Цели и задачи:
- Научить работать с картой и атласом,
- Научить работать в паре и группах,
- Отрабатывать навыки работы с логико-смысловыми моделями,
- Воспитывать чувство любви к своему городу и республике.
Оборудование:
- физическая карта РФ,
- физическая карта РБ,
- атласы РБ, карточки, схема “Роза ветров”
- сообщение об атмосфере.
Тип урока: комбинированный (технологии - групповая работа, проблемно-диалогическая, логико-смысловые модели).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Опрос-беседа
Учитель: Любая территория изучается по плану. Какому?
Ученик:
а) Географическое положение,
б) История,
в) Рельефы полезных ископаемых,
г) Климат,
д) Воды,
е) Природные зоны,
ж) Население.
Учитель: Что уже изучили? Что еще нужно изучить?
Ученик:
а) Географическое положение,
б) История,
в) Рельеф и полезных ископаемых.
Что еще нужно изучить?
Ученик: Климат, воды, природные зоны, население.
Учитель: Почему после геологического строения и полезных ископаемых мы изучаем климат?
Ученик: Об истории формирования атмосферы.
Учитель: Применим принцип историзма. Вспомним условие формирования климата. Нужно раскрыть причины, которые влияют на образование климата. Как мы их называем в географии?
Ученик: Климатообразующие факторы.
Учитель: Давайте составим логико-смысловую модель.
Учитель:
Задание: Определить действие каждого из этих факторов, заполнить таблицу. Работаем в парах.
Ответы учащихся при заполнении модели
ГП (широта)
Учитель:
Вслед за условиями рассмотрим изменение климата.
Группа получает задание по карточкам.
Определить географическое положение, осадки, температуры июля и января , ветры в городах Башкортостана. Объяснить, отчего зависят условия.
Заполнить модель и сделать вывод.
Г. Стерлитамак
Г. Белорецк
Г. Туймазы
Г. Дуван
Г. Мелеуз
Г. Яанаул
С. Дуван
Учитель: Группы готовы. Заполняют модель на доске.
Вывод: Можно выделить разные районы в Башкортостане по характеру климата.
В общем, климат умеренно-континентальный.
Учитель: Почему в Белорецке осадков больше, чем в других районах?
Ученик: ВМ с Атлантики приносят влагу, они тяжелые. Сталкиваясь с горами, они отдают воду горам, в том числе и району Белорецка.
Учитель: Нам необходимо вспомнить, что значит агроклиматические ресурсы?
Ученик: Это те богатства природы, которые может использовать человек. В нашем случае это богатства климата.
Учитель: Что дает климат человеку?
Тепло и влагу, их человек использует в хозяйстве.
Учитель: Используя текст учебника, страница 27, выделите среди показателей благоприятные и неблагоприятные климатические условия.
Ученик:
Благоприятные
|
Неблагоприятные
|
Учитель: А что человек дает климату?
Ученик: Загрязнение атмосферы - это наиболее опасный фактор, ухудшающий состояние здоровья населения. Основными поставщиками загрязнения являются транспорт и промышленные предприятия. Самая загрязненная атмосфера в городах Мелеуз, Сибай, Янаул. Причем ответственность за это несет автотранспорт. Главным загрязнителем города Стерлитамак являются крупные предприятия АО “Сода”, ЗАО”Каустик”, АО”Каучук”, Стерлитамакская и Новостерлитамакская ТЭЦ. В загрязнение атмосферы городов РБ серьезный вклад вносят автомобили.
Учитель: Подведём итог сегодняшнего урока. Что вы узнали сегодня?
Ответы учеников.
Учитель: Все группы получают оценки.