Разработка урока обучения грамоте с применением ИКТ

Разделы: Начальная школа


Образовательно-развивающие задачи:

  • закрепление понятий “звук”, “буква”;
  • формирование умения соотносить звук и букву;
  • формирование умения правильно обозначать звук [у];
  • упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами;
  • развитие коммуникативных умений;
  • развитие речи;
  • формирование навыка чтения;
  • развитие творческого воображения, мышления младших школьников;
  • обучение детей основам классификации, обобщения, сравнения.

Оборудование:

  1. Компьютерный класс;
  2. Наушники;
  3. П. О. — 1С: Образовательная коллекция. Букварь. Электронное пособие для предшкольной подготовки и начальной школы.

Ход урока

I. Повторение.

1. Звуковая зарядка.

1) Прослушивание стихов, выученных дома.

2) Чтение чистоговорки:

Та-та-та - открывай ворота.

До-ду-да - гудят провода. (Повторить три раза.)

- Как гудят провода? (У-у-у-у...)

2. Постановка цели.

- Какой звук научимся обозначать? ([у].)

II. Знакомство с буквами.

1. Работа по таблице.

- Рассмотрите буквы на с. 44 учебника.

Это буквы гласного [у] - буквы У, у и Ю, ю. На что они похожи?

(На рожки, сучок похожа буква У, а Ю похожа на ключик, если продлить палочку.)

У - сучок.

В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась буква Ю.

- Кто скажет, глядя на табличку, какую работу выполняют эти буквы?

(Они обе обозначают звук [у] и отдают команду “мягкости” или “твёрдости” согласному.)

Для дальнейшей работы класс делится на две группы, так как одновременно за компьютеры могут сесть только 12 человек:

  • Первая группа работает с учителем, выполняя звуковой анализ слов;
  • Вторая группа садится за компьютеры, надевает наушники и самостоятельно работает с электронным букварем, выполняя задания, которые в нем предложены по данной теме урока.
Звуковой анализ (первая группа) Работа с электронным букварем (вторая группа)
- Посмотрите на схемы рядом с рисунками детей. Какие это слова?

(Имена девочек Луша, Люба.)

- Как здесь работают буквы У, Ю?

(В слове “Луша” буква У обозначает гласный и указывает согласному на твердость. В слове Люба Ю - тоже обозначает звук [у] и отдаёт команду “мягкости” согласному.)

- Сколько слогов в словах? (Два, так как два гласных)

- Какой слог ударный? (Первый.)

Аналогично проводится звуковой анализ со словом круг.

- Посмотрите на другие рисунки. Какую работу будем здесь выполнять? {Подберем звуку [у] нужную букву.)

Дают характеристику каждому обозначенному фишкой звуку. Подбирают букву для гласного, который следует за соответствующим согласным звуком.

Типы выполняемых заданий:

Слушание стихов об изучаемой букве.

В текстах стихотворений изучаемая буква выделена цветом для лучшего запоминания образа буквы.

Задание на установление соответствия.

Задание “Найди и раскрась букву” (развитие образного мышления)

Задание “Доскажи словечко, и шарики улетят”

img5.jpg (46816 bytes)

Задание “Отгадай загадку, и облака улетят”

img8.jpg (48312 bytes)

Задание “Составь слово, и корзинка наполнится шишками”

Слушание стихов о буквах А и У и слове АУ.

После окончания работы группы меняются местами. На выполнение данной работы отводится 8 минут. За это время ученики успевают выполнить все предложенные задания.

Физкультминутка

III. Упражнение в чтении.

1. Чтение слогов (с. 44).

- Какая фишка возле первой строки?

(Твердого согласного.)

- Какую команду буква У отдает согласному?

(“Читайся твердо!”) (Читают за учителем.)

- Посмотрите на другую фишку. Какую команду буква Ю отдает согласному? (“Читайся мягко!”) (Читают за учителем.)

2. Чтение слов.

Читают слово луна, затем добавляют слог к слову “Люба” (“Люда”).

3. Чтение по слоговой “дорожке”. Читают, чередуя мягкий согласный с твердым.

4. Работа со скороговоркой.

- Куда собрались жук и паук? (На обед, ужин...)

Читают следом за “ведущим” хором, затем медленно, быстро.

- Какой звук часто повторяли? ([у].) Какими он обозначен буквами?

(Только У, потому что согласный твердый.)

IV. Закрепление.

1. И г р а “Отгадай слова”. Подберем согласные звуки вместо точек. Под 1-м рисунком: лук, люк, лак. Под 2-м рисунком: мука, уха, ухо. Под 3-м рисунком: лужа, уж.

2. Чтение слогов в таблице (с. 45-46).

- Какую команду отдает буква У согласному? (“Читайся твердо!”)

- Какую команду отдает согласному буква Ю? (“Читайся мягко!”)

3. Работа с русской народной песенкой “Коровушка”. Отыскивают знакомые буквы в словах.

V. Итог урока.

- Чем занимались сегодня на уроке?

(Научились обозначать звук [у] - гласными буквами У, Ю. Упражнялись в чтении слогов и слов.)