (рабочая тетрадь) имена собственные)

- Почему в определении существительного указывается два вопроса?

- Какие существительные называются одушевлёнными?

(После ответов учащихся появляется слайд № 6)

Слайд № 6

_________________________________________________________________________

Одушевлённые имена существительные:

  • Названия живых существ: мальчик, бабочка
  • Названия сказочных и мифологических персонажей: кентавр, леший
  • Названия детских игрушек: кукла, волчок, мишка
  • Название шахматных и карточных фигур: пешка, валет

_________________________________________________________________________

- Какие существительные называются неодушевлёнными?

Слайд № 7

__________________________________________________________________________

Неодушевлённые имена существительные:

  • Предметы действительности: книга, стол
  • Растения: ромашка, крапива
  • Собирательные названия множеств живых предметов: народ, стая

__________________________________________________________________________

- Существует грамматический способ определения этой категории у существительных. Назовите его.

Совместными усилиями делается вывод:

у одушевлённых существительных совпадают формы Р.п. и В.п. (кого?), а у неодушевлённых существительных – И.п. и В.п. (что?)

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1 Индивидуальная работа у доски. ( 1 ученик)

2 Индивидуальная работа в тетрадях “Комплексный анализ текста” (3 ученика)

3.Класс выполняет тест (слайд № 8)

Слайд № 8

__________________________________________________________________________

Тест

1. Запишите строку, в которой все существительные одушевлённые:

а) пароход, лошадь, кино, кнопка;
б) лес, окно, табун, стекло;
в) кукла, лисица, студент, Снегурочка.

2. Запишите строку, в которой все существительные неодушевлённые:

а) армия, листва, тюльпан, урок;
б) стадо, иволга, веретено, медведь;
в) ученик, карандаш, рассвет, год.

__________________________________________________________________________

3. Проверка индивидуальных заданий.

4. Самопроверка теста (по слайду)

- Изменяются ли существительные по родам?

- Что нового узнали об этой категории?

- У всех ли существительных легко определить род?

- Как определить род у несклоняемых существительных?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Индивидуальная работа у доски по карточкам (2 ученика)

2. Парная работа (слайд № 9)

Слайд № 9

__________________________________________________________________________

Составьте и запишите предложения, связанные по смыслу, используя следующие словосочетания:

школьн.. кафе, вкусн.. салями, горяч.. кофе, разварист.. пюре, овощн.. рагу, свеж.. безе.

__________________________________________________________________________

4. Чтение получившихся текстов, определение рода несклоняемых существительных.

5. Проверка индивидуальных заданий у доски.

- Есть ли окончания у несклоняемых существительных?

- Почему существительные на –мя и слово путь называются разносклоняемыми?

5. Работа с таблицей “Падежные окончания существительных”

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Буквенный диктант

на берёзе о профессии по аллее
о времени в стремени в планетарии
в имени у дочери на заседании
на лекции об опасности из милиции
в инее по территории в брошюре

2. Взаимопроверка ( по слайду № 10)

Слайд № 10

_______________________________________________________________________

е и е
и и и
и и и
и и и
е и е

_______________________________________________________________________

- В современном русском языке 6 падежей. Но в прошлом был ещё один падеж – звательный. Сейчас мы называем это обращением.

- Что вы знаете о категории числа в русском языке?

- В древности ,кроме единственного и множественного числа, было двойственное число, которое обозначало парные предметы.

- Мы обобщили знания о постоянных и непостоянных признаках существительного. Каким членом предложения оно может быть?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Синтаксический разбор предложения

В саду крапива занимала целый угол цветника.

4. Обобщение и комментирование оценок за урок.

5. Домашнее задание.

6. Заключительное слово

- Я вновь обращаю, ребята, ваше внимание на высказывание Паустовского о русском языке (слайд № 1).Не случайно 2007 год объявлен годом русского языка, красоту и волшебство которого вы постигаете на каждом уроке. Успехов вам и новых открытий.

Презентация