Этап: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах.
Цели:
- Создать у детей положительное психоэмоциональное настроение.
- Совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук.
- Учить произносить звук [Р] изолированно, в прямых, обратных слогах, словах.
- Продолжать учить выполнять звуковой анализ в обратных слогах.
- Развивать мелкую моторику рук, силу голоса, просодическую сторону речи.
- Совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительного и существительного в роде, числе, падеже).
- Упражнять в употреблении родительного падежа существительных.
- Формировать направленный длительный выдох.
- Прививать интерес к художественному слову, интонационной выразительности.
- Развивать чувство юмора, умение слышать и чувствовать ритм стиха.
- Расширять и обогащать словарный запас детей по лексической теме “насекомые”.
- Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, воображение.
- Воспитывать заботливое отношение к природе.
Оборудование:
- картинки: клоуны с рядом пуговиц, машины с дорогой, трактор с дорогой и гаражом, большой и маленький тигры, грузовой и легковой автомобили, лесная полянка, 5 муравьев и 5 комаров, радуга, воробей, муравьи, карандаш.
- подставка с ракетками,
- пособие на дыхание – цветочек,
- пособие на развитие фонематического восприятия - “Тучка и солнышко”.
Ход занятия
1. Организационный момент
Здравствуйте ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями.
2. Психогимнастика
А теперь давайте поприветствуем свое тело. Повторяйте за мной.
С добрым утром, глазки,
Вы проснулись.
С добрым утром, ушки,
Вы проснулись.
С добрым утром, ручки,
Вы проснулись.
С добрым утром, ножки,
Вы проснулись.
Глазки - смотрят, смотрят;
Ушки - слушают, слушают;
Ручки - хлопают, хлопают;
Ножки – топают, топают.
Я проснулся!Дети поглаживают закрытые глазки.
Открывают глаза, смотрят в “бинокль”.
Поглаживают ушки.
Прикладывают ладонь к ушам.
Поглаживают руки сверху вниз
Встряхивают кистями рук.
Поглаживают ножки сверху вниз
Прикладывают ладонь к глазам.Прикладывают ладони к ушам.
Хлопают ручками.
Топают ножками.
Потягиваются высоко.
3. Артикуляционная гимнастика
“Грибок”
Перед ребенком лежит картинка клоун с рядом пуговиц. Логопед осуществляет показ движения: рот широко открыт, язык присасывается к небу, нижняя челюсть оттягивается вниз, палец касается пуговицы, положение фиксируется, затем челюсть возвращается в исходное положение. Далее все повторяется по мере продвижения пальцев по всем пуговицам.
“Гармошка”
Рот широко открыт, язык присасывается к небу, нижняя челюсть оттягивается вниз, возвращается в исходное положение. Руки имитируют игру на гармошке.
“Лошадка”
Рот широко открыт, язык медленно щелкает. Руки выполняют одновременные хлопки (удары по коленям).
“Заводим двигатель”
Широкий язык лежит на нижней губе. С силой дуем на язычок, создавая при этом вибрацию. Руками имитирует вращение руля.
“Маляр”
Рот широко открыт, язык выполняет движения по небу вперед-назад. Кисть одной руки имитирует потолок, кисть другой руки – кисточку, которая двигается синхронно движениям языка.
“Барабан”
Рот широко открыт, кончик языка “стучит” в альвеолы (д-д-д). одновременно выполняются постукивания кулачками рук (сначала правый о левый, затем наоборот).
4. Характеристика звука, уточнение правильной артикуляции. Сообщение темы.
Ребята, послушайте стихотворение.
- Ррр!- ракета рвется ввысь!
- Ррр! – рычит сердито рысь.
- Ррр, - рокочет ровно робот.
Р сказать и ты попробуй!
- Ррр! – возьмемся за учебу!
- Ррр! – язык широкий - к небу!
Языком, передним краем
Вверх, на десны нажимаем.
Дунь на кончик языка,
Чтоб сильнее задрожал.
Ррр - раскатистый и громкий,
Ррр - рокочущий и звонкий!
Ребята, дайте характеристику звука [Р]. Какой звук [Р]? (согласный, твердый, звонкий, дрожащий).
Когда мы произносим звук [Р], что делает язык? (широкий кончик языка поднимается за верхние зубы и дрожит. Боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам).
Сегодня ребята, мы будем продолжать учиться произносить звук [Р] в слогах и словах.
5. Изолированное произношение звука
Отгадайте загадку.
Куда бежит - сама не знает,
В степи ровна, в лесу плутает,
Споткнется у порога,
Что это? (дорога).
Молодцы!
Дима, помоги машинке проехать по дороге без остановок. Веди пальчиком и заводи моторчик р-р-р. А ты Саша, поставь трактор в гараж.
Дима, как рычит большой тигр? Р-Р-Р (громко)
Как рычит маленький тигренок? р-р-р (тихо).
Саша, как гудит грузовая машина? Р-Р-Р (громко)
Как гудит легковая машина? р-р-р (тихо). Молодцы!
6. Произношение звука в слогах и словах. Звуковой анализ в обратных слогах.
Что за птица - алый хвост,
Полетела в стаю звезд (ракета)
Ребята помогите ракетам взлететь в космос, но для этого нужно произносить волшебные слоги и слова. Снимаем с подставки по одной ракете и по очереди произносим за мной:
РА-РА-РА
РО-РО-РО
РУ-РУ-РУ
РЫ-РЫ-РЫ
РА-РО-РУ-РЫ
А теперь обратно летим на Землю.
АР-АР-АР-ПАР
Ребята в слоге А-Р сколько звуков? Какой первый звук? Какой второй звук? Молодцы!
ОР-ОР-ОР-ХОР
В слоге О-Р сколько звуков? Какой первый звук? Какой второй звук?
Молодцы! Повторяем дальше.
УР-УР-УР-БУР
ИР-ИР-ИР-МИР
ЁР-ЁР-ЁР-КОВЁР
Молодцы! И с этим заданием вы справились.
7. Пальчиковая гимнастика “Бабочка”
Сейчас ребята давайте сделаем с помощью наших рук “бабочку”. Повторяйте за мной.
Бабочка коробочка
Улетай под облачко
Там твои детки
На березовой ветке. Молодцы!
8. Согласование числительного и существительного
Посмотрите, кто прилетел на лесную поляну? Как их назвать одним словом? (насекомые). Правильно! На поляне и бабочка, и комары, и осы, и паук плетет паутину, и муравьи трудятся – это насекомые.
Дима, посчитай, сколько на поляне комаров? (На поляне один комар, два комара, пять комаров).
Саша посчитай, сколько муравьев ты поймал? (Я поймал одного муравья, двух муравьев, пять муравьев).
9. Игра “Кого, Чего не стало?”
Сейчас ребята подойдите к доске и отгадайте загадки.
Пришел домой художник наш, он взял тетрадь и … (карандаш)
Собрались мужички без топоров, срубили избу без углов (муравьи)
Чик-Чирик! Не робей! Я бывалый …(воробей)
Крашеное коромысло над рекой повисло (радуга). Молодцы!
Посмотрите внимательно и запомните, как стоят картинки. Закрываем глаза. Дима, кого не стало? (не стало воробья). Саша, чего не стало? (не стало радуги).
10. Игра “Барабек”
Ребята, давайте немного поиграем.
Робин Бобин Барабек | Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с ноги на ногу, низким голосом, как Барабек. |
Скушал сорок человек | Взявшись руками за голову, удивляются, Произнося текст с удивленной интонацией. |
И корову, | Приставляют указательные пальцы к голове – “рога”, говорят низким голосом. |
И быка, | Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка наклонив голову, - “упрямый бык”. |
И кривого мясника, | Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными пальцами, ноги ставят косолапо- “кривой мясник”. |
И телегу, | Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в стороны – “сидят на телеге” |
И дугу, | Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь кончиками пальцев, - “дуга”. |
И метлу, | Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней “метла”. |
И кочергу, | Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое движение вперед, ноги слегка расставляют и чуть сгибают – “кочерга в печи”. |
Скушал церковь, | Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы рук поднимают вверх и соединяют – это “свеча”, голову наклоняют вниз, смотрят на “свечу”, произнеся текст серьезно и негромко – “мы в церкви”. |
Скушал дом, | Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики пальцев соединяют друг с другом – “крыша дома”. |
Скушал кузню с кузнецом, | Двумя руками берут воображаемый молот, широко замахнувшись через голову, 2 раза ударяют по “наковальне”, говорят активно, энергично, в ритме движений. |
А потом и говорит: | Разводят руки в стороны. |
- У меня живот болит!!! | Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким голосом, жалостливо. |
11. Придумывание слов
РА-РА-РА, начинается игра.
Я прошу со слогом РА мне сейчас назвать слова.
Продолжаем мы игру, где слова со слогом РУ?
12. Упражнение на дыхание
Вышли на полянку,
Сели все в кружок.
Угадай картинку,
Милый мой дружок!
Ребята возьмите цветочек, поднесите его к губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы слетела пыльца. Щеки не надуваем. Под пыльцой спрятана картинка. Назовите ее. (У меня рыба. У меня роза). Молодцы! все картинки назвали и пыльцу сдули.
13. Развитие фонематического восприятия
Ребята, кажется, дождь собирается. Посмотрите, набежали тучки, давайте их разгоним, но для этого нужно подобрать картинки в названиях которых есть звук Р и разложить их вокруг солнышка. Молодцы! Правильно подобрали все картинки. Назовите, их и солнышко засверкает своими лучами. Молодцы!
14. Итог.
Вот и подошло к концу наше занятие. Понравилось вам заниматься? Что понравилось? Какие трудности испытывали? Молодцы! До свидания!