Тема: Предметы и их признаки.
Цель: Углубление знаний и умений по классификации предметов по их признакам.
Задачи:
- Введение нового способа классификации по структуре (составу).
- Развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза.
- Воспитание культуры речи и сотрудничества.
Тип урока: Совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: Смешанный.
Оборудование и наглядность: иллюстрации, учебник, цветные карточки.
Подготовка:
При работе с учащимися класса были проведены различные тестирования, позволившие узнать, какой тип восприятия у каждого ребенка, уровни переключения внимания и общей подготовки. С учетом полученных данных строилась работа на уроке (использовались разные типы работ, дифференцированные задания).
План
Организационный момент | 1 мин. |
Активизация знаний (парная работа) | 8 мин. |
Физминутка | 2 мин. |
Создание проблемной ситуации. Постановка и решение проблемной задачи(групповая работа) | 13 мин. |
Физминутка | 2мин. |
Закрепление нового материала (дифференцированная работа) | 5 мин. |
Итог урока. Рефлексия. Самооценка | 4 мин. |
Ход урока
1. Организационный момент
-Прозвенел уже звонок, начинается урок! Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошей работы.
2. Активизация знаний (парная работа)
-Посмотрите вокруг. Как много разных предметов окружает нас в нашей жизни! Большие и маленькие, светлые и темные, деревянные и металлические. И люди вокруг нас отличаются друг от друга. Взрослые и маленькие, высокие и низкие, мальчики и девочки. Вот две книги на моем столе. У них, казалось бы, так много общего. Назовите, чем они похожи?(материал, форма) И все-таки они разные. Чем они отличаются друг от друга? (размер)
Вы сказали о материале, форме, размере этих книг. Как назвать эти понятия одним словом?(признаки) А что такое признак предмета?
-Признак – это отличительная черта, та особенность, которая отличает этот предмет от сотен и тысяч ему подобных.
-А по каким признакам можно сгруппировать предметы? (цвет, форма и т.д.)
(На партах конверты с рисунками: Синие – мяч, окно. Красные - яблоко, флаг. Желтые – книга, барабан)
-Разложите в группы (в парах).
-По какому признаку вы это сделали?
(На доске рисунок: а) апельсин. б) кастрюля)
-Расскажите, какой это предмет?
-по размеру
-по цвету
-по форме
-О чем еще можно рассказать?
-по вкусу
-по запаху
-назначению
Физминутка
3. Создание проблемной ситуации. Постановка и решение проблемной задачи(групповая работа)
(Учебник. С. 35 (внизу))
-Назовите 3 признака мяча: круглый – форма, разноцветный – цвет, игрушка – назначение, резиновый – материал.
-Угадайте, о каком предмете идет речь:
Большой, серый, каменный (гора). Какие признаки я назвала?
Коричневый, лохматый, имеет 4 лапы (собака). Признаки?
Большой, красный, 4 колеса, кабина (трактор)
(На доске - собака, заяц, волк)
-А теперь вам предстоит ответить на мой вопрос. Ответ вы будете искать в группах. Найдите серое животное, покрытое шерстью.
-Смогли ли вы точно определить? Достаточно ли вам только этих признаков? Что еще необходимо знать? (отличительные признаки)
-У этого животного длинные уши и короткий хвост.
-Как вы считаете, какой признак помог вам узнать зайца? (части тела, т.е. состав (структура))
-Наличие таких частей тела, как длинные уши и короткий хвост – отличительный признак зайца (существенный признак).
- Какой существенный признак у ежа? Лося? Волка?
Физминутка
4. Закрепление нового материала (дифференцированная работа)
(Учебник. С.36)
До начала урока дети получили цветные карточки.
Синие (кинестетики) – зад.№1.
Зеленые (аудиалы) – зад.№2.
Желтые (визуалы) – зад.№3.
5. Итог урока. Рефлексия. Самооценка
-По каким же признакам мы узнаем предметы? (цвет, форма, размер, название, назначение, материал, строение)
-А нужно ли знать эти признаки? Зачем нам нужно это? (Чтобы знать окружающий мир и ориентироваться в нем).
-Как вы считаете, как вы поработали на уроке? Оцените свою работу с помощью светофора.
-Кому из ребят можно сказать особое спасибо за активность на уроке и помощь в нашей работе?
-Спасибо за работу. Урок окончен.