Образовательно-развивающие задачи:
- закрепление понятий “звук”, “буква”;
- формирование умения соотносить звук и букву;
- формирование умения правильно обозначать звук [у];
- упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие речи;
- формирование навыка чтения;
- развитие творческого воображения, мышления младших школьников;
- обучение детей основам классификации, обобщения, сравнения.
Оборудование:
- Компьютерный класс;
- Наушники;
- П. О. — 1С: Образовательная коллекция. Букварь. Электронное пособие для предшкольной подготовки и начальной школы.
Ход урока
I. Повторение.
1. Звуковая зарядка.
1) Прослушивание стихов, выученных дома.
2) Чтение чистоговорки:
Та-та-та - открывай ворота.
До-ду-да - гудят провода. (Повторить три раза.)
- Как гудят провода? (У-у-у-у...)
2. Постановка цели.
- Какой звук научимся обозначать? ([у].)
II. Знакомство с буквами.
1. Работа по таблице.
- Рассмотрите буквы на с. 44 учебника.
Это буквы гласного [у] - буквы У, у и Ю, ю. На что они похожи?
(На рожки, сучок похожа буква У, а Ю похожа на ключик, если продлить палочку.)
У - сучок.
В любом лесу
Ты увидишь букву У.
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась буква Ю.
- Кто скажет, глядя на табличку, какую работу выполняют эти буквы?
(Они обе обозначают звук [у] и отдают команду “мягкости” или “твёрдости” согласному.)
Для дальнейшей работы класс делится на две группы, так как одновременно за компьютеры могут сесть только 12 человек:
- Первая группа работает с учителем, выполняя звуковой анализ слов;
- Вторая группа садится за компьютеры, надевает наушники и самостоятельно работает с электронным букварем, выполняя задания, которые в нем предложены по данной теме урока.
Звуковой анализ (первая группа) | Работа с электронным букварем (вторая группа) |
- Посмотрите на схемы рядом с рисунками
детей. Какие это слова? (Имена девочек Луша, Люба.) - Как здесь работают буквы У, Ю? (В слове “Луша” буква У обозначает гласный и указывает согласному на твердость. В слове Люба Ю - тоже обозначает звук [у] и отдаёт команду “мягкости” согласному.) - Сколько слогов в словах? (Два, так как два гласных) - Какой слог ударный? (Первый.) Аналогично проводится звуковой анализ со словом круг. - Посмотрите на другие рисунки. Какую работу будем здесь выполнять? {Подберем звуку [у] нужную букву.) Дают характеристику каждому обозначенному фишкой звуку. Подбирают букву для гласного, который следует за соответствующим согласным звуком. |
Типы выполняемых заданий: Слушание стихов об изучаемой букве. В текстах стихотворений изучаемая буква выделена цветом для лучшего запоминания образа буквы. Задание на установление соответствия. Задание “Найди и раскрась букву” (развитие образного мышления) Задание “Доскажи словечко, и шарики улетят” Задание “Отгадай загадку, и облака улетят” Задание “Составь слово, и корзинка наполнится шишками” Слушание стихов о буквах А и У и слове АУ. |
После окончания работы группы меняются местами. На выполнение данной работы отводится 8 минут. За это время ученики успевают выполнить все предложенные задания.
Физкультминутка
III. Упражнение в чтении.
1. Чтение слогов (с. 44).
- Какая фишка возле первой строки?
(Твердого согласного.)
- Какую команду буква У отдает согласному?
(“Читайся твердо!”) (Читают за учителем.)
- Посмотрите на другую фишку. Какую команду буква Ю отдает согласному? (“Читайся мягко!”) (Читают за учителем.)
2. Чтение слов.
Читают слово луна, затем добавляют слог к слову “Люба” (“Люда”).
3. Чтение по слоговой “дорожке”. Читают, чередуя мягкий согласный с твердым.
4. Работа со скороговоркой.
- Куда собрались жук и паук? (На обед, ужин...)
Читают следом за “ведущим” хором, затем медленно, быстро.
- Какой звук часто повторяли? ([у].) Какими он обозначен буквами?
(Только У, потому что согласный твердый.)
IV. Закрепление.
1. И г р а “Отгадай слова”. Подберем согласные звуки вместо точек. Под 1-м рисунком: лук, люк, лак. Под 2-м рисунком: мука, уха, ухо. Под 3-м рисунком: лужа, уж.
2. Чтение слогов в таблице (с. 45-46).
- Какую команду отдает буква У согласному? (“Читайся твердо!”)
- Какую команду отдает согласному буква Ю? (“Читайся мягко!”)
3. Работа с русской народной песенкой “Коровушка”. Отыскивают знакомые буквы в словах.
V. Итог урока.
- Чем занимались сегодня на уроке?
(Научились обозначать звук [у] - гласными буквами У, Ю. Упражнялись в чтении слогов и слов.)