Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Предметы и их признаки"

Разделы: Начальная школа


Тема: Предметы и их признаки.

Цель: Углубление знаний и умений по классификации предметов по их признакам.

Задачи:

  • Введение нового способа классификации по структуре (составу).
  • Развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза.
  • Воспитание культуры речи и сотрудничества.

Тип урока: Совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: Смешанный.

Оборудование и наглядность: иллюстрации, учебник, цветные карточки.

Подготовка:

При работе с учащимися класса были проведены различные тестирования, позволившие узнать, какой тип восприятия у каждого ребенка, уровни переключения внимания и общей подготовки. С учетом полученных данных строилась работа на уроке (использовались разные типы работ, дифференцированные задания).

План

Организационный момент

1 мин.

Активизация знаний (парная работа)

8 мин.

Физминутка

2 мин.

Создание проблемной ситуации. Постановка и решение проблемной задачи(групповая работа)

13 мин.

Физминутка

2мин.

Закрепление нового материала (дифференцированная работа)

5 мин.

Итог урока. Рефлексия. Самооценка

4 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

-Прозвенел уже звонок, начинается урок! Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошей работы.

2. Активизация знаний (парная работа)

-Посмотрите вокруг. Как много разных предметов окружает нас в нашей жизни! Большие и маленькие, светлые и темные, деревянные и металлические. И люди вокруг нас отличаются друг от друга. Взрослые и маленькие, высокие и низкие, мальчики и девочки. Вот две книги на моем столе. У них, казалось бы, так много общего. Назовите, чем они похожи?(материал, форма) И все-таки они разные. Чем они отличаются друг от друга? (размер)

Вы сказали о материале, форме, размере этих книг. Как назвать эти понятия одним словом?(признаки) А что такое признак предмета?

-Признак – это отличительная черта, та особенность, которая отличает этот предмет от сотен и тысяч ему подобных.

-А по каким признакам можно сгруппировать предметы? (цвет, форма и т.д.)

(На партах конверты с рисунками: Синие – мяч, окно. Красные - яблоко, флаг. Желтые – книга, барабан)

-Разложите в группы (в парах).

-По какому признаку вы это сделали?

(На доске рисунок: а) апельсин. б) кастрюля)

-Расскажите, какой это предмет?

-по размеру
-по цвету
-по форме

-О чем еще можно рассказать?

-по вкусу
-по запаху
-назначению

Физминутка

3. Создание проблемной ситуации. Постановка и решение проблемной задачи(групповая работа)

(Учебник. С. 35 (внизу))

-Назовите 3 признака мяча: круглый – форма, разноцветный – цвет, игрушка – назначение, резиновый – материал.

-Угадайте, о каком предмете идет речь:

Большой, серый, каменный (гора). Какие признаки я назвала?

Коричневый, лохматый, имеет 4 лапы (собака). Признаки?

Большой, красный, 4 колеса, кабина (трактор)

(На доске - собака, заяц, волк)

-А теперь вам предстоит ответить на мой вопрос. Ответ вы будете искать в группах. Найдите серое животное, покрытое шерстью.

-Смогли ли вы точно определить? Достаточно ли вам только этих признаков? Что еще необходимо знать? (отличительные признаки)

-У этого животного длинные уши и короткий хвост.

-Как вы считаете, какой признак помог вам узнать зайца? (части тела, т.е. состав (структура))

-Наличие таких частей тела, как длинные уши и короткий хвост – отличительный признак зайца (существенный признак).

- Какой существенный признак у ежа? Лося? Волка?

Физминутка

4. Закрепление нового материала (дифференцированная работа)

(Учебник. С.36)

До начала урока дети получили цветные карточки.

Синие (кинестетики) – зад.№1.
Зеленые (аудиалы) – зад.№2.
Желтые (визуалы) – зад.№3.

5. Итог урока. Рефлексия. Самооценка

-По каким же признакам мы узнаем предметы? (цвет, форма, размер, название, назначение, материал, строение)

-А нужно ли знать эти признаки? Зачем нам нужно это? (Чтобы знать окружающий мир и ориентироваться в нем).

-Как вы считаете, как вы поработали на уроке? Оцените свою работу с помощью светофора.

-Кому из ребят можно сказать особое спасибо за активность на уроке и помощь в нашей работе?

-Спасибо за работу. Урок окончен.