Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. | 1. Дети проверяют готовность к уроку: наличие учебников, тетрадей, карандаша, линейки, разноцветные шарики из картона. | |
2. Слово учителя: Наш урок накануне Нового года мы проведём с жителями деревни Простоквашино. (Слайд №1.) Нарядим ёлку, и в конце урока вас ждёт сюрприз. Но чтобы его получить, мы должны выполнить несколько различных заданий. |
||
2. Проверка разноуровневого домашнего задания. | Итак, задание №1. Дома вы должны были выполнить примеры на деление в столбик. Давайте проверим. Кто выполнил вычисления с зелёным квадратом? |
Дети поднимают руки. |
(Слайд №2.) Всё так? |
Дети отвечают: да. | |
Кто выполнил задание с синим квадратом? | Дети поднимают руки. | |
(На экране слайд №3.) Всё ли правильно? |
Дети отвечают: нет. В частном 1-го примера не достаёт цифры 0, должно быть 5 цифр в частном, а не 4. |
|
Кто выполнил задание с красным квадратом? | Дети поднимают руки. | |
(На экране слайд №4.) Всё ли правильно? |
Дети отвечают: да. | |
Кому было не трудно? Не было ошибок? Оцените свою домашнюю работу: если всё отлично – повесьте на ёлку красный шарик; было что-то непонятно – синий; если ещё надо постараться – жёлтый. | Рефлексия: дети вешают свои шарики на ёлку. | |
3. Блиц-турнир. | А теперь следующее задание – разминка
для ума с котом Матроскиным. (Слайд 5.) |
Дети записывают выражения. |
а) 20 кг Картофеля кот Матроскин разложил поровну в 4 мешка. Сколько кг картофеля у Матроскина в 10 таких мешках? | 20:4*10=50 (кг) |
б) Кот Матроскин заготовил 12 трёхлитровых банок с яблочным соком и 15 двухлитровых банок с виноградным соком. Сколько всего литров сока заготовил кот Матроскин? | 3*12+2*15=66 (л) | |
в) К праздничному новогоднему столу кот Матроскин купил торт за 150 руб. и пирог, который стоил в 3 раза дешевле. На сколько торт дороже пирога? | 150-150:3=100 | |
г) Кот Матроскин израсходовал 6 кг муки и у него осталось в 7 раз больше. Сколько кг муки было в начале? | 6+6*7=48 (кг) | |
д) 107 л молока Матроскин разлил в бидоны по 50 л. Сколько потребовалось полных бидонов? | 107:50=2 б (ост. 7 л) | |
Давайте проверим. (Слайд №6.) 20:4*5=50 кг 3*12+2*15=66 л 150-150:3=100 руб 6+6*7=48 кг 107:50=2 б (ост. 7 л) |
||
Оцените свой блиц-турнир и повесьте шарики на ёлку. | Рефлексия: дети прикрепляют шары на ёлку. | |
4. Определение темы урока. | 1) Какое действие выполняли в последнем выражении? | Ответы детей: Чтобы решить последнюю задачу блиц-турнира надо выполнить деление. |
Над какой темой мы работаем на уроках математики? | Мы знакомились с делением многозначного числа на однозначное. | |
Сегодня мы рассмотрим особый случай:
деление с остатком. (Слайд №7). |
||
2) Следующее задание. (Слайд №8). |
||
Дядя Фёдор занят делом, у него никак не выходят вычисления. Давайте ему поможем. | ||
(Слайд №9.) | Один ученик у доски, остальные учащиеся в тетради. | |
(Слайд №10.) Алгоритм письменного деления: 1. Найти первое неполное делимое. |
Дети повторяют алгоритм письменного деления. | |
Учитель наблюдает за ходом объяснения. | Ученик объясняет: 254 : 4 = 63 (ост. = 2) |
|
Давайте проверим. | Самопроверка. 63*4+2=254 63*4 = 252 |
|
К уже известному алгоритму необходимо добавить изменения. Какие? | а) если при делении есть остаток надо
проверить. б) частное умножить на делитель. в) к результату прибавить остаток. г) если вычисления верные, должно получится делимое. |
|
(Слайд №12.) Всем понятно? |
Ответы детей. |
5. Первичное закрепление. | Делимое 382, делитель 5. Найти частное и остаток. | Ученица объясняет у доски, все
остальные записывают в тетради. 282 : 5 = 76 (ост. = 2) 76*5+2=382 76*5 = 380 |
6. Физминутка. | Учитель включает музыку из м/ф. “Зима в Простоквашино”. Вместе с героями Простоквашино делаем разминку. | Дежурный ученик проводит разминку. 1.
Упражнение для кистей рук. 2. Упражнение для локтевых суставов. 3. Рывки руками перед грудью. 4. Наклоны туловища влево-вправо. 5. Приседание. 6. Прыжки на месте. 7. Восстановление дыхания. |
7. Закрепление. | Теперь следующее задание. Оно будет разноуровневое. Выберите его для себя в соответствии со своими силами. Для выполнения вам 5 минут. (Слайд№13.) Урок 12 №2. Зелёные – 2-й столбик, Синие – 3-й столбик, Красные – 4-й столбик. |
|
Учитель включает музыку из альбома “Времена года Декабрь” П.И. Чайковского. | Самостоятельная работа. |
8. Проверка. Самостоятельная работа. |
Давайте поверим это задание. | Самопроверка. |
Зелёные (Слайд №13) | ||
Синие (Слайд №14) | ||
Красные (Слайд №15) | ||
Оцените свою работу и повесьте шарики на ёлку. | Рефлексия: дети прикрепляют шары на ёлку. | |
9. Решение задачи. | А теперь, если всё понятно, давайте,
выполним следующее задание, используя новый
приём вычислений. Вместе с жителями Простоквашино (Слайд 16) решим задачи. Выберите для себя задание: Зелёные – урок 12 №4, Синие – урок 12 №5, Красные – карточки. |
Учащиеся выбирают по своему желанию одну из разноуровневых задач и решают самостоятельно. Все дети выбрали задачу с красным квадратом. |
Следующее задание. Вместе с жителями Простоквашино решаем задачи, и время на это – 5 мин. Зелёные – №4, Синие – №5, Красные – карточки. |
||
1 в. Дядя Федор диктовал Матроскину и Шарику диктант, в котором они сделали 24 ошибки. Причем Матроскин сделал на 6 ошибок больше, чем Шарик. Сколько ошибок сделал Шарик и сколько Матроскин? | ||
2 в. Кот Матроскин и Шарик съели 32
плюшки. Матроскин съел на 24 плюшки больше, чем
Шарик. Сколько плюшек съел каждый из них? (Проверка данного задания на сл. уроке.) |
||
10. Заключительный момент. | Урок наш подошёл к концу. Посмотрите, какая чудесная ёлка получилась у нас и у жителей Простоквашино. (Слайд 18.) | Рефлексия. |
Чем занимались? Что не совсем получилось? Я ставлю вам ! | Ответы детей. | |
А Печкин доставил конверт… Посмотрим,
что там? А в нём поздравление от Деда Мороза и приглашение на новогодний праздник в Ново-Животинное 23.12.07. ВСЕМ СПАСИБО! |