Брейн-ринг "Лингва латина"

Разделы: Иностранные языки


Цели:

Образовательные:

  1. Проконтролировать усвоение студентами учебного материала по дисциплине.
  2. Систематизировать знания студентов по дисциплине и показать связь латинского языка с русским, немецким и английским языками.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление студентов, их аналитико-синтетические способности.
  2. Совершенствовать лингвистическую догадку студентов.

Воспитательные:

  1. Воспитывать внимание, умение работать в команде, слушать друг друга.
  2. Воспитывать толерантное отношение к носителям других культур.

Оборудование: столы с сигнальными лампочками, карточки и плакаты с раздаточным материалом, крылатые фразы и выражения, фонограмма для песни, костюмы.

Ход мероприятия:

ВЕДУЩИЕ: Здравствуйте, дорогие друзья! Приглашаем вас всех принять участие в конкурсе латинского языка. Он пройдёт в форме брейн-ринга, где 3 команды покажут свои знания не только латинского языка, но и тех языков, которые они изучают: английского, немецкого, русского.

Цель конкурса – показать связь латинского языка с живыми современными языками.

В соревновании принимают участие студенты 3 – 5 курсов.

Ведут соревнование: Солодкова И., Саладунова О.

Подсчёт очков осуществляют калькуляторы: Голиков С., Попова М., Титова Л.

Работа с залом: Ломакина Т.

2 ВЕДУЩИЙ: Задание 1. Составьте слова из частей.(2 мин.)

фило логия
калейдо гогия
дема скоп
хроно графия
поли граф
баро сфера
био синтез
библио цид
гео
гено

Пауза 1 (обучение в Древнем Риме и Греции).

1 ВЕДУЩИЙ: А теперь давайте вспомним обучение в Древней Греции и Риме.

Как в Греции, так и в Риме уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей.

Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически.

В Риме, дети до 7 лет воспитывались дома под присмотром рабов, нередко ими были греки, учившие их греческому языку.

После 7 лет в Греции мальчики передавались на попечение отца и раба-педагога.

(Что означает слово “педагог”? – “сопровождающий ребенка”).

Дети занимались в школе с тремя учителями.

“Грамматист” обучал грамоте, письму и счету. А как его называли в Риме? (“литератор”).

А как в Риме называли учителя арифметики? (“калькулятор”).

Ученики должны были заучивать наизусть, повторяя за учителем.

Как в Греции, так и Риме ученик учились считать на камешках. Более сложные арифметические расчеты производились на “абаке”.

(Что произошло от этого предмета? – “счеты”).

Вторым учителем в Греции был учитель музыки. (Как его называли? – “кифарист”).

(А кто занимался физическим воспитанием детей? – “педотриб” (учитель физкультуры).

А знаете ли вы как называлось помещение для спортивных занятий? – “Палестры”).

Кто может объяснить происхождение слова “каникулы” ?

(каникулярии = caniculares. “дни собачек”, самые знойные дни в году, когда всходил Сириус, самая яркая звезда в созвездии Большого Пса (Canis Major) и наступали каникулярные дни, когда в школах Рима не было занятий).

Задание 2. Какое слов лишнее (– по 1 мин.)
2 ВЕДУЩИЙ

- Метафора, семафор, Христофор, амфора, анафора, светофор, фосфор.
- Программа, прогноз, прогресс, протокол, провизор, проекция.
- Апатия, патетика, пафос, патология, антипатия, симпатия, телепатия, гомеопатия, психология, спать.
- Территория, терроризм, террариум, терраса
- Гимн, гимнастерка, гимназия, гимнастика, гимнастический

Пауза 2. Греческие и Римские боги. (1 ВЕДУЩИЙ.)

До наших дней дошло множество английских мифов, из которых можно узнать о верованиях древних греков и римлян.

Греки почитали 12 великих богов, обитавших на священной горе Олимп.

Римляне также представлявшие своих богов и богинь в человеческом облике, познакомившись с греческой культурой, стали отождествлять их с греческими божествами.

Давайте вспомним их и дадим соответствия греческим и римским богиням.

Бог-громовержец, властитель неба (Зевс – Юпитер)

Сын Зевса, бог искусств, покровитель поэтов (Апполон – Апполон).

Как звали в Греции и Риме богиню охоты, диких зверей и растительности (Артемида – Диана).

А покровительница цветущих садов, красоты и любви? (Афродита – Венера).

Согласно преданию, Венера (Афродита) была матерью троянского героя Энея, чии потомки основали Рим. Поэтому римляне чтили Венеру как прародительницу римского народа.

А кого считают богиней земли и плодородия? (Деметра – Церера).

А как древние греки и римляне называли супругу Зевса (Юпитера), покровительницу семьи и брака? Кого чтили как великую богиню плодородия? (Гера – Юнона).

Имена каких богов вспоминаются в связи с культом огня и очага, кузнечного дела? Кто покровительствовал ремесленникам и ювелирам? (Гефест – Вулкан).

И еще немного о богах. Бог подземного царства? (Плутон – Анд).

Чему покровительствовал Меркурий (Гермес)? (Бог торговли, покровитель путников, пастухов).

Чему покровительствовала Гестия (Веста)? (Богиня священного очага, дома).

Задание 3. Догадайтесь о значении слова: (2 ВЕДУЩИЙ – 4 мин.)

англ лат
adolescence adolescence
punish punire
advanced advenio, advenire
cause causa
serve servus
carriage carrus
diligent diligentia
fortunate fortunatus
grade gadus
grateful gratus
prosperous prospere
law lex
library liber
magnificient magnus
merit meritum
mute mutus
narrate narrare
negotiation negotio
noble nobilis
rare rarus
recite rectio
sane sanus
describe scribe
testament testamentum
timid timidus
total totus
tower turis
лат нем
producere produzeren
imperium Imperativ
studere studieren
strata Strae
insula Insel
recte richtig
corpus Krper
clarus klar
utilit utilitas
valid validus

Пауза 3. (Календарь). (1 ВЕДУЩИЙ.)

Если я спрошу вас какое сегодня число и месяц, вы не задумываясь ответите на мой вопрос. Но не все, наверное, помнят, что календарь, по которому мы все сегодня живем, был принят в Риме в VI веке.

В древнейшие времена римский год делился не на 12, а на 10 месяцев. И к VI в. добавились два месяца: январь и февраль. Можете ли вы объяснить происхождение этих названий?

(Январь – в честь бога зверей и всякого начала – двуликого Януса;

Февраль – месяц, завершающий год, и требующий искупительной жертвы = februare = очищать).

В середине I в. до н.э. римский император Гай Юлий Цезарь внес в римский календарь изменения. Начало года было перенесено на 1 января, поскольку с этого дня консулы приступали к своим обязанностям. Был установлен годичный цикл (по движению солнца) в 365,25 дня; 0,25 дня за четыре года складывались в целый день, который и прибавляли к каждому четвертому году (но не к 29и февраля, как принято сегодня, а дважды считали шестой день перед мартовскими календами – 24 февраля. Отсюда и весь год называли “дважды шестой” - “биссектус”. Так получилось знакомое нам слово “високосный”.

А в честь кого был назван седьмой месяц – июль? (В честь Юлия Цезаря).

Какие еще соответствия в названиях месяцев и именах вы можете привести?

Martius – март (от имени Марса);

Junius – июнь (от имени Юноны);

Август – по имени императора Октавиана Августа.

А от какого слова произошло название “календарь”?

(первый день месяца – “новолуние” назывался “календы”, от него и произошло название “календарь”).

А что вы знаете о происхождении названий отдельных дней недели? Например,

Понедельник – (День Луны : : нем. Montag, англ. Monday);
Четверг – (День Юпитера : : нем. Donnerstag, англ. Thursday = оба названия отражают имя Тора, или Донара, германоскандинавского бога неба);
Пятница – (День Венеры : : нем. Freitag, англ. Friday, т.е. день богини Фрейн – скандинавской аналогии Венеры);
Суббота – (день Сатурна : : англ. Saturday);
Воскресенье – (день Солнца : : нем. Sonntag, англ. Sunday).

Задание 4. Догадайтесь (2 ВЕДУЩИЙ)

  1. На каком языке был составлен Нерчинский договор 1689 года – первый документ в истории русско-китайских отношений? (латинский)
  2. Что означают названия месяцев September, October, November, December? Почему порядковые номера не совпадают с названиями? (Год – 10 месяцев, начинался с марта, таком образом September – 7ой и т.д.)
  3. Что означает слово “игрек”? (“и” греков – заимствовано из греческого).

Пауза 4.Пословицы (1 ВЕДУЩИЙ – с залом)

Найдите соответствия латинским высказываниям в английском, немецком и русском языках

Amat Victoria curam.
Победа любит стараниe.
Where there’s a will, there’s a way.
Ohne Flei, kein Preis.

Bis dat qui cito dat.
Дорога ложка к обеду.
He gives twice, who gives quickly.
Was zu rechten Zeit kommt, ist am werststen.

Festina lente.
Тише едешь, дальше будешь.
The more haste, the less speed.
Eile mit Weile.

Cum tacent clamant.
Молчание – знак согласия.
Silence gives consent.
Shweigen ist auch eine Antwort.

Errare humanum est.
Человеку свойственно ошибаться.
To err is human.
Irren ist menschlich.

Lupus non mordet lupum.
Ворон ворону глаз не выклюет.
Dog does not eat dog.
Eine Krhe hckt den anderen kein Auge nicht aus.

Otium post negotium.
Делу время, потехе час.
Business before pleasure.
Erst die Arbeit, dann das Spiel.

Repetitio est mater studiorum.
Повторенье – мать ученья.
Repetition is the mother of learning.
bung macht den Meister.

Clarus clavo pellitur.
Клин клином вышибают.
Desperate diseases must have desperate remedies.
Den Teufel mit Beelzebub austreiben.

Mala gallina, malum ovum.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Like father, like son.
Wie der Fater, so der Sohn.

Finis coronat opus.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
All is well that ends well.
Ende gut-alles gut.

Задание 5. (1 ВЕДУЩИЙ)
К каким латинским словам восходят следующие слова:

Филиал – filius
Симпозиум –
Гастроном -
Дивизион - dividere
Дивиденд – dividerе
Микроскоп – micros /scopos
Витамин
Магистратура
Лингвистика
Сильвестр
Музыкальный
Курорт
Прокурор
Апемалист
Маринист
Альт
Алтарь
Пленум
Генератор
Конституция
Сигнализация
Иллюминация
Корпус
Санаторий
Фиксировать
Фирма
Фонтан
Милитаризм
Авиация
Орнамент
Реклама
Лаборант
Амур
Валентин
Валерий
Эгоизм
Аудитория

Заканчивается мероприятие подведением итогов и награждением победителей.