Проект урока математики по теме "Деление многозначных чисел с остатком". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент.   1. Дети проверяют готовность к уроку: наличие учебников, тетрадей, карандаша, линейки, разноцветные шарики из картона.
2. Слово учителя:

Наш урок накануне Нового года мы проведём с жителями деревни Простоквашино.

(Слайд №1.)

Нарядим ёлку, и в конце урока вас ждёт сюрприз.

Но чтобы его получить, мы должны выполнить несколько различных заданий.

 
2. Проверка разноуровневого домашнего задания. Итак, задание №1.

Дома вы должны были выполнить примеры на деление в столбик.

Давайте проверим. Кто выполнил вычисления с зелёным квадратом?

Дети поднимают руки.
(Слайд №2.)

Всё так?

Дети отвечают: да.
Кто выполнил задание с синим квадратом? Дети поднимают руки.
(На экране слайд №3.)

Всё ли правильно?

Дети отвечают: нет.

В частном 1-го примера не достаёт цифры 0, должно быть 5 цифр в частном, а не 4.

Кто выполнил задание с красным квадратом? Дети поднимают руки.
(На экране слайд №4.)

Всё ли правильно?

Дети отвечают: да.
Кому было не трудно? Не было ошибок? Оцените свою домашнюю работу: если всё отлично – повесьте на ёлку красный шарик; было что-то непонятно – синий; если ещё надо постараться – жёлтый. Рефлексия: дети вешают свои шарики на ёлку.
3. Блиц-турнир. А теперь следующее задание – разминка для ума с котом Матроскиным.

(Слайд 5.)

Дети записывают выражения.
а) 20 кг Картофеля кот Матроскин разложил поровну в 4 мешка. Сколько кг картофеля у Матроскина в 10 таких мешках? 20:4*10=50 (кг)
  б) Кот Матроскин заготовил 12 трёхлитровых банок с яблочным соком и 15 двухлитровых банок с виноградным соком. Сколько всего литров сока заготовил кот Матроскин? 3*12+2*15=66 (л)
в) К праздничному новогоднему столу кот Матроскин купил торт за 150 руб. и пирог, который стоил в 3 раза дешевле. На сколько торт дороже пирога? 150-150:3=100
г) Кот Матроскин израсходовал 6 кг муки и у него осталось в 7 раз больше. Сколько кг муки было в начале? 6+6*7=48 (кг)
д) 107 л молока Матроскин разлил в бидоны по 50 л. Сколько потребовалось полных бидонов? 107:50=2 б (ост. 7 л)
Давайте проверим.

(Слайд №6.)

20:4*5=50 кг

3*12+2*15=66 л

150-150:3=100 руб

6+6*7=48 кг

107:50=2 б (ост. 7 л)

 
Оцените свой блиц-турнир и повесьте шарики на ёлку. Рефлексия: дети прикрепляют шары на ёлку.
4. Определение темы урока. 1) Какое действие выполняли в последнем выражении? Ответы детей: Чтобы решить последнюю задачу блиц-турнира надо выполнить деление.
Над какой темой мы работаем на уроках математики? Мы знакомились с делением многозначного числа на однозначное.
Сегодня мы рассмотрим особый случай: деление с остатком.

(Слайд №7).

 
2) Следующее задание.

(Слайд №8).

 
Дядя Фёдор занят делом, у него никак не выходят вычисления. Давайте ему поможем.  
(Слайд №9.) Один ученик у доски, остальные учащиеся в тетради.
  (Слайд №10.)

Алгоритм письменного деления:

1. Найти первое неполное делимое.
2. Определить число цифр в частном.
3. Найти цифры в каждом разряде частного.

Дети повторяют алгоритм письменного деления.
Учитель наблюдает за ходом объяснения. Ученик объясняет:

254 : 4 = 63 (ост. = 2)

Давайте проверим.

(Слайд №11.)

Самопроверка.

63*4+2=254

63*4 = 252

К уже известному алгоритму необходимо добавить изменения. Какие? а) если при делении есть остаток надо проверить.

б) частное умножить на делитель.

в) к результату прибавить остаток.

г) если вычисления верные, должно получится делимое.

(Слайд №12.)

Всем понятно?

Ответы детей.
5. Первичное закрепление. Делимое 382, делитель 5. Найти частное и остаток. Ученица объясняет у доски, все остальные записывают в тетради.

282 : 5 = 76 (ост. = 2)

76*5+2=382

76*5 = 380

6. Физминутка. Учитель включает музыку из м/ф. “Зима в Простоквашино”. Вместе с героями Простоквашино делаем разминку. Дежурный ученик проводит разминку. 1. Упражнение для кистей рук.

2. Упражнение для локтевых суставов.

3. Рывки руками перед грудью.

4. Наклоны туловища влево-вправо.

5. Приседание.

6. Прыжки на месте. 7. Восстановление дыхания.

7. Закрепление. Теперь следующее задание.

Оно будет разноуровневое.

Выберите его для себя в соответствии со своими силами.

Для выполнения вам 5 минут.

(Слайд№13.) Урок 12 №2.

Зелёные – 2-й столбик,

Синие – 3-й столбик,

Красные – 4-й столбик.

 
Учитель включает музыку из альбома “Времена года Декабрь” П.И. Чайковского. Самостоятельная работа.

 

8. Проверка.

Самостоятельная работа.

Давайте поверим это задание. Самопроверка.
Зелёные (Слайд №13)  
Синие (Слайд №14)  
Красные (Слайд №15)  
Оцените свою работу и повесьте шарики на ёлку. Рефлексия: дети прикрепляют шары на ёлку.
9. Решение задачи. А теперь, если всё понятно, давайте, выполним следующее задание, используя новый приём вычислений.

Вместе с жителями Простоквашино (Слайд 16) решим задачи.

Выберите для себя задание:

Зелёные – урок 12 №4,

Синие – урок 12 №5,

Красные – карточки.

Учащиеся выбирают по своему желанию одну из разноуровневых задач и решают самостоятельно. Все дети выбрали задачу с красным квадратом.
Следующее задание.

Вместе с жителями Простоквашино решаем задачи, и время на это – 5 мин.

(Слайд 17.)

Зелёные – №4,

Синие – №5,

Красные – карточки.

 
  1 в. Дядя Федор диктовал Матроскину и Шарику диктант, в котором они сделали 24 ошибки. Причем Матроскин сделал на 6 ошибок больше, чем Шарик. Сколько ошибок сделал Шарик и сколько Матроскин?  
2 в. Кот Матроскин и Шарик съели 32 плюшки. Матроскин съел на 24 плюшки больше, чем Шарик. Сколько плюшек съел каждый из них?

(Проверка данного задания на сл. уроке.)

 
10. Заключительный момент. Урок наш подошёл к концу. Посмотрите, какая чудесная ёлка получилась у нас и у жителей Простоквашино. (Слайд 18.) Рефлексия.
Чем занимались? Что не совсем получилось? Я ставлю вам ! Ответы детей.
А Печкин доставил конверт… Посмотрим, что там?

А в нём поздравление от Деда Мороза и приглашение на новогодний праздник в Ново-Животинное 23.12.07.

ВСЕМ СПАСИБО!