Создание и применение наглядных пособий и дидактических игр в процессе ознакомления дошкольников с родным краем

Разделы: Работа с дошкольниками


Комплексный подход к постановке всего дела воспитания является на современном этапе развития педагогики методологическим принципом организации ее воспитательной работы, важнейшим условием всестороннего развития ребенка. Это практическая задача нашего времени, определяющая важность и необходимость постоянного совершенствования таких важнейших составных частей всестороннего развития личности, как эстетическое, нравственное, экологическое воспитание, необходимость их органической связи, взаимопроникновения, тесного единства в воспитании детей дошкольного возраста. Существенное значение в осуществлении эстетического и экологического воспитания детей, в их духовном, умственном развитии имеют занятия по ознакомлению с родным краем: природой, творчеством и традициями, занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством.

Ознакомление с родным краем проводится комплексно – путем объединения разных групп деятельности в циклы и блоки, что обеспечивает решение таких дидактических задач, как возможность комплексного подхода к обучению, формирование у детей целостности теоретических понятий и практических процессов. Объединение различных видов деятельности способствуют развитию творческого отношения и интереса дошкольника к обучению.

Разнообразие художественного материала, интегрирование его в различных видах творческой деятельности позволяет решать задачи эстетического развития детей дошкольного возраста. Результатом проделанной работы должны служить не только констатированные факты и цифры, но и расширение спектра эмоциональных переживаний детей, пополнение детского опыта эстетической оценки предметов и явлений действительности, произведений искусства, продуктов своей творческой деятельности и других детей с точки зрения законов красоты и эстетического идеала.

Разные группы деятельности, виды занятий объединенные общей темой в циклы и блоки, взаимодополняют друг друга, что является благодатной почвой для повышения эффективности усвоения учебного материала.

Содержание учебного материала по ознакомления детей с родным краем ставит перед педагогом конкретные задачи, которые выражаются в следующем:

  1. Расширение и систематизация индивидуального и коллективного опыта детей, их знаний о родном крае: его природе, культуре и творчестве народов, населяющих Якутию.
  2. Обучение определенным навыкам передачи полученных знаний в рисунках и поделках с использованием различных материалов и применением традиционных и нетрадиционных методов изобразительной деятельности.
  3. Формирование творческой активности.
  4. Всестороннее развитие и воспитание дошкольников: умственное, нравственное, эстетическое.

Цикл занятий “Родной край”

блоки Виды художественной, познавательной деятельности.
Развитие речи. Аппликация. Рисование. Ручной труд. Лепка.
1. Якутс-кие узоры. Беседы: “Орнамент”, “Применение орнамента в изделиях народных умельцев”. “Якутские узоры” береста;

“Чепрак” коллективная композиция.

“Коврик” декоративное рисование. “Коровушка”

традицион-ная детская игрушка, береста.

 
2. Бабуш-кина посуда.     “Чорооны” папье-маше, роспись.

“Туесок”, роспись, бумагопластика.

 
3. В гостях у сказки. Якутские народные сказки (сост.Д.К. Сивцев-Суорун Омоллоон, П.Е. Ефремов).

Постановка сказки “Старушка Бэй-бэрикээн с пятью коровами” (настольный театр).

  “Жила - была сказка” Изготовление персонажей якутских сказок из бросового материала для настольного театра. “Мой любимый сказоч-ный герой”.
4. Живой мир Якутии. Беседы “Животные Якутии”, “Птицы Якутии”, “Флора Якутии”. “Древо жизни”

коллективная композиция

“Сказочный лес”,

“Зеленая полянка”

   
5. Люблю Якутию родную. Беседы: “Край, в котором я живу”, “Чудеса природы”, проведение развлечения “Путешествие по родному краю”. “Мой родной край”, “Наш город” коллективная композиция “На алаасе предков”.

“Ысыах” коллективная композиция.

“Северное сияние”

“Ысыах” коллективная композиция.

“Ленские столбы” бумагопластика. “Якутс-кий двор”

В представленных блоках занятия разработаны для 3х возрастных групп: средней, старшей и подготовительной В связи со своеобразием содержания обучения изобразительной деятельности, методы обучения в студии детского творчества имеют свои особенности и специфику. Здесь удельный вес падает на практические и наглядные методы и их различные сочетания.

Применение наглядного метода в обучении способствует эстетическому восприятию предметов и явлений действительности и их свойств, активизирует усвоение учебного материала в процессе ознакомления с родным краем на занятиях в студии детского творчества.

Наглядный метод обучения включает в себя: демонстрации, наблюдения и экскурсии.

Демонстрация, как метод обучения, заключается в наглядном ознакомлении с учебным материалом. Демонстрацию можно классифицировать на 2 различных вида:

 

Наряду с наглядными пособиями целесообразно использовать в обучении дидактические игры для закрепления пройденного учебного материала.

Создавая наглядный материал необходимо учитывать внешнюю эстетику, привлекательность изделия. Ребенка в младшем дошкольном возрасте привлекают большие формы, яркие богатые сочетания красок. Начиная со старшего возраста, дошкольник более осознанно выделяет эстетические качества предметов. В его ответах на вопрос: “Почему это красиво?” - преобладают мотивировки, указывающие на эстетические особенности объектов: соразмерность, пропорциональность форм, богатство цветовых оттенков.

Наряду с внешней эстетикой при создании дидактических игр должно учитываться соблюдение некоторых принципов. Таких как:

  • Учет возрастных особенностей.

Возрастная адресованность игры должна соответствовать возрастным особенностям ребенка.

  • Посильность и доступность.

Не ставьте перед ребенком неразрешимых, непосильных задач, создавая замысловатые игры. К дошкольному возрасту наиболее подходят такие разновидности дидактических игрушек, как мозаика, лото, детское домино, принцип игры которых уже известен ребенку.

  • Многофункциональность.

Желательно, если игра выполняет несколько функций в учебном процессе. Приведем пример: кубики “Бабушкина посуда” используются для закрепления знаний о разновидностях якутской традиционной утвари как дидактическая игра, и как наглядное пособие (картинки – образцы) – в ознакомлении с этой темой.

  • Безопасность.

При изготовлении наглядного материала и дидактических игр нужно обратить особое внимание на безопасность изделия. Оно не должно иметь легковоспламеняющиеся, дурнопахнущие вещества, острые углы и режущие края. Печатный шрифт – не менее 6 мм в высоту. Мягкие игрушки выполнены только из натурального материала, деревянные поверхности хорошо отшлифованы, исключено использование стекла.

При создании дидактических игр и наглядных пособий нужно четко определить их функциональное назначение и методические рекомендации по использованию в учебном процессе.

Особую ценность имеет дидактический материал, выполненный при участии детей. Примером могут служить создание самодельных книг, альбомов по впечатлениям от литературных произведений и наблюдений в природе.

Перечень наглядных пособий и дидактических игр.
Цикл занятий “Родной край”

Название блока занятий Наглядные пособия. Дидактические игры.
Якутские узоры Плакат “Якутские орнаменты”,

Альбом “Якутские орнаменты”,

Кукла Туяра с набором национальной одежды,

Образцы народного творчества.

Домино “Якутские узоры”.
Бабушкина посуда. Образцы народного творчества: деревянная и берестяная посуда. Кубики “бабушкина посуда”
В гостях у сказки. Иллюстрации к якутским народным сказкам.

Альбом детских рисунков “В гостях у сказки”.

Кубики “В гостях у сказки”.
Живой мир Якутии. Плакаты: “Животные Якутии”, “Птицы Якутии”;

Набор гербариев “Растительный мир Якутии”;

Композиция “Живой мир Якутии”;

Репродукции картин.

Игра “Зимовье зверей”;

Игра “Путешествие по родному краю”;

Игровые комплекты “Туесок с ягодками”; “Корзинка с грибами”.

Люблю Якутию родную. Репродукции картин;

Герб республики Саха (Якутия), флаг республики Саха ( Якутия);

Композиция “Якутская усадьба”;

Композиция “Комната куклы Туяры”;

Альбом детских рисунков “Путешествие по родному краю”.

 

Художественное творчество является одним из наиболее выгодных способов “передачи” знаний о родном крае. При этом “передача” является обратимой: взрослый посредством своего творчества – изготовленных наглядных пособий и дидактических игр, разработок интересных, познавательных занятий дает детям знания, а дети, в свою очередь, выражают в своем творчестве – рисунках и поделках, свое видение и свое отношение к родному краю.