Исследовательская деятельность как компонент творческого потенциала личности студента

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Среди разнообразия методов обучения особое место занимает исследовательский метод. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску. Исследовательский метод является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности. Идеи исследовательского метода обучения получили развитие в трудах ученых Б.П. Есипова, М.А. Данилова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера. В процессе реализации исследовательского метода обучения у студента формируются такие элементы творческой деятельности, как самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию, самостоятельный и альтернативный подход к поиску решения проблемы и др.. В контексте формирования знаний, умений и навыков на основе гуманистической, личностно – ориентированной модели образования и применения исследовательского метода обучения, ведущая роль отводится методу проектов, основой которого является умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.

Метод проектов позволяет удачно сочетать признаки исследовательских, творческих, информационных проектов и одновременно ориентирован на междисциплинарные связи. Проектная деятельность позволяет студенту широко использовать информационные технологии не только на уроках информатики, но и математики, физики и др. дисциплин. Для студента создаются благоприятные условия самостоятельной творческой работы за домашним компьютером. Используя Интернет, студент расширяет виды учебной деятельности (поиск и обработка информации по предмету), предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией, дает возможности для профессионального роста, открывает новые творческие возможности: обучающие программы, учебные игры и тесты по предмету.

Применение компьютера в учебном процессе отражено в диаграмме, построенной по результатам анкетирования среди студентов 1 и 2 курсов. Заметим, что студенты второго курса более активны в применении компьютера к учебным целям, проявляют большую творческую активность и, как следствие, развивают творческие способности под руководством преподавателей. При этом вокруг студента образуется своеобразная индивидуальная образовательная траектория, которая помогает ему реализовать свой личностный потенциал, т.е. развивать коммуникативные, познавательные и творческие способности.

Процесс выявления, реализации и развития данных способностей происходит как в учебной деятельности на уроке, так и во внеурочной, на занятиях в факультативах и кружках.

Цели и задачи научно-исследовательской работы

  • Расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки.
  • Выявление наиболее одарённых учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
  • Активное включение учащихся колледжа в процесс самосовершенствования и самопознания..
  • Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся, повышение уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
  • Организация научно-исследовательской деятельности студентов для усовершенствования процесса обучения и профессионального становления.
  • Формирование навыков публичного выступления перед большой аудиторией.

Основные направления научно-исследовательской работы

  • Включение в научно-исследовательскую деятельность способных студентов в соответствии с их интересами в той или иной области знаний.
  • Обучение студентов работе с научной литературой, формирование информационной культуры научного исследования.
  • Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи студентам в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
  • Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
  • Привлечение преподавателей к руководству научно-исследовательских работ студентов.
  • Рецензирование научно-исследовательских работ студентов при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
  • Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, творческих отчетов, смотров-конкурсов.
  • Редактирование и издание студенческих сборников.

Приобщение студентов к научно-исследовательской деятельности начинается с первого самостоятельно написанного реферата, участию в конференции, творческом отчете, олимпиаде, выполнению лабораторных и практических работ, участию в смотре-конкурсе профмастерства.

Как правило, те студенты, которые занимают призовые места в таком конкурсе, успешно учатся, принимают активное участие в научно-исследовательской деятельности. Применение в учебно-воспитательном процессе метода проектов позволяет студентам раскрыться, творчески подойти к изучаемым дисциплинам, создавать свои творческие проекты, которые в дальнейшем используются преподавателями как электронное учебное пособие по различным дисциплинам.

Ежегодно в нашем колледже на уроках-конференциях проходит защита творческих проектов, выполненных студентами под руководством преподавателей. К ним относятся и междисциплинарные проекты по математике и информатике, по физике и информатике, по спецдисциплинам, которая в итоге выливается в своеобразный фестиваль творческих отчётов.

В 2006-2007 уч. году был проведен фестиваль исследовательских и творческих проектов студентов по теме: “Применение информационных технологий в учебно – воспитательном процессе”. Согласно разработанным положениям, цели и задачи фестиваля были определены:

  • организация единого открытого информационного пространства для просмотра работ студентов, выполненных под руководством преподавателей;
  • включение преподавателей и студентов в деятельность по разработке и применению новых педагогических технологий в учебно – воспитательном процессе;
  • объединение преподавателей информатики и информационных технологий с преподавателями спец. дисциплин с целью установления межпредметных связей и для интеграции с другими учебными дисциплинами;
  • использование информационных технологий в роли дидактического инструмента в процессе обучения своему предмету.

В фестивале приняли участие 59 студентов. Было представлено 42 творческих проекта, как индивидуальных, так и коллективных. Лучшие проекты были представлены на Всероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио”. За три года участвовало в “Портфолио” 20 студентов. В этом учебном году наши студенты приняли участие во Всероссийском Смотре-конкурсе научно-технического творчества студентов СПО и отмечены дипломами. Участие в городских студенческих научно-практических конференциях свидетельствует о стремлении студентов к творческой, познавательной деятельности под руководством преподавателя и необходимости посещения занятий в студенческом научном кружке. <Приложение>

В результате индивидуальной и коллективной деятельности каждый студент получает возможность собрать “Портфель достижений”, который служит способом реализации его успехов и творческого потенциала. Содержание “ портфеля” – это не только перечень занятых призовых мест, полученных грамот, но и предложенные идеи решения конструктивных задач, изобретения, исследовательские работы, а также электронные учебные пособия, выполняемые студентами под руководством преподавателей, и т.д. При разработке электронных презентаций или пособий, необходимо выполнять следующие функции:

  • эффективно управлять деятельностью обучающегося по изучению учебной дисциплины;
  • стимулировать учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • обеспечивать рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них, и в зависимости от результатов усвоения учебного материала;
  • рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику, аудио, видео, анимацию).

Кроме общих требований есть еще и специальные требования – требования к содержанию, структуре и техническому исполнению презентации или электронного учебного пособия:

  • достаточный объем материала;
  • соответствие Государственному образовательному стандарту;
  • актуальность, новизна и оригинальность исполнения проекта.

От исследовательской и творческой деятельности студенты получают импульс и желание расширять собственные горизонты. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать. Общаясь с руководителем, ребята обучаются стилю поведения, принятом в научном (да и любом интеллектуальном) сообществе, манере говорить и умению общаться. Поэтому им гораздо легче быть признанными “своими” и в студенческом коллективе, да и в большинстве других таких сообществ. При этом приобретается навык содержательного общения, значимые для студентов, их педагогов и родителей, которые можно использовать как действенное средство повышения учебной, творческой и интеллектуальной активности.

Преподаватель, анализирующий свой опыт по поводу организации исследовательской деятельности студентов, должен принимать во внимание все выше перечисленные функции и требования.