Конспект урока по географии Башкортостана "Климат и агроклиматические ресурсы Башкортостана"

Разделы: География


Цели и задачи:

  1. Научить работать с картой и атласом,
  2. Научить работать в паре и группах,
  3. Отрабатывать навыки работы с логико-смысловыми моделями,
  4. Воспитывать чувство любви к своему городу и республике.

Оборудование:

  • физическая карта РФ,
  • физическая карта РБ,
  • атласы РБ, карточки, схема “Роза ветров”
  • сообщение об атмосфере.

Тип урока: комбинированный (технологии - групповая работа, проблемно-диалогическая, логико-смысловые модели).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Опрос-беседа

Учитель: Любая территория изучается по плану. Какому?

Ученик:

а) Географическое положение,
б) История,
в) Рельефы полезных ископаемых,
г) Климат,
д) Воды,
е) Природные зоны,
ж) Население.

Учитель: Что уже изучили? Что еще нужно изучить?

Ученик:

а) Географическое положение,
б) История,
в) Рельеф и полезных ископаемых.

Что еще нужно изучить?

Ученик: Климат, воды, природные зоны, население.

Учитель: Почему после геологического строения и полезных ископаемых мы изучаем климат?

Ученик: Об истории формирования атмосферы.

Учитель: Применим принцип историзма. Вспомним условие формирования климата. Нужно раскрыть причины, которые влияют на образование климата. Как мы их называем в географии?

Ученик: Климатообразующие факторы.

Учитель: Давайте составим логико-смысловую модель.

Учитель:

Задание: Определить действие каждого из этих факторов, заполнить таблицу. Работаем в парах.

Ответы учащихся при заполнении модели

ГП (широта)

Учитель:

Вслед за условиями рассмотрим изменение климата.

Группа получает задание по карточкам.

Определить географическое положение, осадки, температуры июля и января , ветры в городах Башкортостана. Объяснить, отчего зависят условия.

Заполнить модель и сделать вывод.

Г. Стерлитамак
Г. Белорецк
Г. Туймазы
Г. Дуван
Г. Мелеуз
Г. Яанаул
С. Дуван

Учитель: Группы готовы. Заполняют модель на доске.

Вывод: Можно выделить разные районы в Башкортостане по характеру климата.

В общем, климат умеренно-континентальный.

Учитель: Почему в Белорецке осадков больше, чем в других районах?

Ученик: ВМ с Атлантики приносят влагу, они тяжелые. Сталкиваясь с горами, они отдают воду горам, в том числе и району Белорецка.

Учитель: Нам необходимо вспомнить, что значит агроклиматические ресурсы?

Ученик: Это те богатства природы, которые может использовать человек. В нашем случае это богатства климата.

Учитель: Что дает климат человеку?

Тепло и влагу, их человек использует в хозяйстве.

Учитель: Используя текст учебника, страница 27, выделите среди показателей благоприятные и неблагоприятные климатические условия.

Ученик:

Благоприятные
  1. Умеренное среднегодовое количество осадков в Западном Башкортостане (400-600мм)
  2. Вторжение Атлантических воздушных масс.
  3. Вторжение тропических воздушных масс.
Неблагоприятные
  1. Зимние морозы до -50о
  2. Заморозки в мае и начале июня
  3. Уменьшение безморозного периода в горах
  4. Уменьшение количества атмосферных осадков до 300 мм в год в Башкирском Зауралье

Учитель: А что человек дает климату?

Ученик: Загрязнение атмосферы - это наиболее опасный фактор, ухудшающий состояние здоровья населения. Основными поставщиками загрязнения являются транспорт и промышленные предприятия. Самая загрязненная атмосфера в городах Мелеуз, Сибай, Янаул. Причем ответственность за это несет автотранспорт. Главным загрязнителем города Стерлитамак являются крупные предприятия АО “Сода”, ЗАО”Каустик”, АО”Каучук”, Стерлитамакская и Новостерлитамакская ТЭЦ. В загрязнение атмосферы городов РБ серьезный вклад вносят автомобили.

Учитель: Подведём итог сегодняшнего урока. Что вы узнали сегодня?

Ответы учеников.

Учитель: Все группы получают оценки.