Цель урока.
Знакомство с историей родного города, закрепление знаний, полученных в ходе подготовки к открытому уроку.
Задачи
- Знакомить с малыми жанрами фольклора.
- Воспитывать любовь к Родине, традициям, собранность детей на мероприятиях, культуру общения.
- Развивать координацию движений, музыкально–ритмическую координацию, любознательность, артистические способности, память.
Материальное оснащение
Действие происходит на сцене. На заднике плакат с надписью: “Успенская ярмарка”. Над надписью петушок. Для открытого урока требуется: бубны, платочки, ленточки, магнитофон.
СЦЕНАРИЙ УРОКА
1 чтец – Был когда-то град Новая Ладога
2 чтец – Да и сейчас он есть
1 чтец – И славился тот город периодически проходящими ярмарками
2 чтец – Они обычно проходили на Рыночной площади, между крыльями Гостиного Двора. Открытие ярмарки всегда проводились в торжественной обстановке. В году было несколько ярмарок. Например, Успенская ярмарка, была самой любимой народом из ее изобилия и развлекательности. За это она и была названа “Гуляющей”. Народу с большими лавками, открывались небольшие торговые заведения, появлялось множество мелких торговцев. Тут же, на рыночной площади, бродячие музыканты показывали свое искусство. На эту ярмарку привозилось много товаров издалека.
1 чтец – Одновременно открылись увеселительные заседания; балаганы, карусели, трактиры. Рыночную площадь тотчас заполняли ладожане и гости города. Начиналась веселая ярмарочная сутолока.
Шум ярмарки.
(выскакивают скоморохи)
1 скоморох – Милости просим, дорогие гости!
2 скоморох – Нынче ярмарка у нас, все товары высший класс. Здесь и цирк, и карусели, много разного веселья.
1 скоморох – Что сейчас мы говорим – слушайте внимательно. То, что здесь покажем вам, будет занимательно.
2 скоморох – Мой запрос – твоя подача, ваши деньги – наш товар. В торге будет всем удача, для души бесценный дар.
1 скоморох – Раздайтеся, разойдитеся. Дайте, дайте ходику веселому народику.
Дети танцуют танец петрушки.
Солируют 2 скомороха.
1 чтец – Ребята, а вы знаете кто такой Петрушка? Петрушка в разных странах назывался
по-своему. В Италии – Пульчикелло, в Англии – Панч, в Германии – Косперле. Петрушка выступал на родных гуляниях и был заводилой во всех играх. Их очень любили простые люди, а вот цари и церковь - нет. И часто петрушек и скоморохов изгоняли из города. Но все равно без них не обходилось ни одно гуляние, ни одна ярмарка.
2 чтец - Но были и другие увеселители – это цыгане. Своим зажигательным танцем придавали они особые веселья и радость. Цыгане делали праздник более живым, ярки, задорным.
Цыганский этюд.
1 скоморох – В сундучке моем подружки, все похожи друг на дружку, в сарафанчиках цветных, да в платочках расписных.
2 скоморох – Только разные по росту, а зовут их очень просто. Они и летом и зимой любят жить одна в одной. Принесите их сапожки и пойдут плясать их ножки.
Дети хором отвечают: матрешки.
Танец матрешек.
1 чтец – Со стороны кажется, что танцевать легко. Но для того, чтобы научиться исполнять те или иные движения, необходимо приложить очень много старания и терпения.
Игра с детьми и родителями – “Зеркало”.
2 чтец – Ну как же на гулянье, да тем более на ярмарке без гостей заморских. Они всегда придавали ярмарке особый королит. Они знали, чем удивить и какую диковинку показать.
Танец “Волшебный цветок”.
1 скоморох – Какой чудесный распустился цветок!
2 скоморох – Ну еще бы! – это же восток!
1 скоморох – А какие разноцветные лепестки, и какие чудесные завитки, какой приятный аромат.
2 скоморох – Они ведь в стране чудес царят.
1 чтец – Но ярмарка была всегда непредсказуема и вслед восточным спокойным танцем, на гулянье танцевали русские, которые отличались своей задорностью, удальством и весельем.
1 скоморох – Чтобы печка разогрелась, надо жару поддавать.
2 скоморох – Чтобы песня лучше пелась, надо пляской помогать.
Дети танцуют кадриль.
2 чтец – Всегда на ярмарках были игры, которые придумывали петрушки. И поэтому ярмарка становилась еще более веселой, что привлекало народ.
1 скоморох – Взгляни, как публика грустит, покуда шут за сценой скрыт. Но вот протяжен и высок скрипучий слышен голосок. И словно подменили всех, что за веселье, что за смех.
2 скоморох – А сейчас, вставая кругом, выстройся ты друг за другом, разберись по парам и задай мне жару.
1 скоморох – Ты лошадка, а ты кучер, а по хлопку наоборот.
Поворачивайся круче и не стой, разинув рот.
Игра “Кучер и лошадки”.
1 чтец – Но не только с востока приезжали гости. Были также и из жаркой солнечной Италии. И танцы у них были такие же веселые и захватывающие своей быстрой музыкой.
Танец “Тарантелла”.
2 чтец – Тарантелла самый популярный танец Италии. А вы знаете, откуда пошло это название? Существовало поверье, что после укуса ядовитого паука тарантула, яд можно было “выгнать” из тела только жаркой и быстрой пляской.
1 чтец – Но вернемся к нашей ярмарке. На ярмарках было много развлечений. Шумных и веселых аттракционов. И одним из любимых была быстрая карусель.
2 чтец - Этим шумным развлечением мы и хотим наше развлечение по ярмаркам.
1 скоморох – Карусель, карусель – завершает для вас танцы, шутки, песни и веселье.
2 скоморох - Карусель, карусель – это радость для всех, прокатись на нашей карусели.
Танец “Карусель”.
ПОКЛОН.